Данилевская: На Ukrainian Fashion Week ходят две категории политиков
20 апреля Украина узнает имена лучших дизайнеров этого года, которых определит экспертная комиссия премии "Best Fashion Awards". Как рассказала в интервью ЛІГАБізнесІнформ основатель и глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week (UFW) Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ (на фото), прежде чем получить признание на поприще создания одежды, украинским модельерам нужно вложить немало сил в создание собственного имени и обеспечение стабильности своему бизнесу.
- По какому принципу осуществляется отбор дизайнеров, которые принимают участие в Ukrainian Fashion Week?
- Не могу сказать, что у нас существует какой-то повальный отбор. Принцип очень прост: те дизайнеры, кто показывается и показывается давно - участвуют. Они только каждый раз подтверждают свое участие, например, телефонным звонком, что представляют новую коллекцию. Отбор существует только для тех, кто участвует в проектах "Новые имена", "Fresh Fashion" или выходит на UFW впервые.
В Украинской неделе моды нельзя принимать участие, если это твой первый показ. Поэтому многие, кто кажется новичками, на самом деле - дизайнеры, уже показывали свои коллекции на других неделях моды либо делали индивидуальные показы, и только потом пришли к нам.
Для всех дизайнеров, от молодых до "взрослого" подиума, одинаковая просьба: обязательно принести свое портфолио и отчеты прессы о показах. Молодые дизайнеры, помимо этого, должны показать эскизы коллекций, которые планируют выводить на UFW.
Кроме того, в "Новых именах" молодые дизайнеры должны подтвердить, что для них мода - это действительно бизнес. То есть либо они имеют студию или ателье, либо они работают на кого-то и готовы в качестве самостоятельной творческой единицы представить свою коллекцию. То есть молодых переводчиков с прекрасным вкусом или талантливых певиц, у которых получается делать себе платья, у нас нет. Только профессионалы.
- Из дизайнеров, которые были представлены на последней неделе моды, кто произвел наибольшее впечатление?
- Неблагодарный вопрос для организатора недели моды. Мы же смотрим на коллекции немножко по-другому, не только с точки зрения трендов или креативности. Для меня существуют и другие критерии, часто несовместимые. В каком-то дизайнерском проекте для меня очень важна верность стилю. Для кого-то, наоборот, важен новый шаг, новый взлет в работе. Это все очень индивидуально. Конечно, всегда с пристальным вниманием я слежу за молодыми, чтобы вовремя заметить вспыхивающую звездочку, поддержать ее.
Для меня, например, очень важны участники "Fresh Fashion". По структуре UFW участники этого проекта - дизайнеры, которые потенциально придут ко мне вскоре с просьбой участвовать в следующем сезоне с полноценной коллекцией. Это очень ответственная задача.
- Все-таки, какие-то симпатии Вы себе позволяете?
- Конечно, я же живой человек. Есть дизайнеры, с которыми я много-много лет просто дружу. Таня Земскова, Алена Ворожбит, Леша Залевский, Виктор Анисимов - это люди, которые для меня больше, чем коллеги по цеху. Есть дизайнеры, к таланту и творчеству которых я испытываю невероятную симпатию. Лиля Литковская, Ира Каравай, Вика Гресь - я очень уважаю то, как они строят свой бизнес, то, как у них все работает. Есть молодые дизайнеры, в чью перспективу я очень верю и стараюсь всячески их поддерживать. Мне очень приятно, что в какой-то степени именно мы открыли Аню Октябрь. Мне очень приятно, что в "Новых именах" в этот раз отметили таких дизайнеров, как Валерия Печена, Оля Соболь и Леся Гринь. Ведь все они финалисты нашего конкурса "Погляд у майбутнє", который мы проводим уже 11 лет.
- А если говорить о тенденциях в одежде?
- Честно говоря, хоть я и являюсь модным экспертом с пятнадцатилетним стажем, но есть люди, которые в вопросах цветов, длин и пропорций разбираются покруче меня. Для меня самая модная и правильная тенденция сейчас - умеренная элегантность. Это та тенденция, которую мне бы очень хотелось, чтобы украинцы подхватили. Причем все, в первую очередь - жены наших олигархов.
