"Наверное, мы и сами причастны к тому, что у людей сложился образ свободовца как некоего ангела с крыльями. На самом деле мы обычные люди", - говорит заместитель лидера парламентской фракции Свобода, народный депутат Андрей Мохник, отвечая на вопрос о материалах, бросающих тень на его однопартийцев.

В интервью ЛІГАБізнесІнформ Мохник рассказал о том, как Свобода оказалась в одном "поезде" с президентом Виктором Януковичем, почему националисты препятствовали добыче сланцевого газа в Западной Украине, а также заверил, что в 2015-м единый кандидат в президенты от оппозиции возможен лишь по итогам первого тура.

- Почему в последнее время Олег Тягнибок закрыт для прессы?

- Он не закрыт, просто очень загружен. После выборов Тягнибок занимается не только партией, но и парламентской фракцией. И раньше на общение с прессой времени едва хватало, а сейчас его практически нет. Даже на участие в телеэфирах. Но Тягнибок открыт, он не прячется от СМИ.

- И все же, не связано ли это с нежеланием вашего лидера комментировать компромат на свободовцев? Телесюжет о доме, который якобы принадлежит Тягнибоку, видео семейного скандала Игоря Швайки, публикацию о доле Игоря Кривецкого в бизнес-структуре Дмитрия Фирташа и т.д.

- Цель этих публикаций и сюжетов в том, чтобы не допустить роста поддержки Свободы. Такая информационная война свидетельствует о том, что поддержка партии растет, и это пугает режим.

- То есть все неправда?

- Конечно. Если внимательно вчитаться и всмотреться в эти "сюжеты", то все становится ясно. Пишут, например, что Тягнибок живет "в лесопарковой зоне на берегу живописного озера Вырлица". Киевляне понимают, что назвать территорию возле мусоросжигательного завода в Дарницком районе "райским уголком" очень трудно. Но другие этим фантазиям верят.

Такая же ситуация с телесюжетом о "доме Тягнибока". Анонсировали и все время в программе говорили о скандальном строительстве в заповеднике. В сюжете 10 раз показали табличку "заказник" и раз 40 назвали фамилию Тягнибок. Но на самом деле показали недостроенный дом не в заповеднике и даже не в заказнике, а рядом, но, главное, он не принадлежит Тягнибоку.

Или, например, о Кривецком пишут, что он якобы работает с Фирташем. Потому что его родственники владеют 5 % компании КАН, которой принадлежит ТРЦ "Арена-Сити", а остальные 95 % принадлежат компании , которую основала фирма, основанная кипрским оффшором BOVALON, который в свою очередь принадлежит Group DF. Да, но эти 5 % были куплены у частного лица, а не у Фирташа. Надо было узнать, у кого на руках остальные 95 % , то есть проверить всю цепочку оффшоров. И из таких манипуляций делают "сенсации".

- Еще говорят о гостиничном бизнесе Игоря Мирошниченко.

- Он занимался гостиничным бизнесом, как говорится, не от хорошей жизни. Много лет параллельно с журналистикой Мирошниченко занимался строительным бизнесом. Когда ударил кризис 2008 года, у него было построено под офисный центр здание. Но во время кризиса офисные центры никому не нужны, продать дом не удалось, пришлось искать выход из ситуации - после перепланировки сделали отель. Однако Мирошниченко перестал заниматься гостиничным бизнесом после того, как стал народным депутатом.

Хотя, наверное, мы и сами причастны к тому, что у людей сложился образ свободовца как некоего ангела с крыльями. На самом деле мы обычные люди. И пристальное внимание к нам только потому, что мы занимаемся политикой. Так и оценивать нас нужно за наши политические решения и действия, их соответствие нашей партийной программе и отсутствие "тушек".

Тягнибок не закрыт, просто очень загружен. После выборов занимается не только партией, но и парламентской фракцией. И раньше на общение с прессой времени едва хватало, а сейчас его практически нет
- Хорошо, почему Свобода воздержалась от голосования по добыче сланцевого газа западными компаниями в Прикарпатье? Тем самым, как говорят, националисты сыграли на стороне Газпрома. Объясните свою позицию.

- Пишут даже, что Свобода требовала взятку в $450 млн. от "Chevron"... Давайте начнем с того, что обе компании, которые будут добывать сланцевый газ, имеют совместные проекты с Газпромом, а в соглашении о разделе продукции предусмотрено право переуступки. То есть нет гарантии, что после заключения соглашения Украина снова не попадет в руки Газпрома.

Поэтому первый вопрос, который мы ставим - экология. Чего будет стоить сланцевый газ, если он приведет к экологической катастрофе, кто гарантирует экологическую безопасность? Второй вопрос - распределение прибыли от добычи. Мы настаиваем, чтобы часть доходов шла на нужды местной общины, а также нужно устранить из соглашения коррупционную составляющую, то есть чтобы были исключены связанные с "Семьей" фирмы. И еще - местное население должно иметь возможность получить работу.

