Под эгидой Оппоблока и РПЦ. Как крестный ход прошел по Киеву
- Прячьтесь от нас, тут идут титушки, - четыре женщины из Запорожья с иконами проходят по Грушевского мимо Верховной Рады и оценивают количество полиции за оградой.
- Что за здание? Кабинет министров?
- Верховная Рада, - читают вывеску. - А, тут законы принимают, чтоб нам жилось хорошо.
В Киев их привезли утром на автобусах. Экскурсия была короткой: оцепленный полицией периметр охватывал только самый центр Киева, включая Киево-Печерскую Лавру, где часть участников крестного хода и молебна Украинской православной церкви Московского патриархата ко Дню крещения Руси проведет ночь в молитве. "За мир в Украине", - официальная версия УПЦ МП, которая подчиняется РПЦ и митрополиту Кириллу (Гундяеву). "За русский мир в Украине", - уточняют скептики.
660 километров с востока Украины - от Свято-Успенской Лавры, и чуть меньше, 430 километров, с запада - от Почаевской лавры, прошли и проехали участники крестных ходов УПЦ МП. Планировалось, что в Киев они войдут при полном параде: расширенным за счет местных прихожан составом, с песнопениями, иконами, под прицелами видеокамер. Но в последний момент планы пришлось изменить. Сначала святогорскую колонну не пустили в Борисполь - оуновцы установили блокпост, и паломникам пришлось обходить город по окружной. Затем колонну из Почаева националисты решили встретить на блокпосту у села Стоянка на житомирской трассе. И, наконец, полиция сообщила, что на пути следования хода нашла две закладки с боевыми гранатами.
Учитывая повышенную вероятность провокаций, в Министерстве внутренних дел объявили, что решили запретить пеший проход колонн по Киеву, ограничившись их подвозом на автобусах в центр столицы.
Финал крестного хода
Майдан заполнен автобусами. Очередь к Европейской площади тянется от самого метро: накануне глава МВД Арсен Аваков объявил о введении в Киеве особого режима безопасности. По задумке, полиция должна была обеспечить "контроль личности" на подходе к Владимирской горке, чтобы только граждане Украины, которым гарантировано право на участие в мирных акциях, могли пройти на молебен, а иностранцы - нет. На деле вышло как всегда: паспорт просили через одного, хотя содержимое сумок изучали.
Улицу Крещатик наглухо перекрыли металлическим сетчатым забором: желающие попасть на молебен должны были пройти через любой из шести металлоискателей и досмотр полиции. Аналогичные заборы установили на всех подходах к Владимирской горке.
- Пустите без очереди, я там работаю, - девушка с кофе из MacDonalds пытается вернуться на рабочее место в начале Крещатика.
- Я тоже работаю, но я же стою, - не пустили.
Очередь как очередь, самая обычная по содержанию - с возмутительными попытками проскочить зайцем, спорами и жалобами на оттоптанные ноги. Основное отличие: иконы на груди, покрытые головы, рясы и беспрерывные религиозные песнопения. Рядом ждет своей очереди молодой священнослужитель с паспортом и облачением, упакованным в шапочку. Звонок по телефону краток до предела: "Да подождите вы, дайте я фейсконтроль пройду".
По рации полицейским поступает информация об участниках, которые вызывают подозрение. "В вашу сторону движутся четыре человека из Донбасса с ручной кладью", - и вот уже полиция проверяет содержимое увесистых дорожных чемоданов.
В 12:30, четко по пресс-релизу УПЦ МП, на Крещатике формируется первая колонна и движется в направлении Европейской площади. Навстречу ей с Грушевского спускается вторая колонна. Сливаясь, люди поднимаются вверх по Трехсвятительской на Владимирскую горку. Здесь уже ждут начала молебна несколько тысяч человек. Все не помещаются.
- Кто прошел весь крестный путь от самого Почаева или Святогорска, зайдите за мою спину. Внизу очень много людей, - толпой управляют несколько мужчин в черных рясах, с мегафонами и рациями. Несколько десятков участников крестного хода получают право спуститься туда, где предстоятель УПЦ МП Онуфрий будет вести молебен.
- А если из Тригорья, то нельзя?
- Ждите.
- Но я же десять дней шла.
Очень жарко, душно и много народу. Субъективно - не менее десяти тысяч. Подвоз воды есть по пути следования крестного хода, но на самой горке автоцистерн нет. Только на Владимирской горке за помощью медиков обратились не менее 30 человек.
