Каким должен быть "особый статус" оккупированной части Донбасса
Текстом минского перемирияпредусмотрен особый статус части Донбасса, оккупированной ныне боевиками и войсками РФ. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ задал пять вопросов о будущем этой части региона в случае результативного и длительного перемирия.
1. Каким должен быть особый статус оккупированной части Донбасса?
2. Кто должен платить за восстановление Донбасса?
Станислав Белковский: Глагол "должен" здесь не очень уместен. Должна, вероятно, Россия как фактический инициатор войны, но она этого делать не будет. Правильнее было бы порассуждать, кто может платить. Думаю, международный консорциум в рамках некоего аналога "плана Маршалла" для Украины в целом. И, на мой взгляд, было бы несправедливо, если бы в восстановлении Донбасса не поучаствовали масштабными вливаниями олигархи местного происхождения, на которых лежит немалая моральная ответственность за нынешний кризис.
Бачо Корчилава: Если мы признаём Донбасс территорией Украины, то и платить должен госбюджет. Другое дело, что в пользу госбюджета вследствие объективного суда могут быть изъяты активы тех, кто грабил регион на протяжении десятков лет.
Андрей Шкиль: Украина находится в финансово тяжелом состоянии и не может самостоятельно, без предоставления соответствующих средств, восстановить все разрушенное войной. Самые большие убытки были нанесены "Градами", "Ураганами" и "Смерчами", которые обстреливали украинские города с территории России. Было зафиксировано множество таких случаев, поэтому вполне логично было бы возложить львиную долю финансовой помощи в восстановлении инфраструктуры Донбасса именно на Москву.
3. При каких условиях в Донбассе можно проводить выборы? (и в парламент, и в местные советы)
Станислав Белковский: Это зависит от фактической принадлежности районов. На территориях, контролируемых сепаратистами, вопрос о выборах будет де-факто решать Москва.
Бачо Корчилава: На оккупированной территории выборы можно и не проводить. В Грузии было так: житель Абхазии имел право выехать в соседний регион и проголосовать. В Украине это тоже можно сделать с той разницей, что жители оккупированных территорий смогут голосовать за списки партий, но не будут выбирать депутата по мажоритарке.
Андрей Шкиль: На оккупированных территориях честные выборы невозможны. Сначала должна быть проведена деоккупация, а уже потом выборы. Кроме того, выборы в местные органы власти там могут стать началом официального отделения Донбасса от Украины. А попытка объединения парламентскими выборами только ускорит центробежное движение. Будет легитимным способом создан прообраз будущей Верховной Рады ДНР-ЛНР.
4. Допускать ли к выборам лидеров боевиков с украинским паспортом?
Станислав Белковский: Так они сами себя и допустят - в случае фактической сепарации оккупированных районов. Киев они спрашивать не станут.
Бачо Корчилава: Тут двоякая ситуация: если сегодня лидеры боевиков и находятся в прямом военном противостоянии, то при их попытках зарегистрироваться они тут же должны быть задержаны правоохранительными органами. Насколько я помню, ДНР и ЛНР объявлены в Украине террористическими организациями. Это все равно как в Афганистане допустили бы к выборам Усаму бин Ладена в период, когда он скрывался. Бывают случаи, когда прямую связь с ДНР трудно доказать, но опять же - тут должны работать правоохранители.
Андрей Шкиль: В свое время Порошенко заявил, что выборы будут люстрацией политиков обществом. Значит, само участие в выборах с таким контекстом становится легитимизирующим фактором, а победа хотя бы одного из лидеров боевиков ЛНР-ДНР полностью нивелирует идею "выборы, как очистка". Участие в выборах террористических лидеров не предусмотрено законом. Или украинские власти в дальнейшем будут считать их террористами, и поэтому не допустят к выборам, или снимут с них обвинения и признают, что проводили АТО против собственного народа.
5. Каковы должны быть границы обещанной амнистии для боевиков?
Станислав Белковский: Минский протокол подразумевает полную амнистию для всех, независимо от тяжести деяний. Другое дело, насколько этот документ будет выполняться, - здесь есть большие сомнения. Чтобы ставить вопрос о наказании сепаратистов, Украине надо сначала выиграть войну. Кроме того, даже в случае поражения в Донбассе лидеры сепаратистов всегда смогут воспользоваться защитой России.
Бачо Корчилава: У нас есть пример Чечни. Когда-то там отец Рамзана Кадырова Ахмат Кадыров был одним из лидеров противостоящих России группировок. Но с началом второй кампании российская власть организовала определенный круг лояльных влиятельных чеченцев, среди которых был и Ахмат, и амнистию получили те люди, которые сложили оружие и нашли общий язык с властью. В нашей ситуации это не работает, потому что лидеры террористов не раскаиваются и наоборот, набирают силу. Возможно амнистирование отдельных рядовых боевиков, которые сегодня просто встряли и не видят выхода из ситуации.
Андрей Шкиль: Амнистия предусмотрена для преступников. Должно быть констатировано, кто, какие и где преступления совершал, и на каких основаниях это лицо амнистируют. В украинских реалиях все будет иначе - простят всем и все, без всякой конкретики. И вполне вероятной будет появление народных депутатов Безлера и Стрелкова. Пусть никого не вводит в заблуждение их гражданство. Новинский тоже паспорт гражданина Украины за несколько месяцев до выборов получил. Если президент Украины и Верховная Рада решится на безоговорочное амнистирования террористических лидеров, то они рискуют стать соучастниками их преступлений.