1197a2960f0ab692e82bcd195a9e0b4b.jpg

Уходящий год принес Украине очередной виток застоя. Страна, повторяющая свои собственные ошибки 90-х, как будто застряла в темпоральной капсуле, в пространстве без времени. Но так не может быть вечно.

Выборы: власть победила, оппозиция не проиграла

Парламентские выборы-2012, безусловно, стали главным официальным политическим событием года. Результаты кампании оставляют на 2013-й год чувство  неопределенности.  По сценарию Банковой,  победа власти и ее мажоритарщиков должна была привести к формированию однопартийного большинства  и замкнуть схему принятия решений на Администрации президента. Называть победу власти именно победой язык все же не поворачивается. Не вышло. Куда там до накрученных 64% Единой России. Диктаторская власть Виктора Януковича - именно так ее называли очень и очень многие - еле-еле смогла дотянуть до 30% голосов. Титанические усилия были предприняты для того, чтобы процент Партии регионов не упала до отметки "29". Власть была вынуждена играться с избирателем, придумывая для него как бы независимых и оппозиционных кандидатов, внедряя своих людей в списки оппозиции. Для целых регионов страны метка "кандидат от власти" была черной. Какая уж тут диктатура? Здесь бы день простоять и ночь продержаться. Оппозиция формально проиграла. Однако внедрила в головы избирателей идею о том, что по спискам оппозиционные партии получили 70% голосов, а правительство Януковича - это правительство меньшинства. Идея, надо отметить, прижилась. А Киев еще и отказал провластным кандидатам во всех 13 мажоритарных округах.

В итоге никаких российских или белорусских выборов не вышло. В чем-то результат парламентского плебисцита стал эталоном украинскости в политике. Власть не страшна, а скорее нелепа. Оппозиция задириста, но по-прежнему бестолкова. Украина остается собой, несмотря на все усилия команды Януковича. И это главный итог кампании-2012. Парламент станет центром публичного сопротивления власти и ключевой медийной площадкой оппозиции в новом году.

Аванс радикалам

Выборы-2012 показали несколько общественных запросов. В ходе голосования примерно 30% избирателей выбрали крайние партии, придав ускорение Свободе на Западе и в Центре, и проголосовав против Партии регионов за коммунистов на Востоке. Олег Тягнибок и его соратники авансом получили статус взрослой партии. А Петр Симоненко обрел неожиданную для всех,  пятую по счету, политическую жизнь. Протестное голосование - безусловный признак радикализации украинского общества. Однако радикализации специфической, граничащей с апатией, безысходностью. Именно от безысходности многие голосовали за коммунистов, а очень многие - за Свободу. Общество пока голосует за тех, кто громче кричит, но еще не готово решать свои проблемы самостоятельно. При этом, если избиратели и заявляют свои ожидания от оппозиции, то практически никто из них не верит в безгрешность или честность ее лидеров. Косвенное свидетельство тому - рекордно низкая явка. По сути, все остается, как раньше: украинец голосует не за, а против. И не верит. Выборы-2012 не решили основной проблемы украинской политики: дефицита доверия. Львиная доля электората плохо лежит. А это значит, что 2013 год на фоне ожидающихся экономических проблем - хорошее время для старта  новых политических проектов и лидеров.

Ген гайдаматчины

Выборы, особенно в мажоритарных округах, показали: политическое поведение украинцев становится непрогнозируемым. Качество политики довело многих до полной иррациональности выбора. Об этом - по крайней мере, в личных беседах - говорят совсем не последние на этом рынке  политконсультанты. Многие из них в кампании-2012 погорели именно по причине того, что при помощи исследований и классической социологии не смогли спрогнозировать поведение избирателей округа. Проблема выходит далеко за рамки версии о том, что на фокус-группах и в опросах люди просто боялись говорить, за кого они будут голосовать. Общий протестный фон, конечно же, важен: высокий антирейтинг власти привел к хорошим результатам оппозиции. Киев показал достоверность этой формулы. Однако, феномен Свободы и голосование по негативной повестке приводят политтехнологов к потере понимания того, что же с этим народом делать дальше. Какую позитивную повестку дня можно предложить нигилистическому обществу - не понятно. Деньги? Если деньги, то почему мимо Рады полетели знатные засеватели? Либеральные свободы? Почему в таком случае растет популярность коммунистов, обещающих - на разных языках - все взять и поделить? Почему почти 50% украинцев проигнорировали выборы? У политиков и их советников нет ответов на эти вопросы, что чревато потерей управляемости страной. В принципе, во все годы независимости власть воровала куски мяса из народной медвежьей берлоги. Теперь она делает это еще и в полной темноте, лишенная возможности вовремя разглядеть проснувшегося зверя. Злорадная реакция соцсетей и форумов на убийство охранников в Караване и казнь судейской семьи в Харькове показывает, куда может завести такое развитие событий.