Нам удалось добиться, чтобы Ивано-Франковская область получала долю из прибыли от добычи сланцевого газа. А некоторые умники, типа Олеся Дония, которые критиковали нас и говорили, что мы отстаиваем интересы Газпрома, сейчас говорят, что, видите ли, надо было бороться за больший процент для области. Так надо было становиться вместе с нами и бороться с самого начала, а не пиариться.

- Партнеры Свободы по оппозиции Яценюк и Луценко говорят, что до саммита в Вильнюсе Виктор Янукович - временный союзник оппозиции. Свобода тоже может назвать президента союзником?

- Он не союзник, скорее попутчик. Весь олигархический класс уже интегрирован в Европу: они там покупают имения, хранят деньги, учат детей, отдыхают. В общем, готовы в любой момент выехать на постоянное место жительства. Но сегодня ситуация их заставляет не только говорить о евроинтеграции, но и делать конкретные шаги в этом направлении. Поэтому Янукович в этом процессе не инициатор и не локомотив - он, по сути, заскочил в последний вагон уходящего в Европу поезда.

- До выборов Свобода активного продвигала идею импичмента, а после выборов перестала.

- Этот вопрос не снимается с повестки дня, а лишь временно откладывается. Когда перед выборами мы говорили о начале процедуры импичмента, то рассчитывали, что оппозиция возьмет большинство в парламенте. Поскольку инициировать импичмент могут только не менее 226 народных депутатов, то на данный оппозиция этого сделать не может. Но мы не останавливаемся и совместно с нашими партнерами подготовили проект закона об импичменте президента, в котором детализировали нормы Конституции.

Весь олигархический класс уже интегрирован в Европу. Поэтому Янукович в этом процессе не инициатор и не локомотив - он, по сути, заскочил в последний вагон уходящего в Европу поезда
- Почему Свобода против определения единого кандидата в президенты от оппозиции уже перед первым туром?

- Это не Свобода против. Это положение декларации, подписанной 18 мая на Софийской площади лидерами оппозиционных партий Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягнибоком. В ней четко указывается, что единый кандидат возможен только по итогам первого тура. В случае, если власти удастся изменить закон, чтобы выборы президента проводились в один тур, то в документе есть условие об определении единого кандидата перед первым туром.

- Но лидеры оппозиции автоматически становятся оппонентами друг друга в первом туре, а так как электоральное поле у вас примерно общее, то главными конкурентами.

- Только на первый взгляд. В декларации есть положение о ненападении, и оно возникло не на пустом месте. Стратегию совместной борьбы против режима мы проверили на парламентских выборах 2012 года, когда Свобода и Батькивщина не только согласовали кандидатов-мажоритарщиков на все избирательные округа (что для многих казалось невероятным), но и прошли всю избирательную кампанию без конкуренции. Уже в парламенте к нам присоединился УДАР.

Но главное условие, которое должно уберечь нас от взаимной борьбы - это договоренность о том, что во втором туре будет единый кандидат. Ведь если рассориться во время избирательной кампании перед первым туром, то те, кто не пройдет дальше, не поддержат во втором туре оппозиционного кандидата. Получим повторение 2010 года, когда Тимошенко проиграла потому, что ее не поддержали противники Януковича.

- Но Кличко настаивает на определении единого кандидата уже сейчас.

- Это его право. Свобода не рассматривает избирателей как крепостных - Тягнибок не может прийти на какое-то кулуарное совещание и "сдать" избирателей Свободы в общий оппозиционный "фонд". Кроме того, есть еще партия, которая, собственно, определяет на съезде формат участия в президентских выборах. На данный момент политсовет как высший руководящий орган Свободы между съездами решил, что мы поддержим единого кандидата во втором туре. Других решений сейчас нет.

- У избирателей, которые проголосовали за вас в 2012- м, были определенные иллюзии. Многие думали, что вы чуть ли не на штурм Межигорья пойдете. Вместо того избиратели получили новую фракцию респектабельных депутатов, которые говорят о регламенте и здороваются за руку с регионалами в кулуарах. Как думаете, если бы выборы состоялись сегодня, вы бы набрали 10%?

- Уверен, что мы набрали бы больше. И эта уверенность основывается на живом общении с избирателями.

- Свободовцы пользуются депутатскими квартирами? И на что лично вы тратите каждый месяц 17 425 гривен, выделяемые из госбюджета на осуществление депутатской деятельности?

- Никто из депутатов-свободовцев не взял себе квартиру. Все депутаты, кто не киевлянин, живут в гостинице "Украина", которую между собой называют общежитием. Также никто из народных депутатов от "Свободы" не воспользовался бесплатными санаторными путевками.

Что касается 17 тысяч на депутатскую деятельность, то эти средства я направляю на содержание приемных и своего депутатского офиса в Киеве. Согласно решению политсовета, я стал уполномоченным Свободы по Винницкой области и для депутатской деятельности имею там три приемных. Также ежемесячно провожу по 5-7 встреч с избирателями в Винницкой области, поэтому часть денег идет на транспортные расходы. По возможности стараюсь оказывать материальную помощь нуждающимся избирателям.

Беседа с Андреем Мохником прошла на украинском языке