Пятого января ЛІГАБізнесІнформ опубликовала интервью с одним из бойцов сил АТО, добровольцем из Великобритании украинского происхождения Александром "Сафроном". "Сафрон" подверг критике уровень дисциплины и профессиональные качества добровольцев Нацгвардии. Стоит сказать, что оценки "Сафрона" не стали первыми словами критики в сторону Нацгвардии - ее боеспособности, а также законопослушности и профессиональных качеств личного состава. В итоге, руководство батальона имени генерала Кульчицкого Национальной гвардии Украины выразило желание высказать свою точку зрения относительно критики. На вопросы корреспондента ЛІГАБізнесІнформ отвечал один из офицеров подразделения, пожелавший не называть свое имя, настоящий позывной, звание и должность в батальоне. Отметим лишь, что авторитет и значимость этого человека в батальоне Кульчицкого не подвергается сомнению. На несколько вопросов военнослужащий отвечать отказался, ссылаясь на устав и боевую солидарность с товарищами. Из других источников удалось узнать, что, например, "Сафрон"  раздражает в Нацгвардии многих и его там не считают своим. Также из источников в НГУ удалось узнать, что некоторые гвардейцы за четыре месяца службы на передовой получили всего две тысячи гривень зарплаты - несмотря на заверения чиновников в том, что выплаты воинам производятся в полном размере со 100%-й надбавкой за боевые действия. 

- Назовете свое имя, должность и воинское звание? 

- Нет. Мои имя и настоящий позывной не то, что все знают, а уже даже больше, чем нужно - в ДНР он известен. Назови просто - боец Нацгвардии с позывным "Крестьянин". Сейчас любое упоминание о гвардейцах, пусть даже косвенное, может очень жестоко сказаться на их судьбе - вплоть до физической расправы над родственниками. Самый яркий тому пример - это Севастопольский интернет-форум, на котором его участники без тени сомнения выкладывают имена и адреса проукраински настроенных людей, к которым они призывают прийти и физически их устранить. У меня тоже родственники по ту сторону, потому я и не называю ни имени, ни позывного. И так будет до победы - пока мы не покажем, почему Красная площадь на самом деле красная.

- В последнее время участились сообщения о непрофессионализме Нацгвардии и проблемах с дисциплиной. Звучит это не только от врага, но и от своих. С чем это связано?

- Что касается нападок на Нацгвардию, особенно от так называемых "своих"… Я читал интервью Саши "Сафрона"  и не считаю, что человек, который позволяет себе так говорить, свой. Я ни на секунду не забываю, ни днем, ни ночью о том, что не только у меня, но и у моих побратимов-гвардейцев, есть семьи - жены и дети, которые находятся на пока еще не освобожденных нами территориях.

Понимаю, откуда растут ноги наездов на Нацгвардию. Любая грязь, которая льется, идет из Кремля. А люди, которые, как им кажется, хотят чем-то помочь своей критикой, не понимают, что, говоря что-то против нас, становятся, возможно, неосознанно, бесплатными агентами Москвы.

Конкретно по последним обвинениям в пьянстве в подразделении, напомню, когда они появились. Пятого января произошло трагическое событие - одно из добровольческих подразделений Нацгвардии попало в ДТП - 12 человек погибло (во время подготовки материала в госпитале умер 13-й боец, пострадавший в злосчастном ДТП - ред.). "По горячим следам" появилась информация о том, что то ли водитель автобуса, перевозивший бойцов, был пьян, то ли все в автобусе были не трезвыми. Эта деза быстро разлетелась по Интернету.  Я тоже должен был ехать в том автобусе, но по стечению обстоятельств ехал на несколько машин позади. Тем не менее, через пару минут после ДТП я уже был на месте происшествия. Даю слово: там не было ни одного пьяного водителя. Водитель был не один, они менялись поочередно, как это и полагается во время передвижений на марше. О трезвости водителей, кстати, свидетельствуют и результаты судебно-медицинской экспертизы. По предварительным данным, характер и обстоятельства ДТП были таковы, что избежать его на 99% было невозможно.

В зоне АТО, в составе Нацгвардии нет призывников или случайных людей. Все добровольцы, изъявившие желание стать гвардейцами, даже столь нелюбимые критиками активисты Майдана, проходят жесткий отбор

- Почему же Нацгвардия просто не дает подробное описание ситуации?

- В мирное время я сам был сотрудником СМИ и понимаю, что версия с алкоголем гораздо лучше продается. Я лично хоть и не большой любитель давать комментарии в СМИ, сразу после инцидента подробно все объяснил журналистам телеканалов, но, увы, в итоговые сюжеты почти ничего из моих слов не попало.

