Майборода: Каскадерство - наука более точная, чем физика

Каскадеры - люди, профессиональный путь которых не освещают яркие лучи славы, им не вручают премии "Оскар", не присваивают высоких званий, да и достойные гонорары платят далеко не всегда. Однако именно от их работы зависит то, насколько зрелищным и захватывающим получится фильм, выходящий на экраны. Актер театра и кино, каскадер, преподаватель Госакадемии руководящих кадров культуры и искусств, старший преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения им.И.Карпенко-Карого, директор Лиги каскадеров Украины Назар МАЙБОРОДА был постановщиком трюков во многих отечественных фильмах. В числе последних его - "Тарас Бульба", "Наполеон против Ржевского" и "Белая гвардия". В интервью ЛІГАБізнесІнформ каскадер рассказал об особенностях этой нелегкой профессии.

- Назар, профессия "каскадер" в Украине официально появилась относительно недавно. Насколько выгодно этим заниматься?

- Каскадер - профессия, которая непосредственно связана с кинематографом. После развала СССР на постсоветском пространстве в профессии начался период застоя, когда не было главного кормильца - кино. В Украине этот период продолжается до сих пор. Украинское государственное кино являет собой полный ноль. Киностудия им.Довженко как таковая ничего не снимает и живет тем, что сдает павильоны в аренду телеканалам и московским проектам.

Когда-то в России сняли налоги с кинопроизводства, чем очень сильно подняли кино. Вот мы и получаем работу в тех российских проектах, которые приезжают снимать у нас. За счет этого в Украине снимается много фильмов, и профессия наша, соответственно, тоже крепнет. В этом году подобный указ вступил в силу и в Украине, но киношники пока что его действие на себе не ощутили. Украинские олигархи не спешат вкладывать деньги в отечественное кино.

Растет новое поколение. Более того, сейчас на рынке даже начинает появляться конкуренция. Она бывает достойная, бывает не очень. У нас, к сожалению, сейчас нет своего профсоюза. Мы неоднократно работали с европейскими коллегами, которые нас приглашали поработать с ними в съемках картин за рубежом. Но европейские профсоюзы нас не пропускали. Это их территория, у них там есть свои люди, которые хорошо работают. У них есть каскадерские профсоюзы, есть некий международный банк данных каскадеров, которые работают на международном уровне. В эту базу очень непросто попасть, но если попадаешь - получаешь визу в любую страну.

- Тем не менее, говорят, что на Западе очень высоко ценятся наши каскадеры, потому что они стоят относительно дешево, а работают очень качественно. Это так?

- Да. И я Запад прекрасно понимаю. Наших каскадеров любят за то, что они воспитаны еще "по-нашенски". У них головы горячие. Они делают такие трюки, за которые там вообще мало кто возьмется. А мы не только их выполняем, но еще и живыми после этого остаемся. Они когда смотрят на нашу работу, говорят: "Вы какие-то безбашенные. У нас этот трюк никто просто не делал бы".

Там более "комнатные" условия работы, а наши ребята закалены так, что мама не горюй. Другой вопрос, что на западный рынок трудно попасть. У них свой порядок, своя система страхования, работа высоко оплачивается. Кроме того, очень хорошо отлажен механизм защиты собственных интересов. Лишние люди там не появляются.

- В Украине пробовали отладить нечто подобное?

- Когда-то президент Международной ассоциации каскадеров "Украина" Анатолий Грошевой попытался создать наш профсоюз. Александр Филатов, президент Лиги каскадеров, помог разработать его устав. Он у меня до сих пор дома лежит, я на него поглядываю периодически. Но дальше одного собрания дело не пошло. Этим беспределом, кстати, очень активно пользуются местные продюсеры.

Они при подборе кадров не учитывают расценки, не учитывают профессионализм, берут дешевеньких постановщиков, не сильно задумываются о технике безопасности. И качество работы тоже прихрамывает. Режиссеру хочется, чтобы фильм был красивый. Каскадеру хочется, чтобы было побольше классных трюков. Понятно, что все вместе это провоцирует определенные затраты. Вот тогда и появляется продюсер, который понимает: нужно максимально сэкономить. На всем.

- Травмы в Вашей работе неизбежны. Медицинская страховка предусматривается?

- Нет, честно говоря. В случае проблем лечение мы оплачиваем себе сами.

- На оплате это отражается?

- К сожалению, нет. Руководство фильма понимает, что страховка каскадеров - это энная сумма. Поэтому, начиная снимать картину, договариваемся на словах, поскольку все вроде бы свои. Как правило, договариваемся о денежной компенсации.