Одежда должна быть подобрана с большим достоинством, без крика, без блеска, без мишуры. Достойная, "умная" мода - это сейчас самый главный тренд. Он сейчас очень хорошо продвигается на Западе. Безусловно, все это соседствует с какими-то очень яркими, креативными решениями, которые нужны для того, чтобы интерес к моде не угас, чтобы картинка была красивой. Сейчас все дизайнеры, и украинские, и французские, и итальянские, балансируют на той грани, когда хочется быть коммерчески успешным, но в тоже время хочется вернуть прекрасной части человечества женственность. Я всегда подчеркиваю, что даже любимые украинками декольте и разрезы сейчас изменили свою локацию на теле. Появились какие-то вырезы на животе, прорези на рукавах. Все это стало более тонко.
- Если верить отчетам прессы, этот UFW ознаменовался большим интересом к нему со стороны политиков. Это связано только с тем, что в показах участвовала Зинаида Лихачева - супруга главы Администрации Президента Сергея Левочкина? Или это общая тенденция?
- На всей Неделе Моды это не отразилось. Я думаю, что мы интересны только политикам, которые одеваются у украинских дизайнеров. Например, Наталия Королевская и Ирина Бережная. Это - красивые молодые женщины, которые регулярно посещают UFW, и делают это с практической точки зрения. Не для того, чтобы себя пропиарить, а для того, чтобы действительно подобрать себе какие-то вещи. Мне очень приятно потом их видеть на телеэкранах в одежде от украинских дизайнеров.
Вторая часть политиков, которая приходит на UFW, - это преданные друзья какого-то одного дизайнера. Например, Ирина Геращенко и Ольга Герасимьюк приходят на показы Лилии Пустовит. Точно также как телеведущие Алла Мазур и Анна Безулик всегда придут на показ Ирины Каравай. Они редко приходят к другому дизайнеру.
Возможно, действительно на показ Лихачевой пришло больше политиков, потому что это нормально, когда друзья поддерживают дизайнера. Я так думаю, что это могут быть даже не ее друзья, а ее супруга.
Я очень благодарна Зинаиде за то, что узнала, кто у нее муж, только через две недели после нашего знакомства. Для меня это была новость. Я даже не знала, как отреагировать. Сначала хотела позвонить. Но позвонить - и что? Сказать спасибо, что я не знала этого раньше? Обидеться, что меня не предупредили? В итоге так и не позвонила. Так что для меня Зинаида Лихачева - это дизайнер, который пришел показать свою коллекцию, который до этого показался в Лондоне и на Львовской неделе моды. И ее "наследство" в виде политиков, пришедших на показ, на нашей работе никак не отразилось.
Я вообще очень горжусь тем, что на UFW все очень демократично. Блогер, который пишет о моде, получит точно такое же внимание со стороны организаторов, как и народный депутат.
- В этот раз UFW собрал рекордное количество баеров, в том числе - европейских. За счет чего удалось добиться этой рекордности?
- В первую очередь, за счет того, что сами дизайнеры уже готовы общаться с баерами, готовы с ними работать.
Меня всегда очень веселят люди, которые говорят, что нужно было активнее приглашать баеров. Но их должны приглашать сами дизайнеры. Я считаю, что это не дело организаторов. В этот раз мы это сделали, потому что мы верим в дизайнеров, потому что мы их любим, потому что пришло время, потому что сейчас, развиваясь и развивая свой бизнес, в том числе в Европе, либо создавая вторые линии, у дизайнеров еще меньше финансовых возможностей для такого приглашения. Мы им помогли.
Мне очень приятно, что в нашей команде появился Маурицио Аскеро, который занял должность директора по международному развитию. Он приложил максимум усилий для того, чтобы пригласить известных баеров из других стран. Однако я хочу подчеркнуть, что мы не берем на себя ответственность за заключение конкретных контрактов с конкретными дизайнерами. Мы пригласили этих людей, которые очень авторитетны в своей стране и в своем бизнесе, для того, чтобы приехав к себе на родину, они сказали еще пятерым своим коллегам (или конкурентам): "Да, в Украине интересно, съезди туда". Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше информации о нас распространялось именно в среде профессионалов.
- Судя по Вашим словам, каждый показ на Украинской неделе Моды становится не просто тусовочным, а все более коммерческим мероприятием.