- "Сафрон" сказал, что не уважает, как профессионалов, бойцов Нацгвардии, которые пришли с Майдана. Какой вообще процент таких бойцов в вашем подразделении?

- В отличие от тех, кто любит безответственно, но громко поговорить, я отвечаю за каждое свое слово. Говорить могу только о своем подразделении - батальоне Кульчицкого. Так вот, у нас таких "майдановцев" около 80% - все достойно сражаются. В целом батальон Кульчицкого на 100% состоит из добровольцев. Возрастная категория - от 19 до 50 лет. Знаю случаи, когда ребята моложе 19 лет приписывали себе пару годков, чтобы попасть к нам. У нас служат люди, у которых более трех детей, и они законно могли бы остаться дома. Уже за это стоит уважать таких людей, а не за спинами вчерашних товарищей поливать их грязью.

- Речь шла не о морально-волевых качествах, а о профессионализме. Цитата: "Сейчас наша армия - это мобилизованные крестьяне - стреляют не туда, бросают оружие".  Прокомментируйте.

- Нацгвардия - это не армия, а подразделения МВД. Попасть туда не так просто - здесь, в зоне АТО, в составе Нацгвардии нет призывников или случайных людей. Все добровольцы, изъявившие желание стать гвардейцами, даже столь нелюбимые критиками активисты Майдана, проходят жесткий психологический и физический отбор.

Параллельно с их подготовкой, которая составляет в общей сложности не меньше месяца, проходит проверка бэкграунда этого человека - этим занимаются специальные службы. Ни одного неподготовленного бойца в АТО не пустят. Не знаю, из кого состоят Вооруженные Силы Украины, но знаю, что там тоже людей без подготовки на фронт не отправят. Так что заявление об "армии крестьян", мягко говоря, более, чем легкомысленно.

Еще скажу о профессионализме - не нужно считать, что прошедший месячную подготовку неопытный боец будет воевать хуже, чем мужик, получивший воинскую специальность 15, 20, а то и больше лет назад. По опыту могу сказать, что часто бывает наоборот. Кто хочет подробно узнать об этапах подготовки бойца Нацгвардии, пожалуйста, - обращайтесь в Киев на улицу Щорса, 38. Вам там все расскажут.

- Поддерживаете возобновление призыва на срочную службу? Сейчас призывники не пойдут на фронт, но через два года, если война будет продолжаться, они уже попадут под мобилизацию.

- Отвечу честно. Я вот смотрю на тебя и не понимаю, почему ты не рядом со мной в окопе. Не понимаю, какие оправдания могут быть у здоровых мужиков для того, чтобы оставаться в тылу. Когда бываю в Киеве, то часто вижу, как во дворе развлекаются половозрелые розовощекие крепыши… Не понимаю. Все, кто хоть раз побывал в окопе, придерживаются такого же мнения. Я вот даже пару рифм на эту тему когда-то придумал, если хочешь - опубликуй:

"Ти брешеш, коли кажеш, що твоя хата з краю,

ти брешеш, що скажеш, що твою землю ніхто не вкрав.

Твоя хата в центрі, і вона вже палає.

Чуєш - сурми заграли? Час розплати настав".

- Многие из тех, кто не воюет, помогают фронту либо в качестве волонтеров, либо сотрудничая с волонтерами.

- Спасибо им. Я специально не употребляю слово "волонтер", потому что оно какое-то не родное и в последнее время несколько дискредитировано. Предпочитаю говорить "небайдужі українці".

- Почему "волонтер" - дискредитированное слово?

- Я, может быть, и "ущипну" самолюбие кого-то из них, но я знаю четко, что есть волонтеры, которые все собирают и едут прямо в зону АТО - я их видел на самой передовой. Но есть и такие волонтеры, которые, часто мелькая на экранах телевизоров, продолжают откармливать себе пятые точки в Киеве или даже в более безопасных местах. Обратите внимание, что с началом войны растет не только количество волонтеров, но и волонтеров-самозванцев. Тут я за свои слова отвечаю.

Любая грязь, которая льется на Нацгвардию, идет из Кремля. Люди, которые, как им кажется, хотят чем-то помочь своей критикой, не понимают, что, говоря что-то против нас, становятся, возможно, неосознанно, бесплатными агентами Москвы

А порой вообще смешные ситуации бывают. Иду в камуфляже по Киеву, подходит здоровенный мужичара и с видом благодетеля протягивает мне пачку сигарет. Я смотрю на него, послать вроде неудобно… В таких случаях я говорю: "Так поедь и сам лично передай на фронт, а то и повоюй вместе с мужиками". Может быть, мои слова покажутся излишне резкими, но во время войны как-то острее все ощущается. Также остро ощущается благодарность и тепло, когда просто старушка подходит и благодарит. Слезы на глаза наворачиваются. Мы же и за нее тоже воюем. И не отступим. В Западной Украине, кстати, я там недавно был - хоронил гвардейца-побратима, чувство благодарности у людей гораздо острее.

