Второй пошел. Луценко получил новый срок и готовится к колонии
Уже скоро Юрия Луценко переведут из Лукьяновского СИЗО в специальную колонию для бывших правоохранителей

Экс-министр внутренних дел Украины Юрий Луценко получил вторую судимость. Два срока, которыми он не раз попрекал президента Виктора Януковича, намекая на грехи молодости, стали реальностью для него самого. Конечно, вопросов остается много: и линия обвинения по каждому эпизоду хромает, и нарушения в судебном процессе, и неприкрытый политический подтекст. Но сейчас все это не меняет главного: Луценко осужден дважды. К обвинительному приговору от 27 марта, по которому экс-министру назначили четыре года лишения свободы, добавился еще один. 17 августа по эпизоду с расследованием отравления Виктора Ющенко Луценко дали два года ограничения свободы.

Ровно в назначенное время судья Печерского райсуда Киева Анна Медушевская вошла в зал. Ей предстояло подвести черту под полуторагодовым судебным разбирательством с Луценко. Сделала она это в оригинальной манере - читала приговор скороговоркой и шепотом, нисколько не реагируя на просьбы усилить громкость.

Разобрать хоть что-то из произносимого судьей было нереально, и вскоре после начала оглашения приговора Луценко потерял к финальной части процесса интерес. Он воспользовался возможностью пообщаться с соратниками. Охрана никого не подпускала к клетке, и говорить приходилось на расстоянии в два шага, через плечи и головы бойцов "Грифона".

- Юра, привет! - через конвоиров ладонь для рукопожатия протягивает депутат Тарас Стецькив. Говорят о ближайших перспективах.

- Меня скоро увезут. Но, в конце-то концов, мне там положена телефонная связь. Передайте свои номера Сергею (брату Сергею Луценко, - ред.). Вы мне, понятно, звонить не сможете, а я периодически буду отзваниваться. У меня есть идея для нас на будущее.

Приехавшие на приговор европейские дипломаты молча подпирают стену зала заседаний - скамейки в ожидании большого скопления публики вынесли. Переводчики молчат - шепота судьи в конце помещения не слышно
Приехавшие на приговор европейские дипломаты молча подпирают стену зала заседаний - скамейки в ожидании большого скопления публики вынесли, но и это не помогло, для всех желающих места не хватило. В зале нечем дышать. Переводчики дипломатов молчат - шепота Медушевской в конце помещения не слышно вовсе. Смотреть они тоже могут разве что на спины телеоператоров, которых впервые пустили на этот процесс.

Депутаты залу предпочли коридор - там прохладней. Время от времени в дверном проеме появляется голова Стецькива:

- Бубнит еще? Ну ладно, - и вновь исчезает.

На лицах прокуроров особые эмоции не читаются. Виктор Клименко и Дмитрий Лобань в сторону клетки с Луценко стараются не смотреть. Евгения Зинченко на оглашении приговора вообще нет.

Через решетку с подсудимым разговаривает и жена Ирина. Как она сказала позже, говорили о детях:

- Младший наш вырос очень. И он очень изменился морально за это время. Очень на Юрия стал похож...

К клетке пробивается Александр Турчинов.

- По-моему, она сама первый раз видит, что читает, - делится он вслух своими впечатлениями о судье.

- А ты помнишь, как в первый раз читали и вдруг поняли, что срок забыли вписать? - отзывается Луценко.

Время от времени экс-министр таки улавливает, о чем говорит Медушевская.

- Ну вы посмотрите! Она говорит, я нарушил инструкцию МВД. Я же три раза просил ее приобщить эту инструкцию к делу. Она трижды отказала, инструкции в деле нет, а теперь полным ходом на нее ссылается!

Журналисту Данилу Яневскому Луценко рассказывает историю Переяславского полкового судьи Ивана Берло, который завещал после смерти похоронить себя под порогом церкви в знак покаяния за свои решения.

- На наших судей, боюсь, церквей не хватит, - улыбнулся Яневский.

- У нас весь Крещатик можно вымостить печерскими судьями, - поддержал его экс-министр.

Луценко с шуткой обращается к журналистам.

- Почему вы меня снимаете? Вон, Куликова снимайте. Куликов! Становись сюда, пусть тебя фотографируют, не я же в депутаты баллотируюсь. Будет фото из разряда "Следующий".

- Добрый ты, - отмахивается нардеп Кирилл Куликов.

- Фотографируйте. Объединенная оппозиция. Или ты не объединенная? Ты обделенная оппозиция! - Луценко открыто намекает на отсутствие Куликова в избирательном списке Батькивщины.

В это время один из ответственных за составление этого самого списка Турчинов стоит в шаге, но на шутку не реагирует.

- А что ты там у себя в округе делаешь? - не унимается Луценко.

- Ты не знаешь, что в округах делают? Гречку раздаю, - отшучивается Куликов, который теперь баллотируется на округе в Дарницком районе Киева от партии УДАР.

Меня скоро увезут. Но, в конце-то концов, мне там положена телефонная связь. Вы мне, понятно, звонить не сможете, а я периодически буду отзваниваться. У меня есть идея для нас на будущее
Так проходит около двух часов. Наконец Медушевская подходит к главному, зал затихает, но судью все равно едва слышно.

Вердикт - два года ограничения свободы. По закону это наказание поглощается предыдущим, более строгим, так что для Луценко новый приговор стал своего рода формальностью.

Сразу после оглашения прокурор Клименко отрапортовал: оснований оставаться в Киевском СИЗО для экс-министра больше нет, скоро его переместят в колонию.

Луценко будущее этапирование воспринимает без излишнего трагизма. Говорит, больше всего не хочет, чтобы переусердствовали с охраной, изолировав его еще больше и лишив элементарных прогулок.

Перестраховываться для пенитенциарной системы, конечно, есть причины. Отбывать срок Луценко предстоит в Менской колонии в Черниговской области, где содержатся бывшие сотрудники правоохранительных органов. Среди заключенных есть и те, кто был привлечен к ответственности в годы, когда министром внутренних дел был Луценко. Например, убийцы Георгия Гонгадзе. Не самое приятное и безопасное соседство. 

Слово после приговора: реакция Луценко на решение суда (видео)