11 декабря в Киеве в рамках публичной дискуссии "Безопасность для Украины", организованной Фондом Виктора Пинчука, выступил Эштон Картер, занимавший должность главы Пентагона в администрации Барака Обамы в 2015-2017 годах. Эштон Картер - доктор философии в сфере теоретической физики, уже несколько десятилетий он занимается вопросами, связанными с нераспространением ядерного оружия. В 1993-1996 годах он занимал пост помощника министра обороны США по международной безопасности, в том числе вел переговоры по будущему ядерного арсенала постсоветских стран, занимался военным планированием в ходе северокорейского ядерного кризиса 1994 года.

При администрации Обамы в 2009-2011 годах Картер был заместителем министра обороны США по логистике, в 2011-2013 годах был заместителем министра оборон США, а в феврале 2015 года возглавил Пентагон. На этой должности он призывал к усилению давления на Россию, поддерживал поставки оборонительных вооружений Украине, а также принимал участие в разработке стратегии США в Ираке и Сирии, в результате реализации которой террористы Исламского государства почти полностью утратили подвластные им территории в этих странах.

В выступлении перед студентами и гостями КНУ им. Т.Шевченко Картер отметил, что ситуация в Украине сложная, но вовсе не безрадостная, и украинцам нужно продолжать бороться за будущее страны. "Безопасность - это как кислород, если она у вас есть, вы о ней не думаете, но если у вас ее нет, вы постоянно о ней думаете. Ваше будущее не безрадостное, но ситуация серьезная. Важно, чтобы Украина развивала свои оборонные способности, США и западные страны должны помочь в этом", - заявил он.

Экс-министр обороны США заверил, что какими бы ни были взгляды президента Трампа, "идея сближения с Россией не имеет какой-либо поддержки в стратегическом сообществе США, СМИ и Конгрессе", и украинцам не стоит опасаться чего-либо в этом плане. Эштон Картер также прокомментировал вопрос борьбы с коррупцией, приведя примеры Ирака и Сирии, где высокий уровень коррупции не приводит к прекращению помощи США. "Это не сдерживает нас от преследования наших собственных национальных интересов", - подчеркнул он. Одновременно Картер призвал к усилению борьбы с коррупцией в Украине, большей прозрачности украинской оборонной индустрии и бюджета.

В эксклюзивном интервью LIGA.net Эштон Картер рассказал о том, как Украине получить статус союзника США вне НАТО, необходимых вооружениях для ВСУ и методах противодействия российской киберугрозе.

- В Украине сейчас происходит конфликт между руководством страны и антикоррупционными структурами. Может ли провал в борьбе с коррупцией, этот конфликт повлечь утрату президентом Порошенко доверия на Западе и привести к введению санкций против него и его окружения?

- Моя страна, США, мы подходим к этому вопросу очень серьезно. Я не хочу как-то угрожать украинскому правительству, мы всего лишь пытаемся быть полезными в этом деле. Украинцы хотят видеть, как с коррупцией борются, и я думаю, они правы. И я понимаю, когда это касается и коррупции в работе судов, и деятельности законодательной власти, и заключения контрактов, и оборонной сферы.

Есть два составные борьбы с коррупцией. Первая - предотвращение, через системы правил и законов, что сдерживает поведение людей в большей части случаев, делает более ясным, кто является "плохим парнем", и чья деятельность должна быть расследована. И вторая - наказание, судебное преследование. Украина нуждается в системах, которые установят правила. Обязательство моей страны - помочь вашей стране в этом. И конечно я в особенности заинтересован в изменениях в оборонной сфере, где работает много моих хороших коллег. Они пытаются улучшить возможности украинских Вооруженных Сил, чтобы они могли защитить территориальную целостность этой великой страны. И они не смогут сделать это, если будет такая коррупция. Действительно важно создать систему действующих законов, это необходимо в Украине.

- Как вы оцениваете прогресс Украины в реформе сектора обороны?

- Я с большим удовольствием могу сказать, что украинская армия в намного лучшем состоянии, чем в 2014 году. Она намного сильнее, намного более способна выступить в защиту страны от России, так называемых пророссийских сепаратистов в восточной части страны. Там происходит ужасная трагедия из-за гибели людей. Ваши военные демонстрируют высокий боевой дух и физическую устойчивость, большие способности. Мы пытаемся помочь, потому что есть обязательства по Будапештскому меморандуму помочь украинским войскам, есть военная помощь, учения и помощь в реформах, касается ли это военно-промышленного комплекса, пути продвижения для офицеров, или важной роли министра обороны - я считаю важно усилить его роль.

