5 вопросов: каким будет Нацагентство по арестованным активам
После победы Революции достоинства перед украинским обществом встала неведомая ранее необходимость искать, изымать и возвращать в государственную стоимость горы наворованного за годы правления предыдущей власти имущества. В 2014-2015 годах стало очевидно, что в Украине фактически отсутствует система законного возврата таких активов. В 2015-м Кабинет министров начал разработку документа по созданию отдельной специализированной на этом государственной структуры, в подготовке которого большое внимание уделялось международному опыту и похожих органов в европейских странах.
В феврале 2016-го года агентство было создано актом Кабмина. Соответствующий закон был введен в действие в июне 2016-го. Глава агентства по итогам открытого конкурса был назначен 7 декабря. Им стал экс-замминистра юстиции, 32-летний Антон Янчук
Инициаторы создания Нацагентства по поиску и управлению преступными активами с первого дня отмечали, что создаваемая структура не будет дублировать следственные функции существующих силовых органов. Новый (он же первый) глава ведомства также настаивает, что подшефная ему молодая институция - это не правоохранительный орган. О своем видении работы, специфических рисках и ожиданиях результата Янчук рассказал в Киеве 15 декабря ходе III ежегодной конференции по возврату активов, организованной Центром протидії корупції и Transparency International Ukraine.
В чем суть работы Нацагентства
- Радикальное видение - это то, что мы должны найти преступно выкраденные и выведенные куда-то вовне активы, их арестовать и вернуть в госбюджет. К счастью, или, к сожалению, но это не совсем так. Потому что мы не правоохранительный орган, а по своей идее - сервисный вспомогательный орган для правоохранителей.
Еще одна важная функция, которая возлагается на нас государством - это ведение единого государственного реестра имущества арестованного в уголовных производства. Сейчас такого нет и потому нет единой картинки - какое имущество, у кого в связи с чем и по каким уголовным делам арестовано. А это не способствует прозрачности и противодействию определенным злоупотреблениям… То есть наше агентство должно будет как разработать такой реестр, так и администрировать его.
Еще одна важная функция - кооперация и сотрудничества с уполномоченными органами иностранных государств. Также у нас будет функция в представительстве интересов государства. Сейчас такая функция от имени Украина возлагается на Минюст, причем как в исках иностранных граждан к Украине, так и в исках от Украины.
Функция выявления активов
- Выявление активов - это установление факта существования имущества, которое можно арестовать в уголовном производстве. Но главную задачу агентства я вижу в том, чтобы мы были чем-то вроде единого окна или информационно-аналитического hubа для правоохранителей. Ведь на сегодня в Украине каждый следователь или прокурор сам семе сыщик активов. У каждого свое видение того, как это следует делать, у каждого своя практика и понимание того, с какими структурами ему работать, а с какими - нет.
Такая автономная работа каждого требует значительного времени. И нельзя требовать от каждого из этой армии правоохранителей осведомленности о том, какие существуют базы данных, реестры и источники информации. В странах ЕС например создается один орган, который будет иметь доступ ко всей потенциально необходимой для правоохранителей информации. Чтобы когда при расследовании преступления следователь или прокурор столкнутся с необходимостью поиска потенциальных объектов для ареста, им достаточно взять весь имеющийся у них материал и направить его в такой аналитический центр. А дальше это учреждение за счет доступа ко всем государственным базам данным, источникам информации от международных партнеров и, что очень важно, при наличии в штате соответствующих специалистов (финансы, менеджмент, аудит, юриспруденция), смогут собрать полный пул информации и ответить на вопрос, действительно ли существуют такие активы и где они находятся.
В идеале, после этого, следователю будет достаточно весь этот материал собрать и направить в суд. То есть это центр анализа, сбора информации и аккумулирования лучших мировых практик этого процесса. Чтобы тут, по крайней мере, можно было поинтересоваться.
Функция управления арестованными активами
- В управлении арестованным имуществом сегодня те же проблемы, что и с его поиском: каждый следователь - сам себе управитель. Нет подходов и практик, как этим имуществом управлять. И, самое главное - за такой деятельностью следователей нет контроля.
