Четыре дня до амнистии: условия власти и ответ Майдана
Согласно закону, принятому Партией регионов, коммунистами и частью внефракционных депутатов, все участники акций протеста освобождаются от ответственности, если до 17 февраля Майдан разблокирует админздания и улицы. По данным прокуратуры, Майданом заблокировано 39 объектов по всей стране. Накануне прокуратура и МВД напомнили оппозиции, что на выполнение требований власти осталось меньше недели. Правоохранители подчеркнули, что задержанным грозит до 15 лет лишения свободы по статье Уголовного кодекса о массовых беспорядках. Под угрозой больших тюремных сроков - более двух сотен человек. В комментариях ЛІГАБізнесІнформ правозащитники утверждают, что власть нарушает законы, и сравнивают ее с террористами. В оппозиции добавляют, что выполнять пожелания власти не намерены и требуют для возобновления переговоров отпустить всех задержанных, причем не просто изменить меру пресечения, а закрыть уголовные дела. Впрочем, окончательное решение о том, что будет делать оппозиция 17 февраля еще не принято.
17 февраля
В прокуратуре Киевской области сообщили, что готовы закрыть дела против активистов Майдана (четыре дела против участников акций на Грушевского, два дела против Автомайдана - всего несколько десятков человек). Прокурор Михаил Витязь подчеркнул, что 18 членам Автомайдана грозит ст.294 УК Украины (организация массовых беспорядков и активное участие в них, предусматривает тюремное заключение от 5 до 15 лет). Витязь отметил, что если протестующие освободят занятые улицы и здания - подозреваемых отпустят, а дела - закроют.
Синхронно выступили с подобным заявлением в МВД. Замначальника главного следственного управления МВД Олег Татаров отметил, что с 17 февраля, если условия власти выполнены не будут, закон об амнистии утратит силу. При этом Татаров подчеркнул, что пока оппозиция условий не выполняет. Согласно статистике МВД, по уголовным делам по факту беспорядков уведомления о подозрении получили 266 человек, 82 из них выпущены из-под стражи в рамках смягчения меры пресечения, еще 61 активист остается под арестом.
Запрещенные приемы
Управляющий партнер Адвокатского объединения Юскутум Артем Афян, проанализировав закон об амнистии, отметил ряд юридических и логических казусов. "Это не совсем закон об амнистии. Дело в том, что амнистия - это освобождение от наказания лиц, которые осуждены - преступников, вина которых доказана... Сама формулировка "освободить от уголовной ответственности" как бы намекает, что ответственность-то есть. Нельзя ведь освободить от того, чего нет - это уже закон логики. Если продолжить эту линию, то получается, что к каждому, кто попадет под действие закона, может быть предъявлен гражданский иск, основанный, в том числе, на установленной законом вине в правонарушении", - сказал он, выразив надежду, что "этот ящик Пандоры" будет закрыт и практика принятия подобных документов больше не повторится.
Директор Украинской Хельсинской группы Аркадий Бущенко считает, что власть ведет себя неподобающим образом. "Брать заложников, чтобы с их помощью требовать от других людей выполнить что-либо - это терроризм, так действуют пираты. Еще это тактика и стратегия военного времени, когда стороны берут пленных и затем могут договариваться об обмене на каких-то условиях. Но Женевская конвенция об обращении с военнопленными запрещает такие действия", - подчеркнул он в разговоре с ЛІГАБізнесІнформ.
Комментируя информацию о том, что власть массово меняет квалификацию дел против демонстрантов с хулиганства на массовые беспорядки, ответственность за которые жестче, предполагает заключение вплоть до 15 лет и невозможность смягчения меры пресечения в виде ареста, правозащитник Бущенко подчеркнул, что такая тактика также вписывается в рамки пиратской деятельности. "Как себя ведут с заложниками? Сначала их берут в плен и выдвигают требования. Затем начинают оказывать на плененных дополнительное давление, чтобы убедить другую сторону активнее думать над требованиями", - сказал Бущенко.
Он убежден, что такой подход к демонстрантам "закончится плохо". "Раз власть стала применять такую тактику, я опасаюсь, что вторая сторона тоже решит использовать эти методы. В итоге наступит коллапс правовой системы", - говорит правозащитник. Он призывает власть немедленно освободить всех задержанных активистов и вернуться к переговорам, "если она хочет сохранить обличье власти, а не превратиться в бандитскую группировку".
В оппозиции изначально назвали закон об амнистировании активистов законом о заложниках. Майдан согласен выполнить требования власти лишь после освобождения от ответственности всех фигурантов уголовных дел (и тех, кто сидит в СИЗО, и тех, кто получил другие меры пресечения): позиция - переговоров без закрытия всех уголовных дел против активистов быть не может. Такое решение принял Совет Майдана. Как отметил один из членов совета Игорь Жданов, "основной предпосылкой выполнения закона об освобождении от уголовной ответственности активистов Майдана является освобождение всех заложников, и только в этом случае мы будем рассматривать вопрос о выполнении закона".
Другой член совета, Виктория Сюмар, сообщила, что было горячее обсуждение. По ее словам, некоторые активисты готовы сидеть в тюрьме ради того, чтобы дело, за которое они боролись, победило. Сюмар подчеркнула: будет ли продолжен диалог с властью - зависит от того, будут ли освобождены заложники, то есть от самой власти.
Что после 17 февраля
В парламентском большинстве (ПР и КПУ) прогнозируют, что 17 февраля, когда истекает срок закона и пройдет заседание Рады, конфликт в Украине вспыхнет с новой силой. "С понедельника будет обострение ситуации", - заявил лидер КПУ Петр Симоненко на пресс-конференции в Киеве. А с недавних пор один из главных спикеров регионалов - регионал Олег Царев - и вовсе призвал прекратить переговоры: "Ни одна уважающая себя власть в мире не ведет переговоры с террористами... Безнаказанность за преступления сегодня создает в дальнейшем иллюзию безнаказанности завтра. И тем самым стимулирует к совершению преступления в будущем".
На вопрос ЛІГАБізнесІнформ о том, что будет делать оппозиция, когда срок истечет, комендант Майдана Андрей Парубий ответил: "Этот вопрос еще не решен". Очевидно, что вопрос находится в плоскости политических переговоров по Конституции и правительству. Однако воинственная риторика власти не исключает силовой вариант. Оппозиция опасается, что сразу по истечению срока, отведенного законом об амнистии, акции протеста попытаются подавить силой. Майдан к этом уже готовится - укрепляет баррикады и тренирует отряды самообороны.
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.