"Мы сами не верим, но это шанс". Первые детали переговоров о мире
Политическое решение о прекращении российско-украинской войны на основе Минских соглашений - ключевая текущая цель Администрации президента Украины. Западные союзники поддерживают этот сценарий и требуют от Москвы неукоснительно следовать мирным инициативам Киева. Но мир пока не нужен Путину.
Блеф Кремля
Война и противостояние с Украиной и Западом - единственное поле, на котором московский режим способен сплотить вокруг себя граждан. Замысел в том, чтобы раскрутить блеф о континентальной войне, которой на самом деле быть не может из-за отсталости российской военной машины и экономики от Запада. Но если заставить потенциальных участников поверить в большую войну в Европе - на что они будут готовы, чтобы ее избежать?
Изменить мировой порядок - цель России, о чем прямо заявил в субботу диктатор страны-агрессора Владимир Путин, находясь в Сочи. Он подчеркнул, что Запад пытается "сохранить миропорядок, сложившийся после развала СССР". "Миропорядок во главе с одним безусловным лидером, который хочет в качестве такого и остаться... Такой миропорядок Россию никогда не устроит", - заявил он.
Похоже, шантаж войной - работает. В этот же день на 51-й Мюнхенской конференции европейские лидеры обсуждали, как остановить российскую агрессию и не допустить континентальной войны. Едва ли не впервые всерьез обсуждали возможность полномасштабной войны в Европе.
"Если мы не сможем прийти не просто к компромиссу, а к долгосрочному мирному соглашению, мы все знаем, какой сценарий нас ждет. У него есть название, и это название - война", - пугал французский лидер Франсуа Олланд в субботу. Другие дипломаты в ходе своих выступлений в Мюнхене неоднократно использовали похожую терминологию и высказывали похожие опасения. Позже президент Франции пошел еще дальше, призвав дать "самую широкую автономию" районам, которые подконтрольны боевикам.
Сложилось впечатление, что кремлевскому руководству удалось убедить лидеров ЕС в том, что большая война в Европе возможна. Не последнюю роль в этом сыграли регулярные воздушные, морские и сухопутные провокации российской армии у границ стран НАТО.
Еще в самом начале российско-украинской войны военные эксперты утверждали, что первая цель Москвы в Украине - Крым, а в конечной перспективе и вся Украина. Но не Донбасс, который Россия не собирается содержать. Война в Донбассе, по всей видимости, преследовала две цели - стать "дымовой завесой" для аннексии Крыма и создать внутриполитическую и экономическую гирю для остальной части Украины, чтобы в будущем контролировать всю страну.
Теперь, когда весь западный мир доведен Москвой до предвоенного состояния, первая цель кажется достигнутой - Крым никто не признает, но уже мало кто обсуждает его судьбу. Западных лидеров интересует прекращение войны в Донбассе. И в этой связи московское руководство реализует следующую цель - пытается затолкать в Украину уничтоженный российской армией Донбасс, озлобленный лишениями и военной пропагандой РФ.
Кроме того, исходя из заявлений и действий российского агрессора, продолжается выполнение основной задачи - попытка изменить мировой порядок, разрушив единство Европейского Союза, походу нивелируя роль международных организаций и международных структур диалога и безопасности. Экономически и политически Россия не способна это сделать. Тем более сейчас, когда общее состояние дел в РФ стремительно катится в пропасть. Лоббирование Москвой антиевропейских партий и лидеров в ЕС - краткосрочный инструмент, который не всегда эффективен. Единственное, что пока не дает сбоя, это методы устрашения и психологического давления - любимое оружие КГБ.
Нюансы переговоров
В Администрации президента Украины не испытывают особых иллюзий в отношении нынешнего раунда переговоров с участием лидеров Германии и Франции. "Москва никак не наиграется. Мы сами не верим, но это (политические переговоры, - ред.) последний шанс найти точки соприкосновения перед дальнейшей эскалацией войны", - сказал ЛІГАБізнесІнформ один из чиновников АП. Другой собеседник офиса Петра Порошенко отметил: "Если бы мы не верили (в возможный успех переговоров, - ред.), мы бы этим не занимались".
Киев стремится любыми способами сорвать военный сценарий Москвы и перевести события в плоскость переговоров и торгов. Минские соглашения - идеальный формат для этого. Украина может заключить любое соглашение. Может обещать любые преференции оккупированным районам Донбасса. Но выполнять или не выполнять будет только то, что выгодно, одновременно с этим сближаясь с ЕС и НАТО. Россию этот формат не устраивает, поскольку лишает главного козыря - убийств украинских военных, мирных жителей и шантажа большой войной. Однако, Минская контактная группа - это единственное место, где Москва под прикрытием марионеточных лидеров боевиков может выдвигать требования, когда ей это выгодно.
