Украинская власть намерена сдать в аренду газотранспортную систему, а оппозиция заявляет о сдаче национальных интересов. Атмосфера украино-российских газовых переговоров накаляется, при этом конца газовой эпопее не видно. О том, как должны строиться взаимоотношения в энергетической сфере и чем чревата реорганизация Нафтогаза Украины, в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

- В ближайшее время Верховная Рада может принять законопроект №9429, которым, в частности, предлагается позволить Кабмину реорганизовывать предприятия Нафтогаза. Оппозиция заявляет, что власть готовится сдать России украинскую трубу. Закон действительно угрожает национальным интересам Украины?

- Сама по себе реорганизация, смена формы собственности дочерних предприятий Нафтогаза не несет никаких угроз. Другой вопрос, с какой целью это делается. Если для того, чтобы отдать под контроль ГТС российскому Газпрому, то такой вариант абсолютно неприемлем. Это значит, что Украина будет рассчитываться своими стратегическими инфраструктурными объектами за мелкие уступки или скидки на какое-то ограниченное время. Грубо говоря, это будет похоже на торговлю суверенитетом. Украина и так критически зависит от Газпрома, потребляя около 70% российского газа. Эта зависимость еще больше усилится, когда контроль над ГТС и всеми региональными системами, включая подземные хранилища и внутренний рынок, перейдет к россиянам. Здесь уже на кону вопрос суверенитета страны.

На мой взгляд, было бы правильным провести открытый конкурс и допустить к управлению ГТС Украины ведущие европейские компании, но без Газпрома. Газпром здесь не нужен.

Украинцев готовят к сдаче главного инфраструктурного объекта страны

- Власть заявляет, что украинская труба превратится в металлолом, а участие Газпрома в консорциуме - чуть ли не единственный выход из ситуации.

- Звучат заявления, что если мы не включим Газпром в управление ГТС, то Россия нас обойдет Северным, Южным потоком… Однако она и так продолжает строить газопроводы, независимо от того, войдет в консорциум или нет. Планы Газпрома относительно обходных потоков не изменятся. А заявления украинской власти - спекуляции и манипулирование общественным мнением. По сути, общество готовят к сдаче главного инфраструктурного объекта страны.

- Газпром не устраивает консорциум с участием европейских компаний?

- Газпром устраивает только полный контроль над украинской ГТС. Зачем ему быть миноритарием и ждать какую-то мизерную прибыль? Ему нужен контроль.

- На днях экс-премьер Юлия Тимошенко написала письмо из колонии с призывом к депутатам не трогать ГТС Украины. Она назвала обманом заявления о том, что система потеряет свою значимость после введения Россией в эксплуатацию обходных газопроводов. Насколько может уменьшиться загрузка ГТС?

- По оценкам Центра Разумкова, до 2020 года загрузка может сократиться на 20-25%. Но все равно Украина будет оставаться (в консорциуме, без консорциума) ведущим транзитным государством Европы и в долгосрочной перспективе. Во-первых, будет расти потребление газа в Европе. А во-вторых, проект Южный поток - очень проблемный. На сегодня его реализация не продвигается. Нерешенными остаются финансовые вопросы, а главная проблема - Третий энергетический пакет, который, фактически, не позволяет странам ЕС инвестировать в Южный поток и участвовать в его реализации.

- Но в последнее время российская сторона форсирует подготовку: Владимир Путин поручил ускорить сроки начала строительства этого газопровода.

- Это, в первую очередь, рассчитано на украинского потребителя. Мол, посмотрите, вам деваться некуда, отдавайте нам за бесценок свою трубу.

- ГТС Украины все больше становится предметом политических игр...

- Газотранспортную систему вообще не нужно трогать. Она может работать, как сейчас, еще очень долго. Она полностью может себя обеспечивать и обслуживать.


- Заявления о том, что трубу нужно срочно модернизировать, преувеличены?


- Она ничем не хуже, чем российская ГТС. На сегодня главная проблема - привязка вопроса цены на газ к вопросу сдачи главного инфраструктурного объекта страны. Ни одна европейская страна на такое не способна. Кроме Беларуси.

Другие партнеры Газпрома не стесняются обращаться в суд и уже добились значительных скидок

- Относительно снижения цены на газ в том же письме Тимошенко написала, что ее можно пересмотреть без каких либо штрафных санкций…

- Есть два варианта, как изменить цену. Цена меняется в зависимости от стоимости нефтепродуктов с лагом девять месяцев. И это не зависит от какой-либо политической конъюнктуры. Для этого не нужно никаких дополнительных переговоров или действий. А для того чтобы поменять базовую цену, формулу, предусмотрен механизм - обращение в Стокгольмский арбитражный суд. Другие партнеры Газпрома не стесняются обращаться в суд и уже с помощью этого механизма добились значительных скидок. Как правило, до самого судебного процесса дело не доходит, но само включение этого механизма позволяет влиять на Газпром.

- Вчера глава Минэнерго Юрий Бойко заявил, что Украина вдвое сократит отбор российского газа, до 27 млрд. кубов в год. Как это стыкуется с контрактами?

- После харьковских соглашений газовый контракт корректировался. Насколько мне известно, были сняты санкции за недобор газа.

- Но в конце августа прошлого года глава Газпрома Миллер заявил, что Украина обязана оплачивать 33 млрд. кубометров…

- Миллер очень способный манипулятор. Он действует в интересах своей страны, и это понятно. Я думаю, этот вопрос можно решить. Украине просто следует занять более жесткую позицию. Не хотите снижать цену до нормального европейского уровня, значит, мы подаем в арбитражный суд. А торг, который мы наблюдаем сейчас, невыгоден Украине. И, к сожалению, потеряно очень много времени.