Арсений Яценюк может стать временным лидером партии Тимошенко
Красная подсветка. На заднике сцены - большой, примерно пять на три метра, коллаж с Юлией Тимошенко, которая взглядом разрывает прутья решетки. Укутанные белой тканью пол, стены, стол президиума. Сцена напоминает не то декорацию авангардного спектакля, не то выкрашенный в белое карцер. За столом - девять мужчин. Но ощущается, что главное действующее лицо - она. Именно к ней, в первую очередь, обращается каждый, кто подходит к стойке микрофона: "Уважаемая Юлия Владимировна". Только так, как к тени отца Гамлета. Как к  вроде бы еще сущему, но уже глубоко символическому. Тимошенко витает над всеми, доминирует (см. Съезд в фотографиях).

Символы и метафоры

Действие проходит в столичном Доме учителя, крышу которого венчает купол. Второй такой - только на здании Верховной Рады. Символично. Хотя надо признать, что символизм места шире. В Педагогическом музее в 1917 году заседала Центральная рада и известно, чем все это закончилось. Так что место для благих начинаний выбрали не самое удачное. Об этом символизме говорит и Александр Турчинов, не замечая, впрочем, негативных коннотаций. "Садитесь, господа. Здание историческое, мебель тоже. Так что давайте аккуратнее", -  непубличный в общем-то Турчинов еще может шутить. И его шутки, как и речи многих выступающих, все же в выгодном свете оттеняют съезд оппозиции от недавнего съезда власти: бело-голубому пафосу было чуждо все живое. А атмосфера Дома учителя и тон выступающих со сцены политиков позволяет назвать мероприятие  камерным - в хорошем смысле.  Нет, пафос никуда не пропал. Просто теперь, на фоне бронзовеющей власти  он теряется.

Первыми со сцены звучат слова из обращения Тимошенко: "Сегодня я прошу и умоляю вас только об одном - объединяйтесь! Забудьте про все разночтения, амбиции и узкопартийные интересы, идеологические разногласия. Закройте их на замок, подарите оппонентам, потеряйте, спрячьте и забудьте, где они лежат. Это наименьшее, что нам сейчас нужно. Это товар с истекшим сроком давности".

Сила Тимошенко - в почти что религиозной фанатичности ее сторонников. Батькивщина - это партия веры

Речь продолжает Турчинов. Видно, что работать с большим количеством людей ему намного проще, чем вести диалог наедине. Он начинает раскрываться. "Юля, Юля, Юля!" - в унисон взрывается зал на призыв включить Тимошенко в президиум. Представить такую реакцию на съезде Партии регионов невозможно. И как раз в эти минуты становится очевидно, что сила Тимошенко - в почти  религиозной фанатичности ее сторонников. Батькивщина - это партия веры. И все присутствующих на сцене-алтаре - жрецы и прихожане .

Чтобы прочесть этот материал нужно оформить подписку. Перейдите к полной версии страницы.