Оксана Продан: Предприниматели дерегуляции не чувствуют
- Какие изменения действительно поспособствовали развитию предпринимательства в Украине?
- Изменений, которые реально содействовали бы предпринимательству, не произошло. Все принятые законы или решения исполнительных органов, которые декларировались как дерегулирующие или упрощающие ведение бизнеса, на самом деле таковыми не являются, а некоторые даже ухудшили ситуацию.
- Но что-то же заработало и действительно помогает предпринимателям?
- Заработало все, а что касается "помощи", я приведу конкретные примеры. Отменили свидетельства о регистрации субъектов предпринимательской деятельности - весь бизнес вынужден тратить время и деньги на получение выписок, которые остались необходимыми. Более того, кроме временной справки или выписки, какой документ имеется у собственника о том, что он собственник?
Ввели исключительный перечень разрешительных документов - теперь все арендодатели должны получать разрешение у пожарных на сдачу собственного имущества в аренду.
Узаконили молчаливое согласие при ликвидации предприятия - ввели одновременно штрафы за отсутствие бухгалтерского учета.
Результаты такой "дерегуляции" касаются, к сожалению, не только законов, но и других решений.
- На сегодня вроде как решена проблема с упрощенцами. Цена налоговой реформы для этой категории предпринимателей была высокой…
- Реформа началась в 2011 году, тогда маленькие производители потеряли возможность работать напрямую с более крупным бизнесом. В этом году ситуация, по сравнению с 2011-м улучшилась, но относительно 2010-го - только выровнялась.
По моим данным, все предприниматели, которые хотели с 1 января быть на едином налоге - заявления подали. Есть такие, которые сознательно будут подавать заявления для перехода на упрощенку с 1 апреля, поскольку не имели работы зимой.
А цена реформы еще не сформировалась, она будет расти до тех пор, пока будет возможность проведения проверок за первые месяцы внедрения новых условий налогообложения. Именно поэтому мы инициировали отмену штрафных санкций и 15% ставки единого налога за нарушение в 2012 году. Надеюсь, что поддержанные Виталием Хомутынником (глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, - ред.) нормы пройдут второе чтение.
- У вас есть данные, сколько предпринимателей вынуждены были закрыть свое дело, сколько перешло в тень?
- Если в конце кризисного 2008 года в Украине в малом предпринимательстве работало более 6 млн. человек, то в конце 2010-го - уже менее 5 млн. В 2011 году процесс перехода в тень продолжился.
- Насколько распространены случаи, когда предприниматели просто отказываются от наемных работников?
- Да, это не редкость. Часто забывают, что предприниматели - это и работодатели, негативные условия для бизнеса, к сожалению, уменьшают количество рабочих мест.
- Налоговые органы постоянно твердят, что пытаются стать партнерами для бизнеса. Почему предприниматели продолжают относиться к налоговикам, как к рэкетирам?
- И ранее, и сейчас есть налоговики, которые на центральном уровне помогают в решении конкретных проблем, созданных предпринимателям исполнителями на местах. Одновременно на местах любят ссылаться на команды сверху. Очевидно, что происходит удвоение - декларируется партнерство с бизнесом, но при этом другие подразделения продолжают делать все для наполнения бюджета.
Очень часто в налоговой не могут дать профессиональное разъяснение, но могут доначислить сумму за неправильное толкование закона. Из-за того, что всегда находятся очень "инициативные" исполнители, предприниматели не ждут от налоговой службы ничего хорошего.
- Налоговая отчитывается о перевыполнении плана по поступлениям. Глава ГНСУ Александр Клименко заявляет, что добровольная уплата налогов в Украине достигает 96%. Вы согласны с такой цифрой?
- Мы не имеем доступа к внутренней информации налоговой службы. Что касается добровольности, то ни для кого не секрет, что сдать "минусовую" декларацию практически невозможно.
- Почему ранее объявленная налоговой борьба с зарплатами в "конвертах" не приносит результата? Как сделать так, чтобы бизнес отказался от таких методов уклонения от налогов?
- Если только приказывать, то это приведет к закрытию бизнеса, а не к выходу из тени. Нужно снизить фискальную нагрузку на доходы физических лиц. С мая 2011 года мы работаем в рабочей группе по снижению ставки единого социального взноса. Уже внесен предпринимательский законопроект, которым снижается базовая ставка взноса с 34,7% до 18,1% от заработной платы. Этот проект поддержали Федерация работодателей Украины и Совет предпринимателей при Кабмине. Чиновники подсчитали, что потери Пенсионного фонда от внедрения сниженной ставки составят почти 60 млрд.грн., но мы показали, что выход из тени обеспечит поступление минимум 19 млрд.грн. А проект CASE Украина привел результаты исследования: в системе социальной защиты неэффективно используется 40 млрд.грн. Осталось только применить политическую волю и создать условия для легализации доходов физлиц.
- В действительности спад в торговле говорит не только о снижении предпринимательской активности, но и о снижении покупательной способности граждан. Сегодня люди экономят на всем, поэтому и сфера услуг, и производство ощущают уменьшение доходов, но при этом не имеют возможности уменьшить общепроизводственные расходы, что и приводит к закрытию малого бизнеса.
- Правительство декларирует ставку на внутреннее производство. Какую роль может сыграть малый и средний бизнес в этом процессе?
- Сегодня мы видим только ставку власти на производство в крупном бизнесе, на производство в корпорациях. Действующие условия делают невозможной конкуренцию малого бизнеса с крупным, поэтому без системных изменений малому и среднему бизнесу развиваться возможности нет. Хотя в развитых странах именно на средний класс, на малый и средний бизнес, ложится основная нагрузка по созданию рабочих мест. И результаты деятельности этого класса составляют большую часть ВВП.
- Продолжают поступать сигналы о коррупции на таможнях. Почему эта сфера так и остается наиболее коррумпированной?
- Проблема стара. Несмотря на постоянное декларирование властью улучшений, лучше субъектам внешнеэкономической деятельности не становится. Были надежды на новую редакцию Таможенного кодекса, в ее подготовке бизнес принимал участие практически год, но то, что было принято, надежды не оправдало. Решить проблемы на таможне возможно только комплексно, после демонополизации экономики, с реформированием и правоохранительных, и контролирующих органов, с изменением условий ведения внешнеэкономической и предпринимательской деятельности.
- Украина стала хоть немного привлекательней для инвесторов за период работы действующей власти?