Без шума и пыли. Как Рада принимала проект о языках
Оппозиция не сдержала своего обещания не допустить принятия языкового законопроекта. "Надо было действовать активнее", - признался один из ее лидеров Арсений Яценюк. Он клятвенно пообещал, что в целом закон точно не будет принят, и оппозиция, проиграв битву, обязательно выиграет войну. Пока что у противников языковой инициативы регионалов оснований верить очередному обещанию нардепов-оппозиционеров нет. Ситуация в парламенте, в отличие от подступов к нему, скорее напоминала договорной матч, чем реальную борьбу.
Опять двойка
Во вторник первыми парламентскую трибуну и ложу президиума Верховной Рады заняли представители Партии регионов. Заседание должно было начаться с рассмотрения прерванного на прошлой пленарной неделе языкового вопроса. Лидеры фракций совещались по этому поводу в кабинете спикера Владимира Литвина.
Депутаты от БЮТ и НУНС накрыли свои рабочие места государственными флагами и плакатами, почти как при ратификации Харьковских соглашений в 2010 году. Итог был таким же. Литвин поставил законопроект регионалов Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова "Об основах государственной языковой политики" на голосование. Как рассказали потом оппозиционеры, они планировали выдернуть из гнезд для голосования карточки "тушек" и не дать депутатам от большинства нажать по несколько кнопок сразу.
Однако в решающий момент выдергивать карточки бросился только один - нунсовец Андрей Парубий. Остальные оппозиционеры сохраняли спартанское спокойствие. Политические оппоненты Парубия тут же оттеснили. Результат - 234 карточки "за". Проект поддержали 186 регионалов, два нунсовца, 25 коммунистов, два представителя Народной партии, шестеро из группы Реформы ради будущего и 12 внефракционных.
Оппозиционеры первым делом обвинили спикера Рады Литвина. Нунсовец Тарас Стецькив заявил журналистам, что в прошлый раз Литвин подыграл противникам проекта регионалов. А теперь наоборот - поменял порядок голосования, поставил скандальный законопроект раньше, чем помог провластному большинству.
Такую же точку зрения высказал глава избирательного штаба объединенной оппозиции Александр Турчинов. А лидер Фронта змін Яценюк признал, что "оппозиция проявила себя не лучшим образом". Журналисты поинтересовались, почему к прессе не вышел лидер фракции БЮТ Андрей Кожемякин, который должен был дать отмашку на срыв голосования, но не сделал этого. Яценюк сказал: "На пресс-пойнт вышли мы с Турчиновым. Я так отвечу на этот вопрос".
К самому Яценюку тоже возникли вопросы. Например, почему, когда он был в командировке, срыв голосования удался, а когда он, один из руководителей оппозиции, был в зале - нет. "У Партии регионов было 234 голоса … Нужно было быть более активными, но 234 голоса - это 234 голоса", - ответил он. Как в таком случае оппозиционеры собираются не допустить принятия закона в целом, что пообещал все тот же Яценюк и его коллеги, - непонятно.
Волшебная карточка Каплиенко
Впрочем, большинство уже потеряло один голос. Депутат из группы Реформы ради будущего Владимир Каплиенко заявил, что законопроект не поддерживал и не знает, как сработала его карточка. Дело в том, что группа публично отказалась голосовать за документ, когда он рассматривался 24 мая. А 5 июня "реформаторы" отдали за него шесть голосов.
"Уважаемые граждане, я - народный депутат Владимир Каплиенко, клянусь перед вами, что во втором чтении пусть моя рука отсохнет, если я проголосую за этот законопроект", - заверил член группы, выступая с парламентской трибуны. Как сообщил спикер Литвин, Каплиенко рассказал ему, что персональную карточку он никому не передавал, она была у него и сработала сама.
"Очевидно, такое бывает", - философски резюмировал Литвин и поручил аппарату Верховной Рады проверить эту информацию.
Кстати, возможно, Каплиенко оказался не единственный депутатом, постеснявшимся светиться в списке проголосовавших за проект Колесниченко-Кивалова. Во всяком случае, информация о поименном голосовании с парламентского сайта исчезла. Продолжая логику Литвина, и такое тоже бывает.