- Многие забыли взять с собой воду, а некоторые даже не завтракали: говорят, у нас пост, - рассказывают ЛІГА.net у кареты скорой помощи. Понятно, что многим становилось плохо. А еще представь: мы ведем женщину к карете скорой помощи, пробираемся через толпу, а к ней батюшка - с огромным крестом. Ей плохо, а он и ей крест целовать дает.
Владимирская горка
Пока прихожане обживали киевские склоны и искали себе место на время молебна, к памятнику князю Владимиру прибывал подзабытый в последнее время прессой оппозиционный политбомонд. В этом году на молебен приехали один из наиболее авторитетных прихожан УПЦ МП, народный депутат Вадим Новинский, парламентский лидер Оппоблока Юрий Бойко, депутат Нестор Шуфрич. За 15 минут до начала служения в сопровождении кортежа из джипов подъехал предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий.
"Мы собрались у памятника нашего крестителя святого равноапостольного князя Владимира, помолиться за нашу украинскую землю, за наш народ, и попросить у Бога благословения на нашу землю, работу, чтобы у нас господствовала любовь к Богу, друг к другу, и чтобы нам господь благословил мир. Сегодня завершаются крестные ходы: один начался с запада, из Почаевской лавры, второй с востока, из Святогорской лавры. И эти паломники, которые участвовали в них, сегодня с нами", - сказал Онуфрий, начиная молебен.
Двух маленьких паломниц одиннадцати лет митрополит показал на камеры. Девочка в длинной юбке и с покрытой головой - Маргарита из Краматорска, в розовой футболке и с огромной иконой на шее - Феодотия из Дубно, пришла из Почаевской лавры.
На фото: эти девочки, как говорят в УПЦ МП, прошли крестным ходом из Святогорска и Почаева
В небо уходит молитва за Украину, и немножко - за главу Российской православной церкви патриарха Кирилла Гундяева.
"Мы тут продолжили молитву о нашей украинской земле, о нашей власти, о нашем народе. И сейчас мы продолжим крестный ход в святую Киево-Печерскую лавру. Мы будем дальше в нашем крестном ходе продолжать молитвенный подвиг, который, я думаю, будет той хорошей закваской мира, любви, благополучия на нашей земле, которых мы так ищем и о которых мы так молим бога", - завершил молебен Онуфрий.
Как только от предстоятеля УПЦ МП отодвинули микрофон, к нему приблизились Бойко и Новинский. После короткого приветствия и обмена поцелуями несколько минут о чем-то доверительно говорили. И во главе процессии, в окружении священнослужителей, двинулись к выходу. На мгновение возникла сильнейшая давка: напирающих сзади людей решила сдержать охрана депутатов.
На фото: Новинский и Бойко общаются с предстоятелем УПЦ МП
Причем тут Оппоблок
2013 год, Владимирская горка, молебен УПЦ МП. У памятника князю Владимиру четверо: патриарх московский Кирилл, киевский митрополит Владимир, тогдашний президент Украины Виктор Янукович и президент России Владимир Путин. В окружении депутатов правящей Партии регионов, руководителей города, министров. Расстояние между телами Путина и Януковича позволяло экспертам давать неутешительные выводы об ухудшении отношений президентов: Украина как раз заявила о евроинтеграции.
На фото: молебен на Владимирской горке, июль 2013
За три года политбомонд сменился. Янукович сбежал, а Партия регионов стала Оппоблоком. Но подчеркнутая поддержка кирилловской ветви православия, и вообще пророссийской риторики - осталась. Один из основных меценатов УПЦ МП - депутат Вадим Новинский. Он не скрывает и даже связывает с этим недавние обыски на предприятиях его Смарт-Холдинга. "Причина одна - моя непримиримая политическая и гражданская позиция, а также моя деятельность как оппозиционного политика и мецената Украинской православной церкви", - процитировал оппозиционного депутата его личный сайт.
Каждый прихожанин УПЦ МП, который вышел на Владимирскую горку, для Оппоблока - потенциальный избиратель. Поэтому для партии это был хороший повод засветиться рядом с Церковью и напомнить электорату о себе. "Одна из сопутствующих задач: начать политическую мобилизацию Оппоблока, который активно поддерживает крестный ход", - пояснил в недавнем комментарии ЛІГА.net в прошлом социолог-религиевед, а сейчас замглавы комитета ВР по вопросам духовности Виктор Еленский.
