Быстрые на подъем. Десять политиков, бежавших от суда в Украине
9 августа попавший под следствие ректор университета налоговой службы Петр Мельник сбежал из-под домашнего ареста и скрылся в неизвестном направлении. Традиция скрываться от следствия и суда среди украинских чиновников и политиков возникла не сегодня. Редакция ЛІГАБізнесІнформ вспомнила самые скандальные побеги известных и власть имущих.
9 февраля 1999 года генпрокурор Украины Михаил Потебенько добился лишения депутатской неприкосновенности экс-премьера, главы парламентской фракции "Громада" Павла Лазаренко. Этому предшествовало обвинение Лазаренко, ставшего оппонентом президенту Леониду Кучме, в должностных преступлениях и в инициировании заказных убийств (в частности, донецкого бизнесмена и нардепа Евгения Щербаня и экс-главы Нацбанка Вадима Гетьмана).
Лазаренко бежал из Украины, а через несколько дней был задержан в аэропорту Нью-Йорка с паспортом гражданина Панамы на руках - за попытку незаконного въезда на территорию США. Задержанный попросил у американских властей политического убежища. Однако вместо радушного приема получил от заокеанской стороны букет обвинений - в их числе вымогательство, отмывание денег и транспортировка краденого.
В ожидании вердикта суда украинский политик провел в заключении более четырех лет. В июне 2003-го его выпустили под залог в $65 млн. До 2008 года Лазаренко, находясь под домашним арестом на территории США, упорно подавал апелляции, пытаясь снять с себя обвинения. Однако избежать федеральной тюрьмы не удалось, там он провел с 2008-го по 2012 гг. В ноябре прошлого года Лазаренко был перемещен в тюрьму для эмигрантов для определения дальнейшей судьбы. В мае 2013-го соратники бывшего премьера дали понять, что у него есть желание вернуться в Украину, несмотря на риск быть снова арестованным. В США Лазаренко успел во второй раз жениться и обзавестись четвертым ребенком.
Первые дни после "оранжевой революции" в Украине ознаменовались бегством за рубеж придворных чиновников Леонида Кучмы. Одним из первых предпочел отсидеться в Москве руководитель Государственного управления делами (в простонародье - ДУСи) Игорь Бакай. В отличие от американской истории Лазаренко, Бакая в Москве встретили радушно - уже в мае 2005 года бывший украинский чиновник положил в карман паспорт гражданина РФ.
Причины для бегства у Бакая были. Весной 2005-го украинские правоохранители (МВД тогда возглавлял Юрий Луценко, а руководителем СБУ был Александр Турчинов) вменили Бакаю превышение и злоупотребление служебными полномочиями, незаконное отчуждение государственного имущества: гостиниц "Днепр" и "Украина", недвижимости национального комплекса Экспоцентр Украины в Киеве, нескольких крымских здравниц. По результатам проверки, проведенной Контрольно-ревизионным управлением в 2005 году, было установлено, что Госуправление делами и его центральный аппарат незаконно потратили более 800 млн.грн.
Первое время после смены прописки "завхоз Кучмы", как называли Бакая во времена его руководством ДУСей, числился в розыске Интерпола, в связи с чем не мог покидать пределы России, опасаясь ареста. Однако в 2006 и 2007 гг. украинские суды избавили Бакая от уголовного преследования. Сегодня он свободно перемещается по Европе. В 2012-м российские СМИ сообщили, что Бакай занялся на новой родине агробизнесом - приобрел несколько заброшенных колхозов в Ярославской области.
Еще одной жертвой "оранжевой революции" можно назвать бывшего губернатора Киевской области Анатолия Засуху. Как и Бакай, он тоже был вынужден скрываться в России. Новая власть после победы Виктора Ющенко инициировала в отношении Засухи уголовное преследование за превышение служебных полномочий и т.д. Сам экс-губернатор назвал мотивы своего преследования исключительно политическими, своей вины не признал, и даже не считает свой поспешный отъезд в конце 2004 года в Россию бегством.
