В противостоянии с Пилипишиным (справа) активно участвует свободовец, бывший телеведущий Мирошниченко (слева)

С вечера вчерашнего дня до полудня четверга, 1 ноября, столичный окружком №223 не принял ни одного протокола. На сайте Центризбиркома залип показатель 76,23%. У самовыдвиженца Виктора Пилипишина, который в случае победы с высокой долей вероятности будет сотрудничать с властью (достаточно вспомнить недавнюю историю с возбуждением против него уголовного дела) пока 20 928 голосов, у оппозиционера, представителя Свободы Юрия Левченко - 20 289. Ключ к победе кроется в оставшихся 23,67% необработанных протоколов.

Вечер среды, 31 октября.

- По какому поводу митинг? - спрашивает таксист, останавливаясь возле дома №49 по улице Щербакова. Видит с добрую сотню людей, флаги, транспаранты, милицию (фоторепортаж).

- Выборы же…

- Так это когда было?! - хмыкает он и уезжает по новому вызову.

Для большинства людей выборы действительно закончились с исчезновением политической рекламы, и уж точно - с окончанием дня голосования.

Но здесь выборы в разгаре. В неприметном доме по этому адресу расположена окружная комиссия №223, которая, без сомнения, станет одной из легенд выборов-2012.

Борьбу в Шевченковском районе столицы ведут самовыдвиженец, экс-глава Шевченковской райгосадминистрации Пилипишин и свободовец, руководитель аналитической службы партии Левченко (на фото).

После голосования Свобода заявила, что с разрывом в несколько сотен голосов выиграл выборы ее кандидат, но Пилипишин и подконтрольная ему окружная комиссия сделают все, чтобы результаты голосования исказить. И началось.

В понедельник окружком открыл заседание, которое по закону длится до тех пор, пока не будет принят последний протокол с избирательных участков. В сложившейся практике это занимает день-два.

Происходит все следующим образом: в ОИК приезжают представители участковых комиссий, привозят запакованные и опечатанные коробки с бюллетенями и заклеенный пакет с протоколом подсчета голосов. На заседании председатель УИК зачитывает результаты голосования, бюллетени и протоколы передаются ОИК. На компьютере, соединенном с сервером Центризбиркома, данные вносятся на сайт ЦИКа. Глава участковой комиссии получает на руки соответствующий протокол.

В нормальном режиме работы на одну участковую комиссию требуется минут 10. Что же не так в 223-м окружкоме?

В ходе заседания при каждом удобном случае свободовец Левченко напоминает, что состав комиссии куплен Пилипишиным. Глядя на ее поведение, в это легко поверить. Члены комиссии просто не работают, а в ответ на вопрос "почему?" просто молчат.

Свобода категорична: мол, это планомерный саботаж и затягивание времени, чтобы сфальсифицировать результаты голосования.

- Они думают, что их Пилипишин тут царь и бог, - Олег Тягнибок, который по несколько раз в день навещает округ, решил пристыдить и испугать комиссию - уголовным наказанием и фотографиями на каждом столичном столбе.

- Как вам не стыдно? Заседание срываете! - вступила в спор с лидером Свободы женщина-наблюдатель от Пилипишина.

- Мне не стыдно! Это вам должно быть стыдно, если вы думаете, что Пилипишин вас завтра отмажет. Не отмажет от уголовной ответственности, не будьте наивными! Вы четыре раза фальсифицировали результаты и вводили неправильные данные на сайт ЦИКа, по вам тюрьма плачет!

По состоянию на вечер 31 октября на сайте ЦИКа сообщалось об обработке 74% протоколов с участков. Преимущество - за Пилипишиным. Но на этом процесс застопорился.

Возможно, дело в том, что электоральный резерв Пилипишина исчерпался. Первыми в ОИК были переданы протоколы с участков, где он выиграл. Взять хотя бы Лукьяновское СИЗО: за Пилипишина проголосовали якобы 1200 человек, за Левченко - чуть более 100.

Вспомните объявление результатов по пропорциональной системе: первыми электронные данные внесли участки, на которых уверенно побеждала Партия регионов - с 50% голосов поддержки и выше. Но по мере поступления данных с других участков рейтинг партии власти планомерно снижался и опустился до отметки 30%.

Так и на 223-м округе. Непринятыми остаются участки, на которых побеждает Левченко. С каждым оприходованным протоколом разрыв будет сокращаться. Поскольку копии мокрых протоколов имеются в наличии и у Свободы, и у наблюдателей, открыто "перерисовать" итоги голосования не получится.

В таком случае технология победы: добиваться пересчета голосов на невыгодных участках. Тогда комиссии вновь будут распечатывать и считать бюллетени, а значит - появится возможность, например, испортить бюллетени с голосами в пользу оппонента. Достаточно лишь поставить еще одну галочку за другого депутата и он признается недействительным, а победитель теряет голос.

Пересчеты окружная комиссия назначила уже на 10 участках. Мотив: бюллетени привезли в надорванных коробках и пакетах.

Еще одна странная вещь - некоторые участковые комиссии приезжают сдавать протоколы неорганизованно. У Левченко считают, что это делается в пику окружкому, который не вызывает комиссии, не обеспечивает надлежащую доставку бюллетеней с целью как можно сильнее затянуть процесс.

Когда посреди бесконечного вечера комиссия уныло рассматривала протокол из очередного участка, полусонную атмосферу встревожили возня и шум у главного входа.

Весь день выставленные на входе правоохранители пропускали посетителей в здание ОИК только по удостоверениям - депутаты, помощники, члены комиссий, журналисты. Однако в этот раз в комиссию настойчиво хотела пройти группа широкоплечих мужчин без удостоверений и пропусков.

- Убери руки, дай пройти, - кричал крепыш в черной кожаной куртке.