Также проблема в том, что управление арестованным имуществом ограничивается обеспечением его сохранности. Но ведь активы могут быть разными: и произведения искусства, и корпоративные права. Так что, мягко говоря, не всегда достаточно лишь обеспечить их сохранность для того, чтобы говорить об эффективности управления ними. Потому принятый закон, по которому будет работать наше агентство, вмещает революционную норму, устанавливающую простой базовый принцип управления арестованным имуществом. Это принцип сохранения экономической стоимости и возможность ее приумножения. То есть во главу угла становится не физическая оболочка имущества, а ее реальная ценность.
Как заставить арестованное имущество работать на государство
- На Западе есть разные трактовки, но в целом все они вмещаются в два варианта. Вариант первый: доходы от управления таким имуществом по умолчанию переходят в государственную собственность вне зависимости от того, чем закончится уголовное производство. Вариант второй: ожидать решения суда. Украинская модель предусматривает второй вариант. То есть тот доход, который генерирует арестованный объект, условно говоря, замораживается.
То есть государство, в этом случае, вдвойне заинтересовано в эффективности управления арестованным активом на время суда. Потому, что если суд вынесет оправдательный приговор, то государству придется вернуть как объект управления, так и все генерируемые им доходы за это время. Потому лучше второй вариант - так в случае чего проще сразу вернуть все доходы, дабы избежать уже судебных претензий лица к государству.
На первом этапе создания агентства не избежать административной волокиты. Пример: нельзя начать набирать людей в штат, пока не составлено штатное расписание. Расписание нельзя составить, пока не утверждена структура, а структуры не будет, пока Кабмин не определит предельную численность.
Начиная с конца, Кабмин определил предельную численность агентства. Это максимум будет 130 человек. По моему убеждению, специалистов с юридическим образованием там должно быть не более 25%. Остальные - аудиторы, финансисты, опытные управленцы и так далее.
Риски работы агентства на первых этапах
- Мы на этапе организационных мероприятий. Нет большого желания этим заниматься, но и уйти от этого нельзя. Нам нужны помещения, которых сейчас нет. Нужны внутренние инструкции и утверждение структуры и, вообще, люди. Потому что сейчас Нацагентство - это только я один.
Надеемся на плодотворное сотрудничество с нашими правоохранительными структурами. Как я уже говорил, логика работы агентства в том, что бенифициарами и основным заказчиком его продукта будут правоохранители. Потому важно, чтобы они были заинтересованы в нашем сотрудничестве, а мы знали, что именно они хотят искать. В этом, кстати, плюс того, что агентство создается с чистого листа, а не реорганизовывается с какого-то уже существующего. Так больше шансов на успех.
Мы осознаем все риски, с которыми предстоит столкнуться. Непреодолимых преград нет. Первое - это, конечно, очень скромное финансирование. В госбюджете не предусмотрено вообще никаких капитальных расходов на агентство в 2017 году. Простыми словами: агентство ничего не может приобрести для своего функционирования с основных фондов. Это проблема, особенно для структуры, которая создается с нуля.
Еще один вызов - объективная институциональная слабость агентства. Как политическая, так и организационная. Например, если закон позволял НАЗК самостоятельно определять и объявлять обществу, когда оно начинает работу, то агентство по поиску и управлению преступными активами такого нет. Так что формально и теоретически я уже сегодня могу получить от правоохранителей поручение что-то найти, но у меня нет ни людей, ни структуры.
Отсюда выплывает третий вызов - есть риск дискредитировать себя в глазах общества еще до начала полноценной деятельности. Так как на бумаге и в законе Агентство уже создано и общество может требовать результат работы.
Также есть проблема некой неопределенности в объектах и объемах будущих задач. Мы не знаем, сколько в следующем году предстоит обработать обращений от правоохранителей, и с каким объемом имущества Агентство будет иметь дело. Исходя из этого, практически невозможно в классическом понимании выработать и определить будущий бюджет.
Также среди сложностей стоит назвать запуск единого государственного реестра изъятого в уголовном судопроизводстве имущества. Ну и, традиционно для нового государственного органа - подбор персонала, соответствующие мотивации и система обучения без отрыва от работы.Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.