Международная изоляция

Пожалуй, самый очевидный тренд политического года. Вызванный полным непониманием командой Виктора Януковича законов внешней политики. Внешний мир предупреждал: не сажайте Юлию Тимошенко, прекратите избирательно применять уголовное право. Делайте что-то с коррупцией и защитой прав собственности. Не душите оппозиционные телеканалы. Прекратите беспредел в мажоритарных округах, завершите выборы честно. Прекратите торговать всюду геополитическим ценностным выбором. Власть решила, что может поиграть с этими вещами. И доигралась. Запад и Россия дружно игнорировали Виктора Федоровича, отменяя встречи, саммиты, подписания соглашений, не давая кредитов, скидок на газ... Последнюю стрелу в репутацию президента Украины пустили не сдержанные европейцы, а кагэбэшники с барскими замашками. Буквально за две недели до конца года Путин публично унизил Януковича, отменив его визит в Москву за четыре часа до запланированной встречи. Причина европейской изоляции и проволочек с Ассоциацией (как и срыва встречи с Владимиром Путиным), в общем, одна: Банковая по своей старой привычке держит лидеров иностранных государств за тех, кого грех не кинуть. И торгует тем, что ей не принадлежит. С ЕС - свободой Тимошенко. Мол, вы нам сначала кредиты, ассоциацию и зону свободной торговли, а мы вам взамен - выезд ЮВТ в Германию. С Россией торгуем своим ценностным выбором: вы нам скидку на газ и кредиты, мы вам - вступление в клуб управляемых демократий, названный Таможенным союзом. Никто не верит и денег не дает. Судя по составу нового правительства и первым шагам регионалов в парламенте, тренд изоляции будет с нами и в новом году.

Новая ФПГ: Семья 

Офис - в 2012 году это обыденное слово приобрело совершенно особенный смысл. Оно вошло в обиход донецких бизнесменов, укоренившись в подкорке так же, как в свое время укоренилось название фирмы Люкс. В Офисе - высоком здании на донецкой улице Артема - можно как решить  свои проблемы, так и приобрести их. Офис - место расположения штаб-квартиры группы компаний, связанных со старшим сыном президента Александром Януковичем.

Выход Семьи на официальную политическую арену и ее легализация в украинской власти - это, пожалуй, главный итог уходящего года. Зародившаяся в мае 2010-го как структура, вбирающая в себя спрятанные в чужом бизнесе активы, Семья окончательно вышла на арену в качестве самостоятельной финансово-промышленной группы. Еще в 2011-м некоторые собеседники во власти в личных разговорах говорили о том, что дети и их друзья - это второй эшелон. И что, мол, на первое лицо они не влияют. Но уже в 2012 году второй эшелон набрал массу, скорость и начал сносить с дороги всех остальных.

Суть этой езды не только в полученных правдами или неправдами активах и финансовых потоках, которые контролирует окружение Александра Викторовича. Символическим актом обретения себя в качестве полноценной ФПГ стала история с отчуждением ФК "Металлист" и назначение на должность первого вице-премьера Сергея Арбузова. Теперь у 30-летних парней все, как у взрослых: двухсотая вертушка, большой футбол и свой человек у руля. Не хватает разве что своего большого телеканала... С точки зрения зависти к сумевшему прыгнуть выше головы Ринату Ахметову - все отлично. Однако обитателям Офиса стоит помнить об одной показательной аналогии. Их головное здание стоит аккурат напротив восьмого общежития Донецкого политеха. В 90-е эта общага была валютной меккой Донбасса - средоточием менял, числящихся студентами из стран бывшего соцлагеря. В конце концов архаичные менялы уступили рынок в неравной борьбе с остепенившейся и основавшей свои банки донецкой братвой. Менялы канули в Лету (правда, не без помощи со стороны силовиков), оставшись символом ушедшей эпохи. Ошибку так и не сумевших легализоваться менял совершает сейчас и Семья. Несистемный, политически мотивированный бизнес без правил не имеет будущего. Несмотря на мощь Семьи, на данном этапе ее развития эта ФПГ не переживет смену власти. Дальнейшее развитие новой группы путем поглощений неминуемо приведет к олигархическим войнам - за предприятия, телеканалы, ликвидные рынки, футбольные клубы и бюджетные ресурсы. В итоге - и к войне за оппозицию и влияние на сценарий смены власти в 2015 году.