Прогноз ЛІГАБізнесІнформ о том, что летом власть запустит пробный референдум, чтобы к президентским выборам 2015 года с помощью уже испытанного механизма принять удобную Конституцию, начал сбываться. На прошлой неделе в Партии регионов, под лозунгом о недееспособности парламента, впервые заговорили вслух о возможности проведения референдума - по роспуску Верховной Рады и кардинальному изменению избирательной системы. Если власть реализует этот вариант (а у него есть и сторонники, и противники) - все остальное будет только делом техники.

Новая Конституция, над которой сейчас работают 95 юристов страны, будет готова в течение года. Но это совсем не означает, что она будет принята в идеальном варианте - президент Виктор Янукович может воспользоваться правом последнего слова, внести в проект нужные изменения и путем изменения выборного законодательства и полномочий парламента обеспечить себе второй президентский срок.

Председатель Конституционной ассамблеи, первый президент Украины Леонид Кравчук ничего страшного в таком развитии событий не видит. В интервью ЛІГАБізнесІнформ он рассказал, на каком этапе находится подготовка изменений Конституции, в каком случае неизбежен референдум и почему никто не сможет прикрыться его авторитетом.

- В апреле Конституционная ассамблея якобы собирается проанализировать принятый осенью прошлого года закон о референдуме. Считается, что это заседание даст ответ на вопрос, что представляет собой ассамблея - собрание элиты нации или орган по обслуживанию интересов власти…

- Я так понимаю, эти данные озвучил Игорь Колиушко (глава Центра политико-правовых реформ, член ассамблеи, - ред.). Но то, что сказал Колиушко, и то, что на самом деле планирует ассамблея - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Устав ассамблеи не предусматривает рассмотрения и анализа законов, принятых Верховной Радой. Если мы начнем анализировать законы, то превратимся из правового инструмента в политический. А наше основное задание - подготовить проект закона о внесении изменений в Конституцию.

- Эти вещи взаимосвязаны. Еще месяц назад редакция ЛІГАБізнесІнформ прогнозировала, что летом власть запустит пробный референдум, чтобы ориентировочно в следующем году с помощью уже испытанного механизма принять через референдум новую, удобную Конституцию. Такой сценарий возможен?

- Все возможно. В истории государств бывали такие случаи, когда другого выхода не было, и приходилось просить народ определиться на референдуме. Вот, например, сейчас мы работаем над Конституцией, в середине апреля рассмотрим концепцию ее изменения. Делаем это вместе с Венецианской комиссией, причем в рабочем порядке - они не ждут от нас окончательного документа, а принимают активное участие в его разработке. И представьте себе: допустим, мы вместе с Венецианской комиссией отработаем изменения в Конституцию, Европа сделает вывод, что эти изменения отвечают высшим европейским стандартам, что в них четко расписаны принципы верховенства права, свободы человека, полномочия органов власти и так далее - то есть все проблемы решены. Президент передает их в Раду... А Рада не голосует.

Даже если Конституцию напишут ангелы, все равно найдутся люди, которые ее используют
- У Партии регионов нет даже простого стабильного большинства, не то, что конституционного.

- У меня возникает вопрос: что делать Украине? И украинские, и европейские политики признали, что нынешняя Конституция, по которой мы живем, нелегитимна - она не принималась Верховной Радой, а была возвращена Конституционным судом. С другой стороны, закон о референдуме не отвечает некоторым положениям раздела 13 Конституции (согласно которому Конституцию может принимать только Верховная Рада, - ред.). Я об этом прямо говорил - не как член ассамблеи, а как политик. Так что делать? Сказать людям, что мы все подготовили, но и дальше продолжим жить по нелегитимной Конституции? Нет. Это как раз момент истины, когда надо будет обратиться к народу как к настоящему источнику власти и попросить его проголосовать за новую редакцию Конституции.

- Но закон о референдуме выписан таким образом, что никто не может быть уверен в объективности его результата: одно дело - как проголосовали люди, и совсем другое - как посчитали голоса.

- Знаете, в 1991 году, когда Украина только шла к независимости, и была еще на 90% партийно-большевистской, мне тоже говорили: референдум может быть опасен. Но, как видите, ничего страшного не произошло, народ проголосовал за независимость. Именно поэтому Украина живет как независимое государство - если бы не референдум, было бы уже очень много попыток нарушить ее независимость, поставить под сомнение беловежские соглашения. Часто бывают моменты, когда вопрос стоит ребром: быть или не быть. Даже если Конституцию напишут ангелы, все равно найдутся люди, которые ее используют, и не только в положительном смысле. Так что, если мы хотим идти дальше - надо идти.

- Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов на прошлой неделе предложил через референдум распустить действующую Раду и выбрать новую - исключительно по мажоритарке. Оппозиция не исключает, что власть пойдет еще дальше - введет двухпалатный парламент и выборы президента в один тур. Все это потребует изменений в Конституцию. Как это будет согласовываться с проектом Конституционной ассамблеи?

