На переговорах в Брюсселе с главой Еврокомиссии Жозе Баррозо Премьер-министр Латвии Айгар Калвитис пожаловался на продолжающееся со стороны России торговое эмбарго на латвийскую рыбную продукцию. По мнению Премьера, российская сторона раскалывает ЕС, предпочитая с каждой страной вести отдельные переговоры.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Латвийское издание "Telegraf" пишет о том, что, по сути, данное заявление Премьера является первым официальным комментарием правительства Латвии о запрете на ввоз в Россию латвийских шпрот. При этом А.Калвитис признал, что подоплека скандала вовсе не экономическая, а политическая.

Арнолд Бабрис, председатель правления АО "Brivais vilnis", сообщил газете, что 14 декабря в Салацгриву на предприятие приезжала инспекция Ростеста. Специалист осмотрел все производство, в особенности технологию копчения шпрот, взял все необходимые образцы продукции и уехал. Следует отметить, что конкретное решение о выдаче сертификата на экспорт в Россию выдает латвийская Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС) после получения соответствующего уведомления от Роспотребнадзора, однако представители этой организации хранят упорное молчание. К тому же экспорт шпрот "Brivais vilnis" не запрещен, а только приостановлен.

У "Telegraf" складывается впечатление, что российские санитарные службы ждут команды от вышестоящего политического начальства, поскольку фактически наложен мораторий на экспорт в Россию всей латвийской рыбной продукции. На местах она повсеместно изымается из продажи. По словам председателя Латвийской ассоциации рыбопереработчиков Дидзиса Шмидтса, после того, как делегация во главе с директором ПВС Винетом Велдре съездила в Москву на переговоры, никаких сигналов о продолжении диалога для урегулирования ситуации с российской стороны больше не поступало. Скорее всего, россияне хотят по-прежнему иметь определенный рычаг давления на Латвию, особенно на фоне непростых отношений с ЕС.

В статье говорится, что прежние опасения латвийских рыбопераработчиков подтвердились: "Россияне сами не соблюдают своих же национальных санитарных норм". По словам А.Бабриса, "из независимой санитарной лаборатории в Германии поступили результаты исследования на предмет уровня содержания бензопирена в российских шпротах. Консервы были приобретены в обычном московском супермаркете и отосланы на независимую экспертизу. И оказалось, что из четырех образцов только один соответствовал требованиям. В остальных количество бензопирена гораздо выше нормы".

А.Бабрис считает, что идею о запрете доступа латвийских шпрот на российский рынок подали рыбопереработчики РФ, но вскоре она стала обретать политические очертания. Хотя еще в начале "шпротного скандала" посольство РФ в Латвии распространило специальное заявление, в котором выразило удивление "поиском политической подоплеки в действиях российской контрольной инспекции". Теперь в ее отсутствие верится с трудом, что и подтвердило обращение А.Калвитиса к главе Еврокомиссии.

Газета отмечает, что, по всей видимости, латвийско-российская "шпротная война" плавно перейдет в следующий год. Из-за продолжающееся эмбарго латвийская рыбная промышленность продолжает нести убытки. Только на "Brivais vilnis" уволено около 100 человек. Если сторонам не удастся договориться, то ликвидация российского направления обернется для отрасли большой проблемой, ведь, по словам Д.Шмидтса, на российский рынок приходится почти половина латвийского рыбного экспорта.