Читайте также - Война за мир. Куда и зачем идет крестный ход УПЦ МП
О поддержке крестного хода Оппоблок объявил в самом начале. Партийный сайт переполнен комментариями спикеров об акции, канал Левочкина обеспечил полное ее информационное сопровождение, в том числе прямую трансляцию молебна. По некоторым данным, часть автобусов для участников крестного хода из Святогорской лавры предоставил холдинг Метинвест, принадлежащий парнеру Новинского - бизнесмену Ринату Ахметову. Намекал на это и генпрокурор Юрий Луценко, когда сказал, что логичнее было бы автобусы Ахметова отправить в Москву. Но на запрос ЛІГА.net в компании предоставление собственных или арендованных автобусов участникам крестного хода опровергли.
"Люди пришли сюда помолиться за мир и согласие в Украине", - опубликовал сайт Оппоблока комментарий Вадима Новинского по поводу молебна. Политический подтекст этой акции православный олигарх опровергает.
Дорога к храму
Многотысячная колонна движется вверх по Грушевского. Через каждые десять метров по обе стороны дороги - полицейские. Мимо прихожан постоянно курсируют патрульные на велосипедах. Во дворах Верховной Рады и Кабмина - техника.
В Мариинском парке в солнцезащитных очках стоит и смотрит на проходящую колонну бывший народный депутат от Оппоблока, экс-глава Киевской городской госадминистрации Владимир Макеенко.
- А вы почему не рядом с Бойко и Новинским?
- Молиться надо в церкви. Если смешивать церковь и политику - толку не будет, - не согласен он с бывшими коллегами по Раде.
Голова колонны уже у Лавры, а хвост все еще тянется мимо станции метро Арсенальная. Группы полиции усилены: здесь едва ли не первая точка, на которой участники хода могут купить воды и перекусить. И здесь же находятся до десяти человек с нашивками ОУН.
- Вашему фюреру Путину будет капут, - не выдерживает мужчина лет пятидесяти.
- Собака лает, караван идет, - прихожанки отпивают квас.
К полицейским приближается женщина с бутылкой воды. "Я когда окропляю, то некоторых аж трясет", - наливает воду в ладонь и брызгает в лицо. Один отворачивается. "Я так и знала, что вы католик", - в него снова летят брызги. "У меня очки просто", - оправдывается страж порядка. Женщина идет дальше. Порция воды готова и для нацгвардейцев, и даже для полицейского автобуса.
На фото: окропление святой водой из бутылки
Колонна подходит к Киево-Печерской Лавре. Внутрь попадут не все: территория храма переполнена.
Диалоги в Лавре
Беспрерывный звон колоколов. Прихожане стоят и сидят во дворе Лавры, стараясь спрятаться в тень - на улице по-прежнему очень жарко. У многих приезжих успели разрядиться мобильные телефоны, зарядок не хватает, а подключить их некуда.
- Я еще не была ни разу на таком торжестве, - рассказывает Ольга Михайловна, пенсионерка из Ужгорода. - И вот такой момент выпал - трудный момент, потому что жарко очень, и ноги болят. Но я довольна. Автобус нас привез: церковь заказала, позаботилась о нас. Хороший автобус, не то что ходят у нас дома. Завтра мы снова будем на службе, потом хотели Киев посмотреть, а послезавтра поедем домой, тем же автобусом. Батюшка тоже едет с нами, старается все организовать.
На фото: Ольга и Владимир во дворе Лавры
Рядом с ней на крыльце одного из служебных корпусов Лавры отдыхает земляк Владимир. Ему хорошо за пятьдесят. "Крестный ход за мир в Украине, а потому нам двойная благодать", - говорит он. Завязывается светский разговор: о чиновниках и депутатах.
- Государственный служащий должен быть как монах, - считает Владимир. - Он должен забыть все личное. Он должен всю жизнь положить на алтарь государственной службы. Если монах не посвятит всего себя служению, то будет не монах, а просто черная головешка. Вот и выходит, что наши правители - они пустые головешки. Кого мы избирали-то? Нужно им в трезвость придти.