- Вопрос о двухпалатном парламенте и о сокращении количества народных депутатов еще при президенте Кучме поднимался. Я не вижу в этом нарушения принципов демократии.

- То есть вы учтете результаты такого референдума в своем проекте Конституции?

- Нет. Конституционная ассамблея подаст президенту тот проект, за который проголосует. В ассамблее 95 членов, решения принимаются двумя третями. Но мы не принимаем Конституцию, мы только готовим проект, все остальное за пределами нашего влияния. Если президент или Рада внесут изменения в подготовленный нами проект изменений в Конституцию - это их право, мы ни при чем. Пока ассамблея не рассматривает идею о двухпалатном парламенте.

- Это правда, что президент Янукович попросил конституционную ассамблею в кратчайшие сроки положить ему на стол готовый проект?

- Неправда. Я систематически общаюсь с Януковичем, и он ни разу, - даже когда я сам интересовался его мнением, - не сказал по поводу Конституции ни единого слова. Наоборот, сказал: делайте так, как считаете нужным, а мы будем рассматривать. Янукович не вмешивается в работу ассамблеи, не дает никаких директив, не навязывает свое мнение. Он ждет проекта, и только когда все будет готово, примет его в работу. Это право президента Украины. И мы будем, в свою очередь, спокойно к этому относиться: без амбиций, что вот, видите, мы вот так сделали, а президент переделал по-своему. В свою очередь, Верховная Рада может взять переработанный Януковичем проект и снова изменить его так, как считает необходимым. Но это если Рада будет в состоянии голосовать. Если по политическим или амбициозным причинам она этого не сделает, напомню, у Януковича останется возможность принять проект через референдум. Сидеть и ждать у моря погоды ни украинский народ, ни президент, пожалуй, не захотят.

Изменения затронут почти все разделы Конституции. И на этом, пожалуй, я поставлю точку: чтобы подробно рассказать обо всех изменениях, понадобится неделя
- Сколько времени потребуется ассамблее для того, чтобы подготовить проект изменений?

- Думаю, год.

- На каком вы сейчас этапе?

- Сейчас мы только на этапе подготовки концепции. Но мы ее настолько широко выписываем, что в ней уже закладываются отдельные формулировки будущих изменений в Конституцию.

- Какие-то кардинальные изменения концепция предлагает?

- Если коротко, то изменения затронут почти все разделы Конституции. И на этом, пожалуй, я поставлю точку: на то, чтобы подробно рассказать обо всех изменениях, понадобится неделя.

- Кардинальные изменения затронут вопросы государственного устройства?

- В этом вопросе мы стоим на тех же позициях, по которым сформирована действующая Конституция. Мы готовы говорить только об уточнении полномочий президента, Верховной Рады, но менять государственное устройство не собираемся. Возможно, я сейчас свое личное мнение высказываю, у Верховной Рады слишком много полномочий. Поэтому уточнения требуют статус народного депутата, вопросы его неприкосновенности, личного голосования и последствий нарушений.

- Почему изменения по судоустройству, как утверждает Колиушко, приняты кулуарно?

- Кулуарно ничего еще не принято. Есть проект закона о реформе судоустройства, подготовленный Администрацией президента, его автор - Андрей Портнов. Ассамблея официально, на своем заседании, рассмотрела проект и внесла соответствующие предложения. На этом этапе мы сейчас и находимся. Чтобы выяснить мнение Венецианской комиссии, я направил ей рабочий вариант этого документа. Когда он вернется с выводами и замечаниями, мы рассмотрим его на Конституционной ассамблее, и тогда господин Колиушко сможет выступить и проголосовать.

- Какие-то новации в этом проекте есть?

- Проект прописывает, что судоустройство в Украине не должно быть политизировано, на вершине - человек и его права. Вот самая главная позиция. Когда он будет принят, я расскажу больше.

- Вы говорите, что на разработку Конституции потребуется еще год. Это означает, что Янукович получит проект на руки в 2014-м - за год до президентских выборов. Этого времени как раз достаточно для того, чтобы, прикрываясь вашим авторитетом, вписать в Конституцию подходящую систему выборов и легитимизировать через референдум.

- Это его право. Но к тому, что сделает Виктор Федорович, Конституционная ассамблея не будет иметь никакого отношения. Мы отвечаем только за свою работу, а не за позицию Януковича или Верховной Рады. Проект, который мы наработаем, обязательно будет обнародован. Как можно будет прикрыться моим авторитетом? Я не думаю, что кто-то даже предпримет попытку меня использовать, это невозможно. Не надо прикрываться Кравчуком, пусть прикрываются собой.

Читайте также: С прицелом на Конституцию. Украинцев ждет пробный референдум

Иллюзия выбора. Шесть опасностей всеукраинского референдума

Все на референдум. Власть ищет варианты управления Радой