Как заявила в комментарии "Московскому комсомольцу" Татьяна Засуха - жена экс-губернатора и народный депутат двух созывов от Партии регионов, "Анатолий Засуха покидал страну вовсе не бегством. Они (представители "оранжевой" власти, - ред.), конечно, отдали команду своим ищейкам изловить моего мужа. Но им не понять: если человек долгие годы на руководящих постах на Украине, между ним и другими руководителями устанавливаются взаимоотношения особого уровня. Мой муж приехал в "Борисполь" на собственном автомобиле, перед рейсом на Москву на глазах у всех побеседовал со старшим офицером погранслужбы, с генеральным директором аэропорта".
Познее в отечественных СМИ прошло сообщение, что экс-губернатор Киевщины работает заместителем главы Московской области Бориса Громова. В 2006-м Генеральная прокуратура Украины сняла с Засухи все обвинения.
"Ваше место сегодня действительно возле параши", - кричал Виктор Ющенко в 2004 году с парламентской трибуны в адрес министра МВД Николая Билоконя. Дело было после скандального съезда Нашей Украины в Донецке, когда, по заверению команды Ющенко, милиция и бандиты действовали сообща и едва не покалечили народных депутатов и сторонников "оранжевой" партии. Под крик Ющенко Билоконь покинул здание парламента, а вскоре ему пришлось бежать уже из страны.
В декабре 2004-го генерал-лейтенант милиции и экс-глава МВД Билоконь был обвинен Генпрокуратурой в подписании тайного приказа, которым якобы поощрялось давление сотрудников МВД на оппозицию, а также в финансовых злоупотреблениях ведомства. Уже в январе 2005 года, вместе с другими коллегами по несчастью из когорты "кучмистов", выехал в Россию. С тех пор там же проживает и работает.
В 2010 году появилась информация о том, что гражданин РФ Билоконь продолжает судиться в Украине за госдачу под Киевом, в Пуща-Водице, которая в свое время была предоставлена ему государством в аренду. Площадь дома - 105 кв.м, прилегающей территории - 7 тысяч кв.м.
О сомнительной законности застройки в Одессе говорили давно, однако к ответу руководство города попробовали призвать опять-таки на волне эйфории от победы киевского Майдана-2004. В 2005 году в отношении мэра Одессы Руслана Боделана было возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением и незаконном лоббировании "интересов третьих лиц".
5 мая 2005-го, через девять дней после обнародования информации об уголовном деле, Боделан исчез из страны, его объявили в международный розыск. Однако уже в январе 2006 года необходимость в поисках бывшего одесского градоначальника отпала - Боделан официально получил российское гражданство.
В Росии Боделан скрывался до 2010 года. После инаугурации Виктора Януковича все уголовные дела против беглого мэра были закрыты, а позднее и сам он вернулся в родную Одессу.
"Солдат армии Кучмы", как сам о себе говорил экс-губернатор Сумской и Донецкой областей Владимир Щербань, после поражения своей армии в 2004 году ударился в бега. Правоохранители возбудили в отношении него целый букет уголовных дел. "Губернатор-солдат" подозревался в злоупотреблении служебным положением, превышении полномочий, вымогательстве, мошенничестве, препятствовании осуществлению избирательного права и прочих грехах.
В октябре 2005-го разыскиваемый Интерполом украинский экс-губернатор объявился по другую сторону Атлантического океана - в американском штате Флорида, где ему было предъявлено обвинение в нарушении визового режима. Украинская сторона принялась добиваться депортации беглого чиновника.
4 ноября 2006-го представители Генпрокуратуры встретили его в международном аэропорту "Борисполь". Щербань сразу же заявил, что прибыл в Украину исключительно по собственной воле. При этом бывший губернатор отправился не в камеру СИЗО, а домой: Генпрокуратура разрешила трем нардепам от Партии регионов взять его на поруки. Впоследствии все дела против Щербаня были закрыты.
В 2012 году Генпрокуратура привлекла Щербаня в качестве свидетеля обвинения по делу об убийстве в 1996 году его однофамильца - нардепа Евгения Щербаня. Обвиняемой по делу проходит экс-премьер Юлия Тимошенко.
Генерал-лейтенант милиции, экс-глава департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексей Пукач оказался одним из главных фигурантов дела об исчезновении и убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. В 2003 году Пукач был задержан Генпрокуратурой по обвинению в уничтожении документов, свидетельствующих о слежке за журналистом. Подозрение у следователей вызвало и то, что в 2003-м Пукач по неизвестной причине получил в Киеве трехкомнатную квартиру в элитном доме.