Один из европейских дипломатов сказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ, что в Брюсселе хорошо понимают цели и методы Москвы. Но проблема, считает дипломат, в другом. "Мы имеем дело с человеком, который, судя по всему, переживает глубокую душевную травму, связанную с положением России как страны-изгоя после развала СССР. Когда-то посол СССР был желанным гостем во многих столицах мира. Это была диктаторская, но сильная страна. А потом все это исчезло. Путин считает, что может вернуть уважение к позиции СССР, но своими действиями только вредит России. На наших глазах он аннексировал Крым и развязал войну в Украине, чем навсегда отверг от России украинский народ", - сказал собеседник.
Он считает, что визит Меркель и Олланда в Москву был попыткой найти компромисс в виде взаимных уступок и убедить Путина отказаться от агрессии против Украины и всего мира. "Не выдвигалось никаких ультиматумов, но не было и никаких уступок. Это была попытка поговорить еще один раз, обсуждая конкретный план действий по воплощению в жизнь Минских соглашений. Речь шла только об Украине, но всем ясно, что одной Украиной дело не ограничивается", - добавил он.
Другой западный дипломат в Киеве говорит, что "Путин окончательно потерял доверие Запада". "Проблема в том, что мы не можем определиться с единой стратегией. На Западе верят в то, что Путин готов на все. И стараются поэтому с ним разговаривать, веря в то, что он человек вменяемый и рационально думающий, как они. Это не мюнхенский договор, Украину никто не оставит. Украину никто не сливает. Просто Запад не имеет единой стратегии по отношению к России. Моя личная позиция: с Путиным надо играть и разговаривать жестко, с позиции силы, дать больно по зубам уже сейчас", - говорит он и добавляет, что постепенно Запад будет ужесточать свою политику по отношению к Путину, единственный минус - потеря времени.
В воскресенье четыре лидера - Франции, Украины, Германии и России - провели телефонную конференцию в Нормандском формате. Президенты обсудили комплекс мер по имплементации Минских соглашений и договорились провести экспертные консультации в Берлине представителей МИД в понедельник. Кроме того, во вторник пройдет встреча Трехсторонней контактной группы с участием подписантов Минских договоренностей.
Если все пройдет удачно, говорят в офисе Порошенко, 11 февраля в Минске состоится встреча четырех лидеров - Порошенко, Меркель, Путина и Олланда. На этой встрече, как ожидается, может быть поставлена точка в российско-украинской войне. Или положено начало деэскалации.
Источники в дипломатических кругах сообщили ЛІГАБізнесІнформ некоторые детали обсуждаемого документа по имплементации Минских соглашений. Собеседники говорят, что в документе не будет речи о запрете Украине интегрироваться в НАТО или Евросоюз, как об этом сообщалось в некоторых СМИ. В документе также прямо не будет звучать необходимость федерализации, но Украина должна согласиться предоставить некоторым районам Донбасса специальные права.
Что из перечисленного окажется в окончательном документе и как это будет выглядеть - предмет предстоящих переговоров. Вечером в воскресенье в Киеве дипломаты из группы переговорщиков получили инструкции касательно позиции Украины в рамках экспертного общения, запланированного на завтра в Берлине.
Есть ли повод для оптимизма
Подобные встречи уже проводились, похожих переговоров было проведено немало. Каждый раз они заканчивались одинаково: Москва одной рукой ставила подпись под документом, а другой отправляла бомбардировщики устраивать провокации на границах стран НАТО и ЕС. "Мы не знаем, увенчается ли это успехом, но мы должны попробовать", - заявила верховный комиссар Евросоюза по вопросам внешней политики Федерика Могерини, комментируя дипломатические усилия Запада по противодействию российской агрессии.
Чтобы ответить на вопрос, дадут ли нынешние переговоры реальный результат, нужно оценить общее состояние России на разных уровнях на текущий момент. На экономическом направлении все очевидно - санкции работают. Но Россия все еще не утратила экономический потенциал для продолжения войны. На уровне внутренней политики изменений не произошло - российская пропаганда продолжает успешно стравливать россиян и остальной мир. На уровне политического режима тоже нет признаков отрезвления.
Другими словами, предпосылок для успешных переговоров нет. Трудно предположить, что Москва отказалась от своих планов из-за угрозы предоставления Украине летального оружия.
У Запада нет иллюзий, но именно страх перед войной может подтолкнуть агрессора к применению силы. Найти политический способ избежать войны ценой каких-то уступок - классический пример умиротворения агрессора. Минские соглашения могут помочь Украине временно прекратить войну, но не помогут Евросоюзу и США восстановить довоенную систему границ и договоров в Европе. Про Крым и Будапештский меморандум почти не вспоминают уже сейчас.
Пока самые верные союзники Украины в борьбе с агрессией России - украинские солдаты, которые держат фронт в Донбассе, Минские соглашения как фактор сдерживания агрессии РФ, санкции Запада и время, которое продолжает играть на руку украинцам. Украина должна продолжать наращивать военный потенциал и учиться жить в условиях соседства со страной-террористом, усиливая процессы реформирования и возобновления Украины как регионального лидера. Тем временем многим лидерам в ЕС и НАТО еще предстоит понять, что Украина - далеко не последняя в российском плане восстановления империи.