Съезд гегемонов. Банковая переформатирует Партию регионов
Гвоздь программы
Сергей Тигипко и Николай Азаров подошли к небольшому столику. Подписали соглашение о слиянии партий и пожали друг другу руки. Далее произошла странная сцена: с невероятно кислым лицом глава Партии регионов Азаров махнул новому заместителю рукой и быстро проследовал на свое место. Похоже, жест этот был переполнен обидой и отчаянием: ветеран ПР прекрасно понимал - в этот момент он подписывает себе политический приговор.
Чуть раньше, перед началом скучноватого действа под названием "13-й съезд Партии регионов", в кулуарах активно обсуждалась сдача Сергея Леонидовича на милость регионалам. Догадки строились разные. Одну из них озвучил корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ близкий к ПР эксперт: "Не мысли так прямолинейно. Вспомни 2004 год. Тигипко просто восстановил свои позиции. Вернулся туда, куда давно хотел вернуться". И эта оценка выглядит самой верной из всех прозвучавших. Ведь последние полгода (примерно столько длились торги о слиянии партии Тигипко с Партией регионов) все только и говорили о том, что Тигипко принудили и кинули. Но, скорее всего, суть в том, что он вернулся туда, куда давно хотел. Напомним, в 2004 году Тигипко возглавлял легальный штаб кандидата в президенты Виктора Януковича. И внезапно покинул пост, сразу после второго тура, в разгар борьбы с Майданом.
В своем слиятельном поведении (за которое мультимиллионера Тигипко теперь не любят многие его бывшие сторонники) вице-премьер оказался плохим политиком, но образцовым бизнесменом. Он создал проект под названием Сильная Украина, аккумулировал ресурс в виде нескольких миллионов избирателей и удачно этот ресурс продал. Заполучил за него во власти статус "своего", гарантии для бизнеса и монетизацию политических перспектив.
Сине-скучный фон
Частичный захват донецкой Партии регионов группой киевлянина Сергея Левочкина (к которой теперь окончательно можно причислить и его тезку Тигипко) проходил в тяжелых сине-бело-голубых декорациях. Массивные квадратные столы, массивные квадратные экраны, квадратные лица и равнобедренные верноподданнические речи, единогласные голосования и бурные аплодисменты партийным бонзам - вот собственно и все, чем оказался 13-й съезд Партии регионов.
Очередное собрание в голубом снова вызвало ассоциации с нашим недалеким красным прошлым. Размах и пафос были поменьше. Но итог - прогнозируемый и понятный всем - тот же. Партию крупного капитала с ее старшей рабоче-крестьянской сестрой КПСС роднил градус верноподданнических речей, прославляющих планы вождя.
Апофеозом действа стало выступление заместителя киевского губернатора Татьяны Подашевской. Чиновница сообщила собравшимся о том, что Партия регионов "несет добро" и является "партией добрых дел". Применив еще парочку подобных оборотов, отметив, что на пути проведения в жизнь социальных инициатив президента Януковича "власть и партия едины", и произнеся напоследок крамольную для бело-голубых оранжевую фразу "не словом, а ділом", Подашевская упорхнула со сцены под сморщенные лица однопартийцев.
В остальном же со сцены, установленной в столичном Международном выставочном центре, лился не такой яркий, но не менее мощный поток сознания. Губернаторы были политически стерильны: их поклоны социальным инициативам президента и реформам по своей смысловой ценности могли бы соперничать с белым шумом. Зато, например, глава парламентской фракции партии Александр Ефремов взбодрил гениальной фразой: "Наша команда остановила развал государства". "Какого государства, Александр Сергеевич?" - хотелось закричать спикеру. Все эти речи о реформах, успехах и вызовах эпохи явно не относились к государству Украина.
Самым откровенным из выступающих, к удивлению наблюдателей, оказался спикер парламента Владимир Литвин, честно сказавший с трибуны: "Партия регионов является синонимом власти". Странно, но почему-то никто из присутствующих не уловил в словах Литвина (лидера Народной партии, которой тоже давно пророчат вливание в ПР) пророческой угрозы, нависшей над партией, ставшей непопулярным гегемоном в явно непростой стране. Впрочем, эту фразу можно было списать на плохое настроение спикера. И хотя сам он уверял корреспондента ЛІГАБізнесІнформ в том, что причина тому - усталость после игры в футбол, было понятно: глядя на Тигипко, спикер мог произносить про себя крылатую фразу Сени Горбункова: "На его месте должен был быть я".
Политический итог
Впрочем, несмотря на скучную обертку, недооценивать события, официально осененные партсъездом, не стоит. Вхождение Тигипко в руководство Партии регионов - полноценная попытка установить контроль над донецкой партией со стороны непосредственного окружения президента и главы его администрации Левочкина. Понятно, что свои политические перспективы Тигипко видит только с властью. А, следовательно, не просчитывает варианты, при которых эта власть могла бы уйти. Чем рискует повторить свою же ошибку 2004 года: самостоятельный проект и вхождение в парламент Сильной Украины могли бы стать гарантией политического выживания Тигипко в дальней перспективе. Но ему это, по всей видимости, не нужно. "Понимаешь, он бизнесмен (Тигипко, - авт.). Всем понятно, что время Азарова уходит. И надо будет выбирать нового главу партии, потом начнется формирование нового Кабмина и сопутствующее веселье. В крайнем случае, надо будет, чтобы кто-то в Раде рулил мажоритарщиками. Так что он у нас не пропадет", - сказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ один из близких к окружению Януковича участников съезда. .
Назначение Тигипко говорит о стремлении Банковой уйти от Партии регионов как от политической силы одного Донбасса. Согласно сценарию Банковой, окончательно судьба партии и ее предвыборных списков должна решиться на августовском съезде. Задача-максимум для АП - добиться от Азарова добровольного отказа от участия в списке в качестве первого номера. И окончательное размывание в списке кандидатур из конкурирующих групп, прежде всего - остатков группы Андрея Клюева. С назначением Тигипко становится понятно, что прошлые договоренности по мажоритарщикам и партийному списку обнуляются. Банковая будет использовать изменение конфигурации партийной верхушки по полной, перекраивая список сызнова в связи с, так сказать, вновь выявленными обстоятельствами.
Помимо этого, Тигипко, очевидно, должен будет заняться и демонтажем влияния опального главы СНБО в регионах. Корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ подтвердили, что Сергею Леонидовичу якобы обещаны кресла 15 заместителей губернаторов. Хотя ожидаемый демонтаж может быть и преувеличением - все-таки губернаторам после отставки Клюева не на кого больше ориентироваться, кроме как на Банковую и Левочкина. Так что 15 креатур Тигипко, скорее всего, будут лишь дополнительно присматривать за проведением линии Банковой в регионах.
Впрочем, все эти аспекты клановой борьбы оставляют за рамками главный вопрос реальной политики: почему власть считает, что корректировка партийных декораций и гадание на предвыборных списках помогут ей удержаться на плаву в беднеющей стране с предельно разочарованными гражданами, которым грозит сворачивание гражданских и экономических свобод?