Особые оккупанты: Что означает решение Верховной Рады по Донбассу
fcb8e002e836f9d4d0ff98964c80482c.jpg

На этой неделе Верховная Рада Украины признала временно оккупированными ряд территорий Донецкой и Луганской областей. Кроме того, парламент утвердил особый статус отдельных районов Донбасса. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Украина нарушила Минские соглашения. МИД Украины отверг обвинения и посоветовал Москве неукоснительно соблюдать договоренности. При этом другие участники переговоров - Германия и Франция - поддержали позицию Украины.Секретарь СНБО Украины Александр Турчинов считает, что теперь Москва готовится к возобновлению  боевых действий против Украины.

 Что же означают решения Верховной Рады и как они отобразятся на российско-украинской войне? Как они отразятся на Минских соглашениях и послужат ли катализатором для начала активных военных действий? 


Главный редактор издания ОстроВ Сергей Гармаш:

Закон (об особом статусе) ничего не меняет, поскольку невыполним. Это лишь пунктик для отчета перед ЕС о выполнении Минских соглашений. По поводу оккупированных территорий - это запоздалое решение. Де факто они давно оккупированы. Это возможность для предъявления юридических претензий агрессору, и юридическому оправданию ограничения прав наших граждан, я имею ввиду пропуска, невыплаты и так далее.

Касательно дальнейших действий Москвы, то они (россияне) не ограничивались никакими соглашениями. Просто всем была нужна передышка и Кремлю тоже. Путину не нужны поводы, он идет к цели и сам создает поводы, если ему нужно. Поэтому эти решения его не спровоцируют на "Грады", если он сам не захочет в них поиграть. Наоборот, то что мы тоже стали субъектом игры, вносим в нее свои правила, может затянуть мир, поскольку ставит Путина в новые условия, что вынуждает его корректировать свои планы.

Президент Фонда качественной политики Михаил Минаков:

У Киева нет видения решения проблемы сепаратизма в Украине. Мы идем в фарватере, заданном дискуссией Москвы, Брюсселя и Вашингтона. Вместо того, чтобы провести административно-территориальную реформу, дать преференции малому бизнесу и самозанятым гражданам и поставить во главе новообразованных территориальных единиц популярных местных про-киевских руководителей - то есть показать, что быть в Украине лучше, чем под правлением Москвы - Киев затягивает пояса местным общинам. Фактически, речь идет о создании социально-экономических предпосылок для возобновления сепаратизма в областях, где пытались объявить "народные республики". 

Более того, нет разумной долговременной стратегии в отношении временно потерянных территорий и населений. Нужно понимать, что каждый день существования "ДНР" и "ЛНР" способствует их институциональному оформлению. Там создаются и развиваются административные, финансовые и социальные структуры, логика существования которых делает все менее возможной реинтеграцию. 

К мероприятиям безопасности в зоне АТО нужно добавлять гуманитарную и стратегическую составляющую. Помощь беженцам, поддержка проукраински настроенных граждан на оккупированных территориях и многое другое - эффективные инструменты демонстрации заботы Киева о дончанах, луганчанах и крымчанах. Если Киев научится заботится о своих гражданах и областях, как контролируемых, так и временно потерянных, Украина сможет стать страной, в которой люди смогут жить, развиваться и хотеть растить детей.

Сокоординатор волонтерской инициативы Восток-СОС, журналист Hromadske Константин Реуцкий:

Каждое перемирие разлагает противника. Поэтому обострение неизбежно. А для начала нового наступления нужен повод. Принятие закона об особом статусе повод, конечно, недостаточный, но его критика российскими властями звучит логично в общей риторике, оправдывающей новую конфронтацию. Хотя, казалось бы, какое моральное право говорить о срыве мирных договоренностей имеют люди, атаковавшие Дебальцево на следующий день после подписания меморандума? 