- Каким будет показ, каждый дизайнер решает для себя сам. Смотря у кого какие приоритеты. Мы, как организаторы, должны создать максимально профессиональную площадку для проведения мероприятия. Свет, звук - этого еще никто не отменял. Это не должно быть креативно, это должно быть именно профессионально.
Вторая наша задача - сделать еще и комфортную площадку. Комфортную для гостей, для дизайнеров, для моделей, для партнеров.
Третье - создать эмоциональную площадку. Мы не экономим на мелочах - от костюмов хостеса до специально созданного музыкального оформления в перерывах между показами. Гости должны быть в хорошем настроении с того момента, как они входят в помещение. Я свято верю, что в нашем деле нет мелочей.
- Почему Trade Mark Defile (TMD) проводится в отрыве от основных недель моды?
- В первый раз эти события провели рядом, с разницей в один день. И поняли, что соседствуя с UFW, те коллективы, которые работают на TMD, над брендами, попадают в очень несправедливую конкуренцию с дизайнерами, которые создают авторские коллекции. С одной стороны, аудитория требует от TMD качественных, модных и дешевых вещей, которые будут продаваться тысячными тиражами на всей территории Украины. С другой - вдруг начинает предъявлять требования: "А почему у вас ткань не кашемир, а шерсть?". Именно из-за этой несправедливости мы развели во времени эти два события. Но все равно нам не удается с TMD поработать так же целенаправленно, как с UFW.
- Из-за чего?
- Во-первых, есть бренды, которые вообще не считают нужным показывать свою коллекцию на подиумах. Они ее производят и тут же выбрасывают на продажу в магазины.
Во-вторых, нередко возникает несоответствие между теми задачами, которые ставят перед собой участники проекта. Например, один бренд готов показать коллекцию на подиуме ради того, чтобы действительно приехали владельцы магазинов со всей Украины и отобрали из нее вещи. И тут же, на этом же подиуме, показывается бренд, который все уже отдал в магазины и хочет поработать на прессу, для пиара.
- Получается, что у украинских торговых марок нет культуры выведения собственных коллекций на подиум?
- У них нет такой необходимости. Тут дело даже не в украинских производителях. То же самое происходит с торговыми марками во всем мире. Подходы к ведению бизнеса у всех разные, приоритеты тоже.
Именно поэтому нам тяжело регулярно собирать TMD. Мы уже пытались идти на какие-то хитрости и отдавали площадку TMD либо под детские коллекции, либо под свадебные платья. Однако пока не получается отформатировать TMD.
- Тrade Mark Defile - проект нацеленный как раз на баеров. Вы также помогаете дизайнерам с их приглашением?
- Конечно. У нас есть список, наверное, из 200 человек, которые владеют разными магазинами и магазинчиками, причем - не только в Киеве. Но интерес не очень высок. Мы обзванивали всех этих людей, приглашали прийти посмотреть. Приходили человек 20-30.
- Что ж так мало?
- В теории система выглядит так: бренд создал коллекцию, показал на TMD, баеры отсмотрели, заказали, потом все это для них отшили и выбросили на продажу.
Так вот, пока что ни баеры, ни сами производители не чувствуют, что показ коллекции на подиуме - это необходимый элемент системы.
- Почему в украинских торговых центрах представлены совершенно не те торговые марки, которые выходят на TMD?
- Тут скорее уже этическая проблема. Есть торговые точки, зашоренные настолько, что они продают украинскую одежду под видом неукраинской.
Кроме того, есть еще одна, действительно серьезная, проблема. Минуя все законные коридоры, в Украину неизвестно откуда привозятся вещи, которыми заполняются магазины. И пока ими будут наполнены магазины, украинские производители будут чувствовать себя невидимыми.
Контрафакция просто душит отечественных производителей. Как только из магазинов законным путем уберут поддельных "Диоров", "Шанелей" и "Лагерфельдов", в них появятся вторые линии украинских дизайнеров. Одежда наших производителей ничем не уступает ни в качестве, ни в креативе. Только она, к тому же, еще и настоящая. Но это путь, который все должны захотеть пройти. Если в этой цепи есть хоть одно слабое звено, то цепь просто разрывается.