Травматизм есть, от него никуда не денешься. Причем, на сильных, сложных трюках травмируются реже. Как правило, только если халатно относятся к работе. Если все просчитать, если продюсеру в нужный момент сказать, что какой-то трюк сегодня снимать не нужно, чтобы лучше к нему подготовиться, то травм можно избежать.

- Продюсеры в таких случаях часто прислушиваются?

- Нет. Вечно работаем на "авось проскочим". У меня тоже были травмы, полученные из-за этого. То есть я понимал, что шансов - 50Х50, но трюк прикольный, надо делать. Снимали "Легенду о Бомбере". Делали элементарный трюк. Полицейские с карабинами наперевес на лошадях догоняют главного героя, тот отстреливается, и одного из них (то есть - меня) убивает. Скачу по полю, выстрел из карабина - получаю пулю, яркий отыгрыш, я делаю обычный скат и падение с переворотом на живот. Все сделал вовремя, правильно. Но я не учел, что поле было в буграх. В итоге, когда я падал, мои зубы догнали этот бугор раньше, чем тело перестало набирать скорость во время падения. При этом я пошел не дальше в перекат, а меня развернуло назад и хорошо протащило. Как результат - рука оказалось подмышкой. Рефлексы спасли, конечно, отделался только трещиной и пломбой, плюс рука потом месяца четыре заживала. Вывод: я что-то не додумал, надо было хитрее упасть, учесть эти бугры на поле.

Майборода: Каскадерство - наука более точная, чем физика

- То есть профессия каскадера предусматривает не только хорошую физическую подготовку, но и четкую работу головы?

- Это, в первую очередь, голова. Мышцы накачать можно, но мозги должны быть изначально. Эта профессия - наука более точная, чем физика или математика. Тут любой непросчитанный миллиметр может очень дорого стоить.

- Приток свежей крови в профессию ощущается?

- Да. Причем желающих хватает. Так как я профессиональный и актер, и каскадер, по моей инициативе, на базе Государственной академии управленческих кадров культуры и искусств была создана специальность "режиссер шоу-программ, актер, каскадер". Она получилась в формате "три в одном". Больше нигде ничего подобного нет.

- Такое сочетание сделано в качестве дополнительной гарантии дальнейшего трудоустройства?

- Да. Кто-то из ребят работает в кино как актер. Некоторые остаются в каскадерах, при мне. Осваивают они сразу все три специальности, а там уже кто куда пойдет.

Все студенты с первого курса активно работают. Правда, часто приходится им напоминать, чтобы они и о партах не забывали. Практика практикой, но теорию знать нужно.

Все мои студенты - артисты театра "Парк "Киевская Русь". Они там и режиссеры, и ведущие, и актеры, и каскадеры, и организаторы игровых программ. Кроме того, все снимаются в фильмах. Я смотрю, кто как старается, у кого как получается, и, соответственно, каждого задействую в кино, в рекламе. Так что у них есть стимул. Чем больше каждый из них умеет, тем больше я привлекаю их к работе, тем больше они могут себя реализовать и заработать. Ну и плюс на курсе работает "Система МакКлауда" - что-то где-то недопонял, тебя обгонят другие. Я специально никого не выгоняю.

- Обеспечением материальной базы занимаетесь сами?

- Все сами. Собираем по сусекам, потому что матбаза - это недешево. Всевозможные трамплины, защиты, авто- и мототранспорт. Например, просто так, тренировочно, "убить" мотоцикл у нас никто себе не позволит.

Я своих студентов пилю, чтобы они, в первую очередь, обзаводились своей страховочной базой: колени, локти, жилеты мотоциклетные и так далее. Никто ничего нигде не даст. С чем пришел - с тем и будешь работать.

На сегодня у нас уже неплохой уровень, мы можем работать в картинах любой сложности. У нас есть очень разноплановые и очень квалифицированные специалисты. Хотя, конечно, матбаза желает лучшего, пока не хватает средств.

- Каков размер средней зарплаты каскадера?

- Сложно сказать. У кого как. Могу сказать, что если каскадер работает на шоу, то он за пять минут может заработать $100. Это концертная деятельность. В российском кино варианты, когда каскадер получает $100 за выход на площадку, уже не действуют. Как правило, один выход стоит $226. Это означает, что каскадер просто выходит на съемочную площадку. Ему даже не обязательно делать трюк - можно просто работать страхующим. У нас активная трюковая работа стоит $250-300. Какие-то сложные трюки - конные, высотные, автомобильные, горение - там тарифы уже повыше. И это очень невысокая тарификация, Москва стоит дороже.

Хотя в Украине часто пытаются заплатить за работу меньше, чем она стоит на самом деле. Многие хотят видеть классные трюки, но при этом платят так, как будто они массовку пригласили. Стараемся с этим бороться, профессия все-таки непростая, должна достойно оплачиваться.