- Держим, держим! Не пропускай! - прозвучала команда изнутри.

Посетителей начали оттеснять, подтянулся Беркут. Громко зашипела пущенная из баллончика струя слезоточивого газа (фоторепортаж). Треснуло и разлетелось стекло входной двери. Свободовцы отпрянули внутрь.

- К бюллетеням не пускать! - прозвучала очередная команда.

Группа поддержки Левченко бросилась в зал заседания, в котором стояли боксы с бюллетенями. Обе двери оставались заблокированными, пока все не убедились, что штурм не продолжается.

В суматохе было сложно разобрать: то ли посетителей сдержал кордон правоохранителей и Свободы, то ли они сами отказались от какой-то своей затеи.

Но уже вскоре в окружком явился Пилипишин. До тех пор кандидат на заседании не появлялся. В коридоре еще стоял запах газа, как вдруг из коридора в зал передался напряженный шепот: "Витя!".

На миг все затихли и с интересом уставились на дверь. Пилипишин в бейсбольной куртке и вычурных лаковых кроссовках вошел в сопровождении четырех здоровяков

Под дружное свободовское "Ганьба!" и "Бандит!". Пилипишин прошел к президиуму. Все члены комиссии, как по команде, поднялись со своих мест.

- И какая же цель вашего визита? - поинтересовался Левченко.

- А вы почему здесь? - Пилипишин ответил вопросом.

- Я контролирую работу комиссии, не допускаю фальсификаций.

- А я чем хуже? - бросил Пилипишин и потерял интерес к диалогу.

Левченко пытался объяснить, что он - в отличие от оппонента - здесь находился постоянно, но Пилипишин решил перейти к заготовленной речи. Он повернулся к членам ОИК:

- Я хотел бы поблагодарить членов комиссии. Я вижу, в каких сложных условиях вам приходится работать, - продолжить ему не удалось.

- Работают?! - не сдержался бывший тележурналист Игорь Мирошниченко, уже практически получивший мандат нардепа по списку Свободы. - Да они перерывы постоянно объявляют, чтобы консультации с вами проводить!

- А можно не срывать заседание? - отрезал Пилипишин (на фото в центре).

- А как вам не стыдно, вы людей травили газом?! - разговор шел на повышенных тонах.

- Там - чьи люди были на улице? - Пилипишин явно намекал, что газ использовала сама Свобода.

- Ваши, ваши на улице люди! - хором доказывал зал.

- Я ответственно заявляю, что мои люди не устраивают провокаций и ничего не штурмуют!

И Пилипишин перешел к тому, ради чего, скорее всего, и приехал: предложил Левченко убрать из помещения своих людей, оставив по уполномоченному представителю.

- Зачем здесь постоянно 40-60 человек? Они мешают комиссии работать!

- Да если бы нас было не 40 человек, десять минут назад вы бы захватили здесь все. А не получилось, так вы предлагаете нам уйти? - парировал Левченко.

- Пока не будет оформлен последний протокол, у вас есть время взять чартер и выехать из страны, - добавил Мирошниченко.

- СИЗО, которое за вас активно голосовало, вас ждет, - добавил кто-то из зала.

- Очень воспитанно! - бросил Пилипишин.

- А причем здесь воспитание? СИЗО голосует за Пилипишина, это факт.

Было очевидно, что договориться не получится. Раздраженный Пилипишин покинул зал так же, как пришел - под скандирование "Ганьба!".

После столкновений у входа в комиссию на всю ночь осталось дежурить плотное оцепление из "Беркута". Но после полуночи снова появился Пилипишин. К его приходу окружком вынес странное решение, которое едва не спровоцировало новые потасовки.

Под предлогом того, чтобы комиссия сделала перерыв на сон, ящики с бюллетенями было решено вынести из зала заседаний и закрыть в отдельном помещении.

Председателя и членов комиссии тут же обвинили в совершении преступления. Свобода негодовала:

- А потом в той вашей комнате прорвет трубу центрального отопления, зальет бюллетени, и они станут недействительными? –

Председатель комиссии сделал несколько попыток закрыться на перерыв, Свобода протестовала:

- Хотите - идите так, чтобы не нарушать кворума. По несколько человек идите, спите, а остальные пусть сидят, работают.

Казалось, ситуация зашла в тупик. Председатель с кем-то сосредоточенно говорил по телефону.

В итоге вышли на компромисс: бюллетени из зала уносить не стали, Свобода оставила дежурных до утра, представителей участковых комиссий отпустили. На часах было 4:00. Царило затишье. Кто-то из членов окружкома уехал домой, оставшиеся дежурить – дремали в стульях.

Без ответа оставался вопрос: почему все-таки в электронную систему "Выборы" весь день не внесли данные по участкам, которые уже были приняты? Ответ на него искали и журналисты, и свободовцы. Но председатель отмолчался.

Лишь ближе к утру всем объявили: завис сервер. В ответ прозвучало сомнение: сервер у ЦИКа один, остальные округа данные обновляют, значит, он работает. Комментария не последовало.

А тем временем Свобода придумала новый план по защите результата своего кандидата: добиться, чтобы полномочия окружкома взяла на себя Центральная избирательная комиссия. Битва за 223-й входит в ключевую фазу. В пользу Свободовца играют слаженные действия его команды и тот факт, что в аналогичной ситуации на округе №215 у самовыдвиженки с огромным ресурсом Галины Гереги все-таки выиграл его однопартиец Андрей Ильенко. На Пилипишина работает позиция окружкома и невмешательство Центризбиркома (по крайней пере, пока что ЦИК стоит над схваткой) и власти.

Прямая видеотрансляция из окружкома №223

Выборы-2012: досье партий
Выборы-2012: все новости и аналитика