- Порошенко неоднократно заявлял, что конфликт в Донбассе не имеет военного решения.

- Я думаю, что он говорит то, что должен говорить и не более того.

- Возвращаясь к критике  Нацгвардии. Говорят, что вы экипированы лучше других батальонов. Это правда?

- (смеется) У меня нет времени на сравнения, нет возможности ездить и подглядывать, кто лучше накормлен или каким одеялом укрыт. Нам тоже может чего-то не хватать, но я никогда не скажу, что наше государство плохое или не заботится о своих солдатах. Я человек военный и для меня существуют приказы - непосредственного командира и выше - министра внутренних дел, обороны, СНБО и Верховного Главнокомандующего, какими бы они ни были.

У нас вообще не принято обсуждать приказы и жаловаться. Мы добровольцы. Не нравится - уходи, но оставайся человеком, не поливай грязью за спиной. Да, тут не курорт, мы на войне. Возможно, в каких-то других армиях, в британской, например, воспитывают бойцов так, чтобы они потом под прикрытием патриотизма уезжали в другие страны и лили грязь.

- Чувствуется, что ты сильно обижен на бойца с позывным "Сафрон".

- Я вообще уже давно не обижаюсь, но разочарован, - да. Тем более, что достаточно хорошо знал этого человека, мы честно воевали бок о бок, пережили многое и тем более удивительно, что Саша позволил себе оскорбить всю Нацгвардию.

Вместе с тем не все, что он наговорил, лишено трезвости и здравого смысла. Но в военное время нельзя так себя вести, если мы братья по оружию. Об этом можно поговорить с товарищами за рюмкой чая, помять друг другу лица, если кто не прав, но не бежать в СМИ и на радость врагу чернить имя боевого подразделения.

- А разве общество, страна, за которую вы воюете, не имеет права знать, что на самом деле происходит в Нацгвардии? 

- Конечно, если бы я сказал, что в Нацгвардии все гладко - все бы смеялись. Есть свои проблемы, но не тех масштабов, как некоторые хотят преподнести. Если бы те, кто очерняет гвардию, говорили всю правду, еще можно было бы понять. Война ведь не только на передовой, но и на информационном фронте.

А что касается информирования граждан - пожалуйста, при любой части есть пресс-центр, который и должен давать ответы.

- В пресс-центрах ничего толком не узнать.

- Это же военные части в военное время. Вы в мирное время подойдите к любому милиционеру и спросите о чем-то. Он ответит: "Все вопросы в пресс-службу". Это нормально и правильно.

- Как гвардейцы, пришедшие с Майдана, уживаются и контактируют с бывшими служащими Внутренних войск, с которыми дрались на Майдане? Эта проблема существует?

- Конечно, конфликты поначалу были, глупо было бы это отрицать. И узнавали друг друга, и конфликтовали. Но скажу честно, руководству Нацгвардии - командирам подразделений и воинских частей - удалось все недоразумения нейтрализовать и не дать разрастись во внутреннюю проблему. Сейчас только на черную форму кое-кто может косо посмотреть - у некоторых экс-ввшников она осталась и кто-то по части может в ней пройтись.

- Сколько должен зарабатывать боец в зоне АТО?

- Лично для меня заработок не так важен во время войны, потому что нужно защищать страну. У меня даже гражданской одежды почти нет. Но в мирное время каждый военный должен получать зарплату… Не знаю, какой она должна быть точно, но она должна соответствовать его навыкам и умениям. Если он военный без особых умений - это одно дело, а если он знает иностранный язык, владеет дополнительной специальностью и/или дополнительными навыками - копейки ему платить нельзя. Все говорят, что в НАТО у военных большие зарплаты, но не надо забывать, что там и требования к каждому бойцу не в пример выше. Каждый должен, в первую очередь, повысить требования к себе, а потом уже что-то предъявлять государству.

Впрочем, когда в мирное время министр обороны говорит, что "военнослужащие и так хорошо получают, а зарплату нужно поднимать учителям и врачам" - это недопустимо. Был у нас такой один министр… Я при нем как раз из армии и уволился. $200 зарплата при курсе 5,05… Но то дело прошлое, а сейчас война.

- Можно сравнить нынешнюю Нацгвардию с Нацгвардией времен Кучмы?

Трудно сравнивать. Сейчас война, а тогда войны не было. Буду очень сильно разочарован, если даже после войны моя Нацгвардия превратится в такую же декоративную структуру, какой была недолгое время и умерла в конце 1990-х.

Читайте также: Доброволец из Великобритании: Мобилизованные крестьяне - не армия