Интервью с лидером парламентской фракции Самопомощь началось с того, зачем нормальному человеку идти в политику. 

- Расскажите историю о том, как психиатр стал политиком и зачем?

- Я не только психиатр, но и биолог. Закончил биологический факультет университета и работал молекулярным биологом. Психиатр - последнее звено моей линейки познания ментального здоровья человека.

До 2003 года я вообще не думал идти в политику. Потому что всегда считал и до сих пор считаю, что политика - это достаточно мерзкое занятие.

Но в один момент мы объединились вокруг четкой позиции мэра Львова Андрея Садового и стремления к тому, чтобы в нашем городе Львове всем жилось качественно и комфортно. Цель прагматичная, но и под реализацию этой цели мы создали ряд инструментов, которые называем идеология всеукраинского объединения Самопомощь. Всеукраинского, потому что, как потом выяснилось, для реализации конечной цели нельзя трудиться ради создания условий в одном конкретно взятом городе. Хотя, по сравнению с другими городами, мы достигли серьезных успехов, при равных социально-экономических обстоятельствах.

В парламенте за многие годы сложилась традиция воспринимать как норму обман, мелкие вульгарные манипуляции, передергивание фактов и бессмысленное поведение

Еще одна причина того, почему я пошел в политику - это возраст. Когда ты молод, то не понимаешь до конца значимости идеи. Если нет идеи, не будет идеологии и не будет дальнейшего развития. К сожалению, в Украине всегда были только две идеологии, которые взяты на вооружения партийными носителями. Это коммунистическая и националистическая. А вот идеологии, которые традиционно отвечают за развитие - лево- и правоцентрические - их в Украине просто нет.

- Почему? Были и есть.

- Нет, были формы и названия, но не было идеологии. Это означает, что Украина - политически незрелое государство. Да, украинское общество древнее, с глубокой культурой и большой историей, но мы политически незрелое общество, которое никогда не строило государственности на современном этапе. Потому, когда мы с товарищами искали свою идентичность, которую можно было бы предложить в качестве направления развития страны, мы остановились на правоцентрической идеологии, вокруг которой появилась Самопомощь.

- Правый центр - это значит, что Самопомощь - либерально-демократическая партия?

- Можно называть по-разному. К сожалению, в партийной истории Украины было много имен и названий, но большинство из них были дискредитированы из-за отсутствия идеологической направленности. Если на примерах, то Самопомощь идейно близка к американским республиканцам и британским консерваторам.

- Опишите, как вы представляете себе избирателя Самопомощи?

- Это люди, которые за 24 года независимости, вне зависимости от возраста, сделали себя сами и стали успешными. Не только бизнесмены, но и врачи, учителя, пенсионеры - разные люди. Грубо говоря, средний класс. Грубо, потому что в Украине нет среднего класса в классическом понимании.

- Почему фракцию возглавили именно вы - не самый медийный персонаж в команде? Тем более, что в списке вы шли 28-м и до выборов трудно было вообще предугадать пройдете вы в Раду или нет. Не было ли более правильным поставить раскрученную фигуру - Соболев, Гопко, Семенченко. Или ваше назначение - решение Садового?

- Было принято решение, что фракцию должен возглавить член партии Самопомощь, который понимает идеологию партии и в списке баллотировался, как член партии - у нас таких всего трое. Выбрали Березюка. Фракция к этому подходу претензий не имела. Андрей Садовый никого не назначал, как вы говорите.

Мы пришли в Раду даже не ради власти, а лишь для того, чтобы распространять нашу идеологию. Речь не только в парламентской кампании, но и в киевских выборах. В мае над нами смеялись все политтехнологи, но люди поверили Самопомощи

Относительно прогнозов по прохождению в Раду как раз у меня практически не было сомнений. У нас были определенные гипотезы и за несколько месяцев - еще в мае 2014 мы знали, что при качественном позиционировании на выборах мы можем получить 12 плюс/минус 3%. В принципе, так и получилось.

- Вы сейчас не кокетничаете? Например, в Народном фронте честно говорят о том, что итоговый результат стал для них приятной неожиданностью

- Это потому что они платили социологам за исследования, которые те на самом деле не проводили.

- Вы лично каким-то образом интегрированы в бизнес-империю Садового?