Украина может получить статус главного союзника США вне НАТО и ей следует добиваться этого статуса. США и другие западные страны должны помочь в подготовке к этому

- Администрация Трампа может поставить Украине летальные вооружения?

- Я не могу говорить за нынешнюю администрацию. Я лично поддерживаю такой шаг. Однако, я должен сказать всем, кто меня постоянно об этом спрашивает: это не самая важная вещь, в которой нуждается Украина в военном плане. Она нуждается в средствах противовоздушной обороны, противокибернетических средствах, оборонительных средствах против артиллерийских обстрелов, против снайперов, нуждается в более отвечающей потребностям страны оборонительной индустрии, нуждается в лучшей разведке и средствах наблюдения. Мне кажется, люди сделали символ или тотем из помощи наступательными вооружениями. Принимая во внимание, что это может быть частью пакета помощи в будущем, я не могу говорить за мое правительство (администрацию Трампа, - ред.), но на сегодня это не самая важная вещь. Все, что мы делаем, должно делаться продуманно. Мы должны укреплять оборонительные возможности и боевой дух Украины. Мы должны использовать такие решения, чтобы изменить поведение России. Не нужно просто принимать решения, мы должны принимать решения, которые работают для нас.

- Может ли Украина получить статус главного союзника США вне НАТО? Администрация Обамы обговаривала этот вопрос?

- Да. Украина может получить этот статус и ей следует добиваться этого статуса. США и другие западные страны должны помочь в подготовке к этому.

- При каких условиях это возможно? Что должна сделать Украина?

- Их много. Тут стоит вернуться к вашему первому вопросу: успешно создать систему, в которой будет предотвращаться коррупция. Это не значит, что должна быть идеальная ситуация с отсутствием коррупции, но это значит, что она должна быть очень небольшой, потому что система будет функционировать хорошо, быстро обнаруживать и уничтожать ее проявления. Такая система должна быть создана, а также нужна система гражданского контроля над военными, контроля над военной промышленностью, чтобы она производила вооружения, в которых нуждаются украинские военные. Поставки вооружений за границу должны быть только предметом внешней политики Украины. Это собственно условия, которые мы сами на себя возложили, как члены НАТО. И нужно, чтобы Украина делала тоже самое, но учитывая, что Украина относительно молодое государство, это займет некоторое время. 

- И США, и Украина стали жертвами кибератак со стороны хакеров, связанных с российским правительством. Какие меры нужно применить, чтобы противостоять киберугрозе со стороны России?

- Вы правы, и в США, и в Украине, и в некоторых других странах внутренние политические системы были атакованы Россией, с применение киберсредств. Это путь, на котором Россия стирает грань между войной и миром. Нет сомнений, что они сделали это в США во время предвыборной кампании, есть абсолютно заслуживающие доверия доказательства. И тут нужно сделать две вещи. Первая - повысить запас прочности наших систем, осведомленность наших людей и интеграцию наших информационных систем. Ия горжусь, тем что США и Украина работают плечом к плечу в этой сфере. Это очень сложная задача, так как по своему существу информационные системы трудно защитить. 

И второе, что нужно делать - дать понять России, что мы предпримем действия в ответ. Это конечно не будут зеркальные меры в киберпространстве, у них там нет никаких честных выборов и подтасовывать нечего. Мы будем действовать другим путем. Это будет одной из причин, почему будет расти изоляция России от Запада, и мы будем улучшать наши возможности противодействия, чтобы стать сильнее. Однажды мы даже хотели сотрудничать с Россией, но это вообще невозможно в современном мире. 

- Если говорить о противодействии России, будут ли США противодействовать расширению ее влияния в Сирии и Ираке после разгрома Исламского государства?

- Разгром Исламского государства в Мосуле и Ракке - полный. И это США со своими партнерами завершили этот разгром, и ни одна страна не сделала для этого больше, чем США и европейские страны. Россия не сыграла какой-либо роли в разгроме Исламского государства. Русские говорили, что будут воевать с террористами в Сирии, но не сделали ничего. Они также говорили, что закончат гражданскую войну в Сирии, но вместо этого подлили масла в огонь в нее. Сейчас позиции США и в Ираке, и в Сирии значительно сильнее, чем были еще год или два назад.

Интервью организовано при содействии Фонда Виктора Пинчука

Читайте также: Джулиани: Если Путин тронет страны Балтии - США будут воевать

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.