Спиридон Килинкаров: Закон об импичменте должен быть
Испытанную схему с использованием коммунистов власть отбросила, таможню отобрала. Поэтому Компартии придется работать в парламенте в новых условиях - без доступа к госресурсу, и, возможно, даже без фракции. Народный депутат от КПУ Спиридон Килинкаров в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал о том, почему Партии регионов не удастся создать стабильное большинство, будут ли в новой Верховной Раде тушки и за что Компартия готова голосовать вместе со Свободой.
- Ведутся ли с руководством Компартии переговоры о вхождении в состав большинства с Партией регионов?
- Переговоры не ведутся. Есть четкая позиция лидера партии Петра Симоненко о том, что мы не будем вступать ни в какие коалиции. А все попытки Партии регионов сформировать самостоятельное большинство не увенчаются успехом. На данный момент у них есть 223 голоса, но даже если они наберут 226, это ничего не решит. Особенно с учетом того, что в парламенте могут ввести либо один день для голосования, либо какой-то другой механизм персонального голосования. Многие члены Партии регионов и самовыдвиженцы - это люди довольно состоятельные, большинство из них не политики, а бизнесмены, так что они в парламенте просто не будут появляться. Они, скорее, будут вести свои бизнес-переговоры где-нибудь за океаном. Так что 226-ти заветных голосов, о которых мечтает Партия регионов, у нее не будет.
Если же, чисто теоретически, переговоры с Компартией по инициативе Партии регионов состоятся, то речь на них будет идти не о распределении кресел и должностей. Мы хотели бы для начала получить ответ на главный вопрос: какой будет экономическая и социальная политика в стране. Пока этого ответа у нас нет.
- Коммунисты - теоретически - не против переговоров, просто ПР ничего не предложила?
- Нет, не так. Коммунисты будут работать в парламенте не в интересах большинства, а в интересах людей. За любые законопроекты в этом направлении мы готовы голосовать.
- А с отдельными коммунистами переговоры не велись? Пока Партия регионов публично пытается сколотить большинство с помощью мажоритарщиков, но это не исключает привлечения отдельных депутатов из других политических сил. Тушки у коммунистов будут?
- У нас тушек не будет, я в этом уверен. Что касается тушкования со стороны оппозиции, особенно, мне кажется, УДАРа и Батькивщины, то это вполне возможно. Не сразу, не на старте работы парламента, но со временем это неминуемо. Давайте скажем откровенно: в мажоритарных округах побеждали в основном люди с финансовым ресурсом, причем немаленьким. Это означает, что они шли на выборы под конкретную задачу и представляли интересы не только своей партии, но еще и отдельных корпораций, финансово-промышленных групп. С их стороны тушкование очень вероятно. У нас в партийном списке нет ни одного беспартийного человека или представителя бизнеса. Это люди, проверенные временем.
- И все-таки, попытки переманить отдельных коммунистов предпринимались или нет?
- Никаких переговоров с нами не было. Даже если бы кто-то пытался эти переговоры вести, они бы закончились на первой секунде разговора.
- Как Компартия без большинства собирается реализовывать свою программу? В действующей Раде даже с учетом того, что у вас условно была поддержка большинства, и все можно было решить одним взмахом руки Чечетова, коммунисты выполнили ноль предвыборных обещаний - это данные исследования фонда Відкрите суспільство.
- Мы будем действовать по принципу "разделяй и властвуй". Уже сегодня есть противоречия между разными политическими партиями, которые прошли в парламент. Будем искать совместные решения, через переговоры с теми или иными политическими партиями проводить свои законопроекты. Это искусство компромисса. У нас уже готов и зарегистрирован в парламенте пакет первоочередных законодательных актов, которые мы требуем рассмотреть. Речь идет о пенсионной реформе, новой системе налогообложения, изменении механизма наполнения бюджета, национализации стратегических объектов - за 20 лет никто так и не смог объяснить, почему монополия Ахметова - хорошо, а монополия государства - плохо. Мы будем вносить их в сессионный зал. А проголосуют или нет… Покажем избирателям, что говорили политические партии во время предвыборной кампании и как они себя ведут в парламенте, как голосуют.
- В большинстве с Партией регионов искусство компромиссов вам не помогло: коммунистов не раз использовали, а ваши инициативы не пропускали. На кого теперь будете опираться, конкретно?
- Я бы не сказал, что не пропускали. Что-то у нас не прошло, но что-то и получилось. Посмотрим, как будет работать парламент. Сегодня сложно давать оценку, но я нисколько не сомневаюсь, что по мере приближения президентской кампании противоречий в парламенте будет все больше и больше - а значит, и возможностей тоже.
- В Раду прошла партия Свобода, которая вызывает раздражение коммунистов. Но ваши программы в экономической части очень похожи. Вы готовы идти на тактические союзы со Свободой и голосовать вместе?
- Ни о каких тактических союзах со Свободой не может быть и речи. Свобода воспользовалась популярными в народе положениями Компартии - ну, взяли и взяли. А теперь пусть продемонстрирует готовность голосовать. Мы свои законопроекты, в отличие от Свободы, уже подготовили. Проголосуют - значит, молодцы.
- А если у Свободы будут законопроекты, которые вписываются в программу КПУ - будете голосовать "за"?
- Мы не делим законопроекты на левые или правые. Мы делим законопроекты на две категории: народные и антинародные. Есть лоббистские проекты, которые мы никогда не поддержим. А есть проекты в поддержку людей - за них мы будем голосовать, кто бы их ни предлагал. Мы же обсуждаем не политические партии, а конкретный законопроект.
- Партия регионов провела изменения в регламент и фактически лишила коммунистов возможности создать свою фракцию в парламенте. Как вы будете строить свою работу в Раде?
- Коммунисты в парламенте будут работать так же слаженно, фракцией, как и в прошлом созыве. У нас есть 32 штыка по партийному списку, а сегодня уже 33 - появился мажоритарщик (Оксана Калетник, племянница экс-главы Гостаможни, - ред.). Никаких проблем я не вижу.
- Согласно изменениям в регламенте, фракция может быть создана той политической силой, которая имеет представителей, избранных в мажоритарных округах. Оксана Калетник избрана не от КПУ, а как самовыдвиженец.
- Я еще раз говорю: в парламенте есть 33 народных депутата от фракции коммунистов. Наши голоса во многих случаях будут решающими. А подножки всегда ставят сильным. Мы не споткнемся и не упадем, и все у нас будет хорошо.
- Что происходило в ноябре на таможне, которую возглавлял коммунист Игорь Калетник? Чем вызваны обыски в Киеве и Борисполе? Есть версия о том, что наезд на таможню связаен с формированием большинства.
- Я не сотрудник таможни и не знаю, что там происходило. В целом я удовлетворен работой нашего коллеги Калетника, который продемонстрировал за последний период времени такой колоссальный рост поступлений в бюджет. Чтобы вы понимали, вообще-то говоря, бюджет всей страны держится на таможне. Это не очень хорошо: значит, не работает промышленность, нет активных предприятий, которые готовы платить налоги. Если таможня дает поступлений в бюджет больше, чем налоговая, то надо, наверное, менять политику, чтобы основная ставка была на отечественного производителя.
- Калетник покинул должность главы таможни. КПУ будет претендовать на это кресло?
- Калетник принял решение идти работать в парламент. Пока мы никого никуда не собираемся предлагать. Но то, что партия будет представлена в парламенте полноценно, у меня это сомнений не вызывает. Там, где у Компартии будет возможность максимально реализоваться, в том числе через свои кадры, мы будем это делать.
- Будет ли КПУ голосовать за избрание президента в парламенте и за закон об импичменте?
- Закон об импичменте президента в стране должен быть, не вижу в этом ничего противоестественного. Что касается второй части вопроса, то позиция коммунистов осталась неизменной: президентская форма правления в Украине показала свою полную несостоятельность, мы выступаем за введение парламентской республики.