Принятый закон - это просто сдержанный ответ "нет" циничному требованию к Украине признать регион, напичканный российскими войсками и техникой, сферой своей ответственности. Украина заявляет, что готова взять на себя эту ответственность, но только после того, как там будет восстановлена ее юрисдикция. 

Назвав эти территории оккупированными, украинский парламент просто признал очевидное. Что, конечно же, раздражает российскую сторону, и, возможно заставит ее ускорить поиски поводов для наступления. Но Путина не устроит ничего, кроме капитуляции Украины (явной или скрытой), поэтому нам стоит смириться с тем, что новое обострение конфликта неизбежно. 

Особые оккупанты: Что означает решение Верховной Рады по Донбассу
Народный депутат (Народный фронт), бывший замглавы СБУ Андрей Левус:

Украина зафиксировала свой интерес - Донбасс это Украина. Изменения к закону об особом статусе положительные, ведь лишают возможности Кремль манипулировать псевдовыборы. ДНР и ЛНР планировали их провести в мае.

А возможный срыв Минска - не трагедия, а шанс на женевский формат, где есть США. И это хорошо.



Политолог Александр Палий:

Этот закон (об особом статусе) является приемлемым для Запада, западные министры отвергают его критику Кремлем, потому что он соответствует Минским соглашениям. Ведь в этих соглашениях написано о свободных выборах по украинскому законодательству, под наблюдением и по стандартам ОБСЕ. Никто не обещал расширенные права именно Захарченко и Плотницкому, но легитимно избранным представителям "отдельных районов Донбасса" (а никаких не ДНР или ЛНР).

В то же время, местные общины на территориях, контролируемых террористами, получили право, правда только после избрания местных советов под контролем ОБСЕ, влиять на назначение местных судей и прокуроров и создавать решением этих советов "народную милицию". В то же время, эта "народная милиция" может состоять только из граждан Украины, более того, только из местных жителей. Координация деятельности отрядов народной милиции по охране общественного порядка в населенных пунктах должна осуществляться соответствующим сельским, поселковым, городским головой. То есть никаких центров управления террористическими группировками ДНР и ЛНР, никаких центральных звеньев управления этими территориями по минскому соглашениями не должно быть, как и самих этих группировок. Есть только местные власти конкретных населенных пунктов и районов - сельсовета, горсовета и райсовета. Никаких крупных объединений в такой конструкции не предусмотрено, по крайней мере к конституционной реформе.

Особый статус отдельных районов Донбасса предусматривает ликвидацию ДНР и ЛНР и передачу власти избранным органам власти. По Минским договоренностям, все российские солдаты, наемники, "добровольцы" и так далее, которые составляют 80-85% от общего количества террористов в Донбассе, должны убраться из Украины вместе с техникой. А местные маргинальные адепты "русского мира" будут иметь возможность показать жителям Донбасса, что ни к какой конструктивной деятельности они не способны. Собственно, поэтому они и устраивают бойкот соглашений. 

По Минским соглашениям, восстановление контроля Украины над государственной границей в зоне, контролируемой террористам, достаточно затруднено их согласием на конституционную реформу. Это - главный компромисс, на который пошла Украина. Остальные моменты вызывает неприятие террористов - это тот компромисс, на который пошла Россия, чтобы не попасть под еще большие санкции и чтобы Украина не получила мощное западное оружие.

Связывание выполнения Минских соглашений с дальнейшими санкциями ЕС против России, увеличивают шансы этих соглашений. В то же время, я не вижу долгосрочной выигрышной стратегии для России. Непонятно, как она может исправить ситуацию в свою пользу, потому что замораживание этого криминального нарыва ДНР и ЛНР (который даже Лавров назвал "гнойником") - это проблема и для самой России. Это гнойник, где заводы режутся на металлолом, не способен к экономической деятельности, потому что в XXI веке рабский труд неконкурентоспособен. Поэтому, возможно, Россия, несмотря на угрозу санкций, будет усиленно дестабилизировать ситуацию и идти на эскалацию. И именно поэтому настолько важным является предоставление оружия Украине со стороны Запада.