Читайте также - Кто эти люди и что ими движет. Репортаж из колонны крестного хода
Вера - киевлянка, на крестный ход пришла с дочкой лет десяти. Сидят в тени церкви: "Наш дарницкий епископ Климент сказал: не бойтесь ничего, провокаций не будет. А чего бояться? Если в Бога веришь, ничего и не боишься. Крестный ход идет - ад трепещет".
Встречались в Лавре и откровенные адепты культа "братских народов".
- Мы пришли помолиться за мир, - говорит киевлянка Марина. Чтобы благодать пришла в нашу державу святую Русь-Украину, Россию, Беларусь, - и на весь мир. Все мы единое тело Христово.
Молодой священник из Шумска своего имени не назвал - "господь знает меня". Собирает у ворот пожертвования на храм.
- Молились за мир, чтоб вера прославлялась, за единение народа... Мы же единый народ, славянский и православный.
- А кого сейчас нужно победить православной молитвой, кто враг? - спрашиваем.
- Как тогда, во время войны, на нас шла сила с Запада, так и сейчас на нашу землю идет сила с Запада. Они не хотят нам добра, и все кровопролитие - по их замыслам. Ослабить экономику нашего народа, чтобы наши лучшие люди гибли, чтобы молодые люди рабами ехали на заработки в Европу, унижались там. Нам незачем идти в Европу. У нас есть святая вера. Нам не нужны их ценности, у нас своя православная культура, и мы идем правильным путем. Ведь тысячелетия уже наша вера стоит.
На вопросы о церковном разделении отвечает, что раз вера в Бога одна, то и церковь должна быть одна: "А раз так, то и Филарет - не Филарет, а Денисенко, и не может его церковь, не имея благословения, никакие таинства совершать".
На фото: коленопреклонение прихожан перед иконой
Отец Михаил из Тернополя - дьякон лет тридцати, подчеркнуто красноречив, охотно вступает в дискуссии. Считает события на востоке Украины "гражданской войной", но подчеркивает, что это его личное мнение, а не официальное мнение церкви.
- В средствах массовой информации постоянно извращаются факты о церкви и ее истории, и это не сказывается хорошо на мире и мирной жизни прихожан. Вот и сейчас - какие-то гранаты подготовили, чтобы не дать возможность пройти крестному ходу.
Он согласен, что церковь в Украине имеет высокий уровень доверия, - гораздо выше, чем государство, но и здесь у него находится "но": среди тех, кто считает себя православным, истинно верующих - тех, кто действительно соблюдает обряды, - всего 3-5%.
Встречались среди участников крестного хода и "засланные казачки". Петро живет в Киеве, но часто ездит на Львовщину. Шестьдесят с лишним, вид светский. Прошел с крестным ходом от Владимирской горки, хотя к УПЦ МП не принадлежит.
- Я, скажем, зашел в храм помолиться, но у них ведь даже за свечки надо платить, за упокой, за все. На первом месте везде деньги. Какое это имеет отношение к вере? А потом иду в Василия Великого, греко-католический храм, и там свечки прямо у входа просто лежат, нигде не сказано, что нужно платить. Кто может - пожертвует, а остальные просто свечку возьмут. И так же исповедоваться, и так же за здоровье помолиться. Есть у тебя деньги - кинул, нет - никто тебя не осуждает. Так куда верующий вроде меня пойдет?
Петро вступает в споры с клириками УПЦ МП: люди в Украине должны иметь свою веру, как и свою хату, а не поклоняться Путину и поддерживать его церковь. "Если церковь украинская, говорит, но при этом подчиняется церкви российской, пусть она обратится к Путину и скажет: забери от нас своих солдат, чтобы они наших детей не убивали", - говорит.
Вспоминает рассказы о том, как после 1939 года на Западной Украине НКВД требовало от священников раскрывать тайну исповеди, и говорит, что с тех пор в церкви российского подчинения мало что изменилось, а главной ее целью остается "разъедать державу".
- В России наших церквей нет. У них свои святыни, но они же держат и наши. Вот Киевско-Печерская Лавра - большая святыня, намного старше, чем любая московская, в Тернопольской области - Почаевская Лавра. Это наши святыни, исторические, древние, но все они под рукой Московского патриархата. Покровский женский монастырь, Инонинский монастырь... И при этом та же Москва ведет с нами войну, убивает наших детей. Если вы нам братья, что же вы такие бесчинства творите? Воюете, грабите, рабуете? Прекратите разбой - будем тогда братья.