- Нет, и никогда не был. Когда-то я вел свое ток-шоу на радио Люкс "Давайте поговорим". На протяжении 10 лет - с 1997 по 2006 год я этим занимался и программа была успешной. Но это был авторский проект, я даже не был сотрудником радио. Скорее, фрилансером.

Во время Майдана-2004 года у нас был проект "Радио твоей свободы" - мы давали всю необходимую информацию и помогали тем, кто собирался ехать в Киев на Майдан, преимущественно со Львова. Тогда и родился слоган Самопомощи "Три "с" - "самодисциплина, самоорганизация, самоуправление".

- Кто для вас Андрей Садовый?

- Политический лидер.

- Хотите, чтобы он стал президентом Украины?

- На сегодняшний день - нет. Потому что идеология Самопомощи сегодня нуждается в лидере, который бы много работал "внизу" и был примером механизма воплощения идеи снизу. И потом, сегодняшний Львов - пример жизнеспособности идеи Самопомощи. И без такого сильного менеджера, как Садовый, городу будет очень трудно.

- А если не прямо сейчас, а на ближайших выборах президента?

- Это вы у Садового спросите, я не готов ответить на этот вопрос. Андрей Иванович на этот счет вообще имеет такое мнение, что все должно быть согласно призванию. А хотеть или не хотеть - вопрос 28-й. Не вижу смысла даже об этом спекулировать.

- Есть мнение, что весь проект Самопомощь - всего лишь очень ранний старт президентской кампании Садового.

- Это проблема тех, кто так думает. Мы пришли в Раду даже не ради власти, а лишь для того, чтобы распространять нашу идеологию. Речь не только в парламентской кампании, но и в киевских выборах. В мае над нами смеялись все политтехнологи, но люди поверили Самопомощи.

- А может быть все намного проще, и дело не в какой-то идеологии, а в том, что киевляне любят все, что так или иначе связано со Львовом?

- Несомненно, роль лидера партии, как человека, который создал феномен возрождения города за время независимости, будучи в одинаковых условиях с мэрами других городов, велика. И жители других городов это приняли.

- Еще у вас абсолютно новые лица для большой политики. И это тоже привлекательное отличие вас от прочих участников парламентской гонки-2014. В идеологии это тоже не имеет отношения - чистая технология.

- Обновление - тоже часть нашей идеологии.

- Вы постоянно говорите об идеологии, тогда как ваши оппоненты, в частности - члены Свободы в беседах настаивают, что как раз у Самопомощи нет никакой идеологии, кроме желания быть при власти. А все лозунги - это "за все хорошее, против всего плохого". Они говорят, что национализм - это идея, а самопомощь - манипуляция.

- Они могут говорить как угодно, лишь бы название не перепутали. Я согласен с тем, что национализм - это идея. Но это идея конца XIX - начала XX века, которая сыграла значительную роль в развитии украинства. Но взять эту идею на флаг и некачественно пронести, не превратив ее в адекватную идею XXI века, не провести модернизации - тут много ума не надо.

Мы выступаем за гарантирование прав человека. С одним замечанием - правами человека могут пользоваться зрелые люди. А зрелые - значит, свободные и волевые.

Не надо много ума для того, чтобы эксплуатировать нереализованные надежды и воспоминания украинских патриотов.

- Тогда расскажите что это за идеология такая - Самопомощь. В начале разговора вы сказали, что это правоцентризм, а дальше?

- Это идеология свободных самодостаточных людей. Она состоит из общей и специальной частей.

Общая часть - будь собой, сотрудничай с другими, помогай нуждающимся.

Как этого достичь? Для ответа на этот вопрос есть специальная часть идеологии. Это - самодисциплина, самоорганизация и самоуправление.

И все вышеназванное необходимо каждому самодостаточному человеку просто взять и сделать. Отсюда "візьми і зроби".

- Все же это несколько общие слова. Вы можете указать более предметно: какую Украину хочет строить Самопомощь?

Мы - украинская партия. В том смысле, что уважаем традиции всех регионов Украины и против того, чтобы ценности и исторические традиции одного региона были навязаны всем остальным. Вот, смотрите, в украинском языке есть слова: "хозяин", "господар" и "газда", означающие одно и то же. Так вот, мы будем употреблять эти слова в тех регионах, где это естественно. И не будем говорить "газда", например, в восточной части страны, где это звучит неестественно. Самопомощь - партия, которая говорит, что различия между украинцами - это разность потенциалов, а не "хорошо" и "плохо". До нас все политические силы рассматривали это разницу, как антагонистическую.

