120 лет премьере балета"Щелкунчик": рождественская феерия театра
Двухактный балет "Щелкунчик" (фото - bolshoi.ru)

Двухактный балет "Щелкунчик" был заказан Петру Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Мариуса Петипа подробная программа "Щелкунчика", а 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом изо всей мочи. Уже в феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.

Премьера балета состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой "Иоланта". Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году.

"Щелкунчик" занимает особое место среди поздних произведении Чайковского; стоит обособленно от традиции балетного жанра, новаторски применены музыкальные образы. Он является для композитора точкой отсчета в поисках смысла жизни, именно в нем слышны раздумия на тему вечного. В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мари, а Клара - это ее любимая кукла.

В России с началом Первой мировой войны (1914 год) и ростом ура-патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц остался непереименованным, поскольку он - отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор.

Балет многослоен: сюжетный, музыкальный, философский, архетипический, религиозно-мифический и поэтические аспекты дополняют друг друга. Нельзя забывать, что это произведение является детищем нескольких самостоятельных творцов, живших в разные историко-культурные эпохи. Так или иначе в балете оказались отражены они все. Здесь есть и изначальный романтический заряд Гофмана, и лирика Чайковского, и старинные пасторальные пастушки, и модная в 19 веке восточность в виде арабского и китайского танцев, и гениальный русский танец, привнесенный Чайковским в сказку немецкого писателя. Как в самом танце, так и в музыке чувствуется наслоение традиций разных школ.