ed8bcaec77d821cee24e75778cc2b407.jpg

"Налоговый Майдан": его больше нет, но память о нем живет. Не только в сердцах возмущенных проектом Налогового кодекса предпринимателей. Еще - в умах украинских правоохранителей и в папках с документами уголовных дел, возбужденных в отношении организаторов акции протеста. Одним из предвыборных лозунгов нынешнего Президента были слова "Почую кожного". Действительно, предприниматели были не только услышаны: некоторые из них - даже четко идентифицированы.

Следите за проверенными новостями теперь и в WhatsApp

Нельзя сказать, что протестовавшие против принятия Налогового кодекса граждане обвиняются непосредственно в проведении митинга или неповиновении официальной "линии партии". Никто не приписывает им "политическую ересь". Квалификация уголовных дел, как это было, скажем, в случае с комендантом столичного палаточного городка Олегом Ахтырским, звучит не по-диссидентски, а сухо и вполне протокольно: "умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, которое причинило вред в больших размерах" (ч.1 ст.194 УК). Имущество, которое, по мнению МВД, "уничтожил или повредил" О.Ахтырский и его соратники по протесту, - это тротуарная плитка на площади Независимости, которая портится от того, что в нее (а точнее, в стык между плитами) вбиваются колышки для палаток.

Справедливости ради стоит отметить, что митингующих в Украине "подводят под 194-ю" впервые. Ни "студенческая революция на граните" в 1990-м, ни "Украина без Кучмы" в 2002-м, ни другие акции протеста не знали подобных прецедентов. Более того, "кэмпингом" на Майдане не брезговали и сторонники теперешней власти, в 2007-м году протестовавшие в центре Киева против роспуска парламента V созыва и внеочередных выборов. В ответ на то, почему же подобные меры не применялись к сторонникам Партии регионов, забивающих такие же колышки в эту же плитку, в столичном Главке милиции отвечают: мол, тогда не было потерпевших. Точнее, столичные коммунальные службы не подали заявления. Было бы заявление - было бы "дело", а так...

Говоря о "налоговом Майдане", в милиции отмечают, что это уголовное дело было возбуждено по факту предоставления экспертной оценки Дорожно-эксплуатационного управления Шевченковского района, согласно которой убытки, нанесенные недовольными предпринимателями муниципальному имуществу, оцениваются более чем в 212 тыс.грн. "В 2005 и 2007 годах подобных заявлений в следственное управление киевской милиции не поступало. Если бы они поступили, тогда было бы также возбуждено уголовное дело на основе подтверждающих убытки документов", - оправдываются в милиции.

Словом, если в чем и виновны недовольные Налоговым кодексом граждане, так это в том, что не умеют аккуратно и без вреда окружающей среде митинговать. Таким образом, с одной стороны власть всячески отрицает притеснения свободы слова и свободы собраний. А с другой - напоминает гражданам, что в Уголовном кодексе найдутся иные поводы для особого внимания к тому или иному несогласному. Так, Премьер Николай Азаров в общении с журналистами заявил, что преследований в отношении предпринимателей сегодня нет, но никогда нельзя поддерживать людей, которые своими действиями причиняют вред государству и его имуществу. "Такие вещи нельзя поощрять", - сурово подчеркнул глава Кабмина.

Однако до реальных "посадок" предпринимателей едва ли дойдет, считает директор PR-группы "Polittech", политтехнолог Тарас Березовец. "Виктор Янукович и его Администрация начали играть в "хорошего царя и плохих бояр". В связи с этим можно предполагать, что все уголовные преследования активистов Майдана будут волевым решением остановлены, и остановлены лично Президентом, возможно даже перед самым судом", - говорит эксперт. В подтверждение своего предположения Т.Березовец приводит пример публичной защиты Юлии Тимошенко со стороны Президента. Напомним, в интервью американскому телеканалу CNN В.Янукович заявил, что надеется на то, что суд признает экс-премьер-министра невиновной. "Я хотел бы, чтобы она (Тимошенко, - ред.) доказала, что обвинения против нее неправдивы. И я - один из тех, кто заинтересован в том, чтобы это произошло", - заявил Президент американским СМИ. Таким образом, В.Янукович может постепенно снижать градус напряженности в обществе, работая лично на свой рейтинг, не особо заботясь о репутации соратников.

А вот кто действительно может пострадать от сложившейся ситуации, по мнению Т.Березовца, так это Н.Азаров, согласившийся на роль персонифицированного воплощения "плохих бояр". "Своими высказываниями Премьер вызывает все больше негатива, и на этом фоне Президент еще лучше может сыграть роль доброго царя, отправив в отставку неугодного народу главу правительства", - считает эксперт.

Отставка Н.Азарова, по мнению Т.Березовца, должна была состояться еще в конце 2010 года, и то, что он до сих пор занимает пост Премьера, свидетельствует о попытках "навесить" еще больше негатива на главу Партии регионов перед отставкой. И ситуация с поощрением уголовных дел против лидеров предпринимательского движения логически вписывается в этот ряд.

Рассматривая эту же ситуацию, директор Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций предлагает поставить вопрос шире. "Украинское законодательство в целом не подготовлено к реагированию на ситуации, подобные той, что происходит сейчас вокруг лидеров "налогового Майдана". И власть становится заложником неподготовленного законодательства", - говорит эксперт. "Обвинения в порче имущества выглядит попыткой придать формально юридический характер давно уже политизированной ситуации, и это также играет не в пользу власти. Других выходов у власти просто нет, все по той же причине неподготовленности украинского законодательства", - комментирует ситуацию В.Лупаций.

Эксперт говорит, что политика в Украине давно вышла за пределы парламента, а вести внепарламентскую, площадную борьбу с оппозицией, и при этом сохранять лицо очень трудно для любой власти.

А пока политики, эксперты и рядовые граждане ожидают, чем же закончится дело о "плитке и предпринимателях", страна готовится к новому проявлению внепарламентского политического процесса - 22 января на Софиевской площади в Киеве будет о чем поговорить.