Дальше. Самопомощь ценит и использует религиозные ценности. Но только ценности, а не обряды. А ценности и принципы у разных религий примерно одинаковы - будь-то христианские, иудейские или любые другие.

Кроме того, мы - партия государственническая. Самопомощь прекрасно понимает, что без сильного государства "Украина" не будет реализации тех ценностей, которые я назвал.

Должен отметить, что кроме консервативных ценностей мы также выступаем за гарантирование прав человека. С одним замечанием - правами человека могут пользоваться зрелые люди. А зрелые - значит, свободные и волевые.

- В экономическом плане вы какая партия?

- Самопомощь - партия социально-рыночной экономики. Мы понимаем, что лучше свободного рынка ничего не может быть, но в то же время есть отрасли, которые не могут быть рыночными - например, общественный транспорт или энергетическая отрасль. В Германии 1960-х единственный город, который не продал свою энергетику, был Мюнхен. Сегодня же это один из наиболее богатых городов мира. У нас же все облэнерго были проданы, а их вульгарный капиталистический собственник не развивал отрасль, а использовал ее для собственного обогащения.

- Если ваша идеология - это благо, то почему во фракции так мало членов партии Самопомощь?

- Мы - не партия миллионов. Самопомощь - партия людей, которые могут повести за собой миллионы. А вообще, наши коллеги по фракции, которые не являются членами партии Самопомощь, в будущем рассматривают вопрос о вступлении в партию.

- Вы согласны с тем, что, хотя и заявляете о себе, как о новаторской современной партии, используете старые проверенные методы привлечения медийных персон в список, не надеясь всецело на идеологию? Так в списке появились Соболев, Гопко, Семенченко. Это ведь манипуляция - идти в списке, но не быть членом партии.

- Все они обязательно присутствовали на наших партийных семинарах, разделяют идеологию. Тем более, что в начале пути они шли в список, который не имел высокого рейтинга, потому обвинять в приспособленчестве их трудно.

Самопомощь - партия социально-рыночной экономики. Мы понимаем, что лучше свободного рынка ничего не может быть, но в то же время есть отрасли, которые не могут быть рыночными - например, общественный транспорт или энергетическая отрасль.

- Во время коалициады Самопомощь утверждала, что не претендует на должности в исполнительной власти, однако в новом Кабмине появилась квота Самопомощи - Алексей Павленко - министр АПК. Что заставило вас изменить тактику?

- Это не квота, а наша дополнительная ответственность. Мы сразу после выборов заявили, что депутаты, прошедшие по списку Самопомощи, не идут в правительство, так как должны работать в парламенте. Но, будучи участниками коалиции, мы предложили кандидатуры наших технократических кандидатов. Один из них прошел - нет проблем.

- Об ответственности. Самопомощь начала свой парламентский путь со скандала имени Юрия Деревянко. Несмотря на то, что он шел по округу все знали, что он - близкий партнер вашей команды. Как можно было так безответственно отнестись к подбору союзников?

- Это Деревянко начал свой путь со скандала, а не Самопомощь.

- Это бросило тень и на партию.

- В чем именно?

- В том, что он член партии Воля, а Воля - союзник Самопомощи и в глазах простого избирателя смотрелась как одно целое.

- Мы предусмотрели подобные случаи и еще до выборов пересмотрели отношения со многими потенциальными союзниками. Потому что увидели в них нечестность отношений. Многие ведь хотели использовать Самопомощь, как инструмент для попадания в парламент. И Деревянко - завершающий аккорд очищения команды, а не какой-то значимый скандал.

- Есть ли у вас рычаги влияния на самостоятельных серьезных бизнесменов в вашей фракции? Исторически - это самое недисциплинированное в политическом плане звено.

- Невозможно отвечать или предугадать поступки других людей. Но вряд ли кто-то из команды Самопомощи согласиться продать свою репутацию, честь, политическое будущие и доверие избирателей ради даже очень больших денег.

- У вас есть охрана?

- Нет.

- В метро ездите?

- С удовольствием. Очень люблю метро, потому что там не бывает пробок

- Взятки, откаты уже предлагают, как это принято в общении с народным депутатом?

- Да, в Украине существует такая порочная практика искушений, но ко мне пока никто не обращался. У меня вообще такая "карма" - даже в то время, когда я был заместителем мэра Львова подобных предложений практически не поступало.

- Во львовском совете вы были директором департамента гуманитарной политики. Как вы относитесь к созданию Министерства информации?

- Украине, безусловно, нужен орган, который сконцентрировал бы в себе серьезную работу пропаганды и контрпропаганды. Но для чего было создавать такую катавасию и создавать отдельную юридическую структуру, когда можно было создать отдел из 5-20 высокопрофессиональных специалистов при любом другом существующем государственном органе. И возложить на них те же полномочия и обязанности, которыми наделили Мининформполитики.

Но я также не разделяю реакцию большинства СМИ, которые агрессивно восприняли создание новой структуры. За этой агрессией потерялась основная идея создания Мининформполитики. А идея неплохая, как всегда лишь с реализацией не повезло.

- Назовите принципиальную позицию фракции Самопомощь по вопросам АТО и будущего Донбасса, если она есть.

- Мы понимаем, что за последние четыре года наша армия целенаправленно уничтожалась, потому и возникла необходимость создания добровольческих батальонов. Сегодня нам хотелось бы, чтобы потенциал этих батальонов был в большей мере использован Украиной. К сожалению, сегодня нет нормальной коммуникации батальонов с руководством ВСУ, ни с главнокомандующим.

Не разделяю реакцию большинства СМИ, которые агрессивно восприняли создание новой структуры. За этой агрессией потерялась основная идея создания Мининформполитики. А идея неплохая, как всегда лишь с реализацией не повезло.

Что же касается Донбасса, то мы расцениваем эти территории, как временно оккупированные, и отношения с ними должно быть соответствующими. В частности, Самопомощь поддерживает инициативу прекращения финансирования оккупированных территорий за счет украинского бюджета.

- Игорь Коломойский принимал или принимает участие в финансировании Самопомощи?

- Не принимал и не принимает.

- При каких условиях и в каких случаях вы допускаете сотрудничество в Раде с одиозными регионалами и Оппозиционным блоком в целом?

- То, что они попали в новый созыв парламента - это проявление неимоверного демократического развития современной Украины. Я бы даже сказал, что в этом случае даже немного переборщили с демократией.

Но раз они попали в Раду - Бог с ними, пусть будут. Самопомощь будет работать самостоятельно, и, если вдруг бывшие регионалы будут голосовать за наши инициативы - без проблем. Но никаких особых договоренностей с ними и сотрудничества не будет.

- Ответьте как психиатр - много ли среди депутатов людей в пограничном или более запущенном состоянии психического здоровья?

- Я не могу ничего утверждать, так как такие серьезные вопросы требуют детального изучения и исследований. Но могу с уверенностью сказать, что в парламенте за многие годы сложилась традиция воспринимать как норму обман, мелкие вульгарные манипуляции, передергивание фактов и бессмысленное поведение.

Это не парламент, Верховная Рада никогда не была парламентом в классическом понимании этого термина. И задача Самопомощи в том числе состоит в том, чтобы в Украине, наконец, появился настоящий парламент. Чтобы не было как раньше - когда парламентом руководили 10 человек вне его, а депутаты были марионетками.

- А сейчас разве не так? Может быть, количество кукловодов и их фамилии только изменились?

- Думаю, что уже далеко не так, по крайней мере, с обновлением парламента появились надежды на позитивные сдвиги. По крайней мере, фракцией Самопомощь никто не руководит, кроме совета фракции.

Из коалиции не выйдем до тех пор, пока ее деятельность будет полезна Украине. Наша задача - строить новую страну, а не показывать друг другу свои принципы

- Садовый разве не принимает участие в принятии решения?

- Конечно же, принимает участие и советует, но никому не указывает. Он не вождь, а авторитетный политический лидер, к мнению которого прислушиваются.

- Поделитесь впечатлениями о сотрудничестве с партнерами по коалиции?

- Первое, что бросилось в глаза - на одном из стартовых заседаний коалиции представители Самопомощи сказали "Давайте писать коалиционное соглашение". На что последовала весьма надменная, но естