Выборы президента Франции: кто может остановить друзей Путина
Нынешняя президентская кампания во Франции уже принесла немало неожиданностей. Почти два года считалось, что фаворитами предвыборной гонки будут Марин Ле Пен и победитель схватки за мандат от правых сил между мэром Бордо Ален Жюппе и экс-президентом Николя Саркози. Однако оба проиграли праймериз в ноябре бывшему премьеру Франсуа Фийону. 1 декабря действующий президент Франсуа Олланд впервые в истории Пятой республики, существующей с 1958 года, объявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах. Ситуация становится все более запутанной, потому что все прогнозы о легкой победе Франсуа Фийона над Марин Ле Пен во втором туре выборов лишены основания. Ему будет очень сложно это сделать.
Ситуация 2002 года, когда Жаку Шираку удалось сплотить вокруг себя подавляющее большинство французов и победить лидера Национального фронта Жан-Мари Ле Пена с огромным перевесом, вряд ли повторится. Ширак действительно стал кандидатом национального единства - если в первом туре за него проголосовали 5 млн французов, то во втором - уже 25 млн. Этого удалось достичь благодаря поддержке избирателей, придерживающихся левых взглядов, и невероятно высокой явке. Сейчас французские левые, к которым условно можно отнести социалистов, зеленых и различные леворадикальные партии, несмотря на низкий рейтинг Олланда, пользуются симпатией примерно трети французских избирателей. Ожидать, что они будут гореть желанием голосовать за крайне консервативного кандидата Фийона с его программой массовых сокращений не приходится, также от их голосования либо неявки на выборы, может зависеть их исход.
В то же время для Украины поражение и Фийона, и Ле Пен, имеющих сильные связи с Россией, было бы замечательно. Вопрос лишь в том, кто им может противостоять.
Жак Ширак, кандидат национального единства в 2002 году (фото - ЕРА)
Победитель праймериз среди правых, Франсуа Фийон в случае победы может стать самым консервативным президентом в истории V Республики во Франции. Программа этого фаната Маргарет Тэтчер предусматривает настоящую шоковую терапию: сокращение 500 тыс. из 6,5 млн госслужащих, уменьшение государственных расходов на 110 млрд евро, отмену закона о 35-часовой рабочей неделе, радикальное сокращение Трудового кодекса, постепенное увеличение пенсионного возраста с 62 до 65 лет, снижение налога на прибыль предприятий до 22% (сейчас он достигает в среднем 38%), повышение НДС с 20 до 22%, а также отмену "налога на богатство", который в 2013 году побудил Жерара Депардье к побегу в Мордовию.
Франсуа Фийон хочет повторить успех Ширака, но ему будет сложно это сделать (фото - ЕРА)
В миграционной сфере Фийон предлагает введение ежегодных квот на количество мигрантов и разрешение на выдачу социальных пособий иностранцам, которые прожили во Франции два года. Особой поддержкой кандидат правых пользуется у католических организаций, протестовавших против закона об однополых браках в 2013 году. Фийон - сторонник традиционной семьи и отец пятерых детей. Став президентом, он обещает лишить однополые пары права на усыновление детей.
На акции католических организаций против однополых браков в 2013 году (фото - ЕРА)
Во внешнеполитической сфере Фийон выступает против федерализации Европейского союза, за уменьшение роли Еврокомиссии и в то же время за укрепление евро как альтернативы доллару, за создание политического органа из глав правительств стран - членов зоны евро. В программе Фийона четко говорится о необходимости усиления сотрудничества с Россией: "Отказаться от европейских решений, идущих вразрез с экономическими интересами Франции, таких как санкции против России, которые негативно влияют на наш бизнес. Предложить новое торговое партнерство ЕС/Россия". Фийон считает партнерство с Россией ключевым для разрешения конфликта в Сирии и борьбы с терроризмом. Дружба кандидата с Путиным сложилась во времена, когда оба возглавляли правительства своих стран. Сам кандидат отрицает дружбу с руководителем РФ и говорит, что не признает аннексию Крыма. В то же время один из его сподвижников - депутат Тьерри Мариани - занимался организацией поездки французских депутатов в Крым, и пропутинское лобби при Фийоне невероятно сильное.
Читайте также: Сесиль Вессье: РФ укрепляет влияние во Франции накануне выборов
Социология не предвещает Фийону проблем. Согласно опросу Kantar Sofres-OnePoint для Le Figaro от 28 ноября, он может набрать в первом туре выборов 29% голосов, Марин Ле Пен - 24%. Во втором туре Фийон может получить 66% голосов, а Марин Ле Пен - 34%. С другой стороны, преимущество может растаять к моменту проведения выборов - левые восприняли как вызов выдвижение Фийона, ответственного за все реформы Саркози в 2007-2012 годах, которые они считают антисоциальными. Создается впечатление, что кандидаты левых в этой кампании будут критиковать не Ле Пен, а скорее Фийона, и путь Ширака ему будет повторить очень сложно.
Именно из-за того, что Фийон не подходит на роль кандидата национального единства, шансы Марин Ле Пен на победу недооценивают. Она предлагает французам отказ от "ультралиберальной" политики в экономике, приоритет французского права над европейским, новые переговоры по ключевым европейским соглашениям, выход из зоны евро и отказ от строгой экономии, реиндустриализацию, поддержку малого бизнеса и борьбу с засильем финансового капитала.
В качестве радикальной меры давления Ле Пен в июне поддержала идею референдума о выходе из Евросоюза. Пока что она не пользуется большой популярностью - согласно опросу Pew Research Center для Le Figaro в июне выход из ЕС поддерживали 33% опрошенных французов, 45% выступали против, хотя в целом 61% были недовольны тем, как работает объединение. Миграционная программа Национального фронта самая жесткая: прекращение рабочей миграции и миграции по воссоединению семьи, уменьшение количества разрешений на предоставление убежища до нескольких сотен в год, депортация всех нелегальных мигрантов, отказ от "права почвы" (учет места рождения ребенка) при предоставлении гражданства.
Марин Ле Пен (фото - ЕРА)
Во внешней политике Национальный фронт поддерживает предложение стратегического альянса с Россией, выход из командной структуры НАТО, создание Европы наций - Паневропейского союза с включением Швейцарии и России с уважением права на нейтралитет и приоритет национального права членов, а также создание альянса Париж-Москва-Берлин. Симпатии Ле Пен к путинскому режиму никого не удивляют: о финансировании Национального фронта связанными с российской верхушкой финансовыми учреждениями известно еще с 2014 года.
Читайте также: Кремлевский легион. Кто во Франции лоббирует интересы Москвы
Самым молодым кандидатом на этих выборах, судя по всему, будет 38-летний Эмманюэль Макрон, который позиционирует себя: "ни правый, ни левый". Это бывший участник Соцпартии, который в 2012-2014 годах был ключевым советником Франсуа Олланда по вопросам экономики, а в 2014-2016 годах занимал пост министра экономики. В 2016 году создал реформистское движение En marche!, в котором уже свыше 100 тыс членов, и ушел в отставку.
С одной стороны, Макрон высказывается за более гибкое трудовое законодательство, отказ от 35-часовой рабочей недели, за что подвергается критике со стороны профсоюзов и приветствуется в бизнес-кругах. С другой стороны, Макрон в интервью Le Point как типичный социал-демократ говорит о негативных последствиях глобализации, от которой по его мнению, выигрывают лишь богатые в развитых странах и средний класс в развивающихся, а средний класс в развитых странах оказывается в проигрыше. Еще один его тезис - о неравенстве во Франции между школьниками из пригородов и хороших районов в шансах получить хорошее образование. Макрон таким образом играет и на поле социалистов, и на поле центристов, его рейтинг Kantar Sofres-One Point оценивает в 13-17%, а интрига заключается в том поддержит ли его Франсуа Байру, представитель центристов и обладатель "золотой акции" на выборах 2007 и 2012 годов.
Эмманюэль Макрон на презентации своей книги "Революция" (фото - ЕРА)
Как Макрон относится к проблеме российско-украинского конфликта? Пока не ясно, кандидат редко выражает свою позицию по внешней политике. В январе 2016 года во время визита в Москву в должности министра экономики, он заявил французским бизнесменам, работающим в России, что Франция хочет снять санкции уже к лету, если минские соглашения будут выполняться. В ноябре в интервью радио Europe1 он отметил, что приоритетом в Сирии является не свержение режима Башара Асада, а борьба с группировками джихадистов, а поэтому придется вести диалог с Россией. В то же время Макрон однозначно относит себя к западному лагерю: "Я хочу помочь интегрировать Дональда Трампа в лагерь Запада, лагерь прав человека и прогресса". Макрон - еврооптимист. "Существует европейская идентичность. Это предпочтение индивидуальной свободы и политики. Это социальная рыночная экономика и демократия. Это в то же время одна культура...Европа существует, но в 1980-х годах мы утратили нашу мечту. Сегодня, мы нуждаемся в Европе...", - добавил он в интервью Le Point.
Кандидат от социалистов и части зеленых определится в конце января на праймериз так называемого Прекрасного народного альянса. Процедура выдвижения завершится 15 декабря. Самый популярный кандидат - противник Олланда, представитель так называемой Фронды в рядах социалистов, экс-министр экономики Арно Монтебур. Он представляет левое крыло партии и выступает за создание новых правил мировой торговли в условиях глобализации, которые бы содействовали сохранению высоких социальных стандартов и защите окружающей среды.
По его мнению, глобализация в нынешнем виде содействует засилью финансового капитала и появлению все большего количества рабочих-полурабов в развивающихся странах и безработных - в развитых. Монтебур выступает за сильное вмешательство государства в экономику. Следствием должен стать контроль за финансовой системой и сохранение производства на французской территории, усиление защиты прав рабочих, устранение неравенств при получении образования.
Кандидат поддерживает выход Франции из командной структуры НАТО, развитие способности Европы обеспечить свою безопасность без поддержки США и нормализацию отношений с Россией. "В интересах Франции - нормализация отношений с Россией. Я думаю, что нужно постепенно возвращаться к нормальной жизни: с одной стороны, отмена санкций, с другой - решения, ответственность за которые взяла Россия в украинском вопросе", - заявил он 29 ноября в интервью Le Monde.
Слева направо: Арно Монтебур, Сеголен Руаяль, Манюэль Вальс и Кристьен Тобира (фото - ЕРА)
Интригой является возможное выдвижение нынешнего премьера Манюэля Вальса, мэра Парижа Анн Идальго, экс-министра юстиции Кристьен Тобира и министра экологии Сеголен Руаяль. Вальс представляет правое крыло социалистов и вряд ли его политика, в том числе в отношении Украины, может чем-то отличаться от политики Олланда. Согласно опросу Kantar Sofres - One Point от 28 ноября, он может рассчитывать на 11% голосов избирателей в случае участия в выборах и уступит Макрону. Анн Идальго работает на ниве благоустройства Парижа с 2001 года, а пост мэра занимает с 2014 года. В апреле, согласно опросу Ifop-JDD, 51% парижан позитивно оценивали ее деятельность. Явно слева находится Кристьен Тобира, уроженка Гвианы - она занимала пост министра юстиции в 2012-2016 годах и стояла за разработкой закона об однополых браках, который вызвал массовые акции протеста в 2013 года со стороны правых сил и верующих. В 2001 году добилась принятия закона, признающего работорговлю в исторической ретроспективе преступлением против человечности. Сеголен Руаяль - экс-супруга Франсуа Олланда, уже была кандидатом социалистов на выборах 2007 года, но проиграла их Николя Саркози.
Жан-Люк Меланшон (фото - ЕРА)
Представитель леворадикалов из Левого фронта Жан-Люк Меланшон, согласно ряду опросов, может рассчитывать на 12-13% голосов. Он поддерживает выход Франции из НАТО и референдум о членстве в ЕС. В марте 2014-го он поддержал аннексию Крыма, заявив, что русские не могут позволить присутствие НАТО у своих дверей. Меланшон вряд ли сможет бросить вызов не только лидерам гонки, но и Эмманюэлю Макрону.
В 2012 году в рамках опроса CSA-Terrafemina французов спросили, какими качествами прежде всего должен обладать хороший кандидат в президенты. 53% опрошенных назвали честность, 23% - смелость, 21% - близость к французам, 20% - реализм и 18% - способность объединять нацию. Харизму выделили на первом месте лишь 13% опрошенных. Честность, смелость и роль в спасении Франции во время Второй мировой войны и послевоенных кризисов объясняет тот факт, что неоднократно французы выбирали в качестве лучшего президента V республики, существующей с 1958 года, Шарля де Голля. "У де Голля было очень много недостатков, но он был смелым - его ведь приговорили к смерти, когда он объявил что продолжит войну с Германией. Он умел говорить нет и был кристально честным человеком. Когда он приглашал в Елисейский дворец своих внуков, он платил за них. Он не считал, что страна должна платить за его внуков, пьющих кофе во дворце президента. Это ничего не имеет общего, например, с Саркози, который только берет и берет от Франции и является жуликом", - объяснила в интервью ЛІГА.net французский политолог Сесиль Вессье.
Роль харизмы всегда играла большую роль - все самые популярные президенты - Де Голль, голлист Жак Ширак и социалист Франсуа Миттеран проводили реформы, которые вызвали массовые акции протеста, но не отступили и были переизбраны на второй срок.
Александр Мельник (фото - facebook.com/alexandre.melnik.3)
Расстановку сил во Франции накануне выборов ЛІГА.net прокомментировал Александр Мельник, профессор геополитики в бизнес-школе ICN в Нанси:
Выборы во Франции концентрируются на внутренних проблемах. Украинско-российский конфликт в жизни рядового француза абсолютно отсутствует. К сожалению, Украина выпала с радаров международной политики.
Мы живем в мире, где экономика становится все более глобальной, а политика, наоборот, локальной. Французы не являются исключением из правил, хотя глобализация касается абсолютно всех. Прежде всего, в повестке оказался вопрос идентичности: что такое Франция, кто такие французы и какие у них ценности. Во-вторых, вопрос безопасности и эффективности властей в борьбе с терроризмом. Экономические вопросы остаются на втором плане, хотя Франция не проводит реформ и отстает от Германии. Французская экономическая модель - государство всеобщего благосостояния - работает лишь по инерции. Серьезно стоит вопрос acquis sociaux - социальных завоеваний, например, отмены закона о 35-часовой рабочей неделе. Ее сохранение воспринимается как борьба за социальную справедливость. Эта модель социального государства вступила в конфликт с глобальной экономикой, а вопросы идентичности и безопасности оказались громоотводом от куда более важных экономических проблем.
У президента Франсуа Олланда колоссальный дефицит авторитета, он оказался слабым политиком. Фийон производит впечатление авторитарного человека, который может навести порядок Он играет на территории Ле Пен и может отобрать часть ее электората.
Победа Фийона на праймериз показала, что прогнозы сейчас не работают. Кто думал, что произойдет Brexit или что Трамп выиграет президентские выборы в США? Уверенным сейчас можно быть лишь в том, что ни у кого ни в чем нет никакой уверенности. Все прогнозировали схватку Саркози с Жюппе за право представлять правых. Но Саркози избиратели отвергли как личность, а сам он, критикуя Жюппе, открыл дорогу Фийону, который оставался над схваткой.
Победа Фийона - это плохая новость для стран, которые находятся в конфликте с Россией. Произойдет сближение Фийона с режимом Путина под аккомпанемент разговоров о дружбе с вечной Россией, которая всегда привлекала Францию. Хотя французы до сих пор ничего в России не понимают, но летят на эту экзотику, как мотыльки на свет. Я не исключаю того, что Путин будет использовать Фийона как своего полезного идиота. В Сирии Путин уже делает, что хочет, но Фийон даст ему на все это карт-бланш. Сближение Франции и России на псевдовечных основах - русская душа, русская культура, Достоевский - это может обрести толчок. Не нужно недооценивать пропутинские настроения во Франции. Идея снова завязать отношения с Россией - преобладающая тенденция во французском обществе.
Еще один вызов - Марин Ле Пен. Ей удалось "дедемонизировать" партию ее отца. В 1980-е годы о симпатии к этой партии стыдно было говорить. А сейчас модно сказать: да, я выбираю Национальный фронт. Электорат Ле Пен формируют несколько слоев общества. Во-первых, это те, для кого приоритетной является борьба за чистоту французской крови, против иммиграции, за возврат к консервативным ценностям. Вторая группа - те, кто оказался на обочине в результате глобализации. Ле Пен аккумулировала бывший электорат Французской компартии, пролетариат. И это, кстати, провал французских леворадикалов. Третья группа - сторонники суверенитета, которые не за открытость миру, а за закрытые границы и самостоятельность во внешней политике. Отрицание элиты характерно для всех групп - и это очень похоже на ситуацию с успехом Трампа. И это выгодная позиция - сейчас нельзя ассоциироваться с элитами, даже с журналистами - у нас они тоже элитой считаются. Поэтому, если политик грубит журналистам, говорит им, что они ничего не понимают - это идет ему на пользу, в частности так было с Фийоном.
Среди кандидатов, которые могут бросить вызов Фийону и Ле Пен - единственный, кто говорит об экономике в этой кампании - это Эмманюэль Макрон. Он прекрасно говорит по-английски, в отличие от многих французских руководителей. Он позиционируется вне всяких политических течений и выступает за кардинальные реформы. Шансов у него пока немного, потому что любая реформа во Франции воспринимается как мучение и угроза статус-кво. Поэтому экономическая проблематика здесь не является ведущей темой. Макрона поддерживают предприниматели, студенты высших школ (Grandes écoles) - будущая элита общества - они понимают необходимость реформ, и я думаю, что у него может быть поддержка среди центристов и даже шанс на второй тур. Его высказывания о России и Украине у меня не вызвали энтузиазма. Мне кажется, он ничего не понимает в этом конфликте. Но геополитика не в центре этой кампании, нужно подождать, пока он разберется.
В левом лагере пустота абсолютная. Ничего не ясно. Жан-Люк Меланшон хочет походить на Берни Сандерса, но у него даже части его интеллектуального потенциала нет, это просто трибун-пустозвон.
Раздаются голоса, что Франсуа Фийон - будущий победитель выборов, но я не разделяю этого мнения. На мой взгляд, он исчерпал резерв голосов. Ему нужно сражаться за центр и левых, а его радикальная правая экономическая программа многих раздражает. Всегда смотрите, что происходит в Америке - это прообраз того, что произойдет во Франции. Тут также возможно, что кто-то из политиков сыграет роль Клинтон, а кто-то Трампа. А Трампом во Франции, мне кажется будет либо Ле Пен, либо Макрон. Они оба сейчас позиционируют себя как внесистемные кандидаты. Фийон - это человек, который ничем в своей жизни, кроме политики не занимался, он был премьером при Саркози и это совершенно классический элемент истеблишмента.
На этих выборах нельзя недооценивать шансы аутсайдеров. Надо следить, что произойдет 4 декабря в Австрии - будет ли избран президентом ультраправый кандидат Норберт Хофер, что произойдет в Италии, где премьер Маттео Ренци может проиграть на референдуме. Не исключаю, что мы идем вправо. Это электоральный бунт, когда избиратель все отметает и, можно сказать, происходит скачок в контрреволюцию.
Читайте также: Битва друзей Путина: какой может стать новая Франция
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.