В ноябре того же года Пукач был освобожден судом под подписку о невыезде. Однако покинув зал заседаний, Пукач сразу же скрылся на долгих шесть лет. За это время ГПУ объявила генерала в международный розыск, а в 2005 году заочно предъявила обвинение в убийстве Гонгадзе.
Беглеца обнаружили и задержали в 2009-м - Пукач под чужим именем скрывался в глухом селе в Житомирской области. 29 августа 2011 года Пукач частично признал свою вину в совершенных преступлениях. Он сознался, что собственноручно задушил Гонгадзе, но продолжал настаивать на законности слежки за журналистом.
29 января 2013 года Печерский суд Киева признал Пукача виновным в убийстве Гонгадзе и приговорил его к пожизненному заключению с конфискацией имущества. Убийца также лишен генеральского звания. Суд постановил, что осужденный должен выплатить 500 тыс.грн. компенсации семье Гонгадзе. На вопрос судьи, согласен ли он с приговором, Пукач ответил: "Я соглашусь, когда в клетке со мной будут сидеть Кучма и Литвин".
От смены власти в Украине страдали не только противники "оранжевой революции". В августе 2010 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении министра экономики в правительстве Юлии Тимошенко Богдана Данилишина.
Данилишина обвинили в причинении государству убытков на миллионы гривень. В частности, по версии правоохранительных органов, ущерб в 4,5 млн.грн. был нанесен им при согласовании ГП Международный аэропорт "Борисполь" применения процедуры закупки у одного участника. Не дожидаясь суда, экс-министр решил покинуть Украины.
19 октября 2010 года Данилишин, до того уже объявленный в международный розыск, был задержан полицией Чехии, там же попросил политического убежища и получил его. МВД Чехии удовлетворило просьбу министра в январе 2011-го.
В марте 2013-го ГПУ прекратила производство по делу в отношении Данилишина "в связи с отсутствием состава преступления".
Еще один чиновник "оранжевых" времен, экс-нардеп от Нашей Украины и БЮТ, а также бывший глава Госкомрезерва Михаил Поживанов проявил чудеса реакции и ушел от уголовного преследования по следам Данилишина - на запад.
Случилось это после того, как в 2011 году Главное следственное управление СБУ связало Поживанова с уголовным делом по фактам хищения государственных средств на сумму более 7 млрд.грн., в том числе выявленного международными аудиторскими компаниями при проверке использования правительством бюджетных средств в 2008-2009 гг. и первом квартале 2010 года.
В феврале 2011 года Поживанов получил вид на жительство в Австрии. "Живу с семьей в съемной четырехкомнатной квартире. Зарабатываю 6 тыс. евро в месяц. Платим около 2 тыс. евро вместе с коммунальными услугами. Мой сын работает экономистом в Вене", - рассказал Поживанов о своих венских буднях в интервью "Контрактам". Разрешение на работу в Австрии у Поживанова действительно до 2016 года. Сегодня он по-прежнему называет себя членом команды опальной Юлии Тимошенко и активно общается с украинской прессой.
В июле 2013 года в Будапеште был задержан экс-нардеп Александр Шепелев. Он был одним из парламентских перебежчиков: в марте 2011-го перешел из фракции БЮТ в Партию регионов, а в ноябре того же года покинул и ряды регионалов.
В когорту беглецов от правосудия Шепелев попал после того, как в январе этого года МВД Украины объявило его международный розыск. Шепелева подозревают в присвоении имущества в особо крупных размерах и покушении на убийство. Речь шла о махинации вокруг банка Родовид, а также об убийстве главы наблюдательного совета АвтоКразБанка Сергея Кириченко и покушении на бывшего акционера Родовида Сергея Дядечко.
По словам главы МВД Виталия Захарченко, вопросами экстрадиции Шепелева теперь занимается прокуратура. Тем временем экс-нардеп и его супруга попросили в Венгрии политического убежища. Они его смогут получить, если докажут свою невиновность. По мнению наблюдателей, Шепелев понадобился украинским правоохранителям, чтобы получить компрометирующие показания против экс-премьера Юлии Тимошенко - по делу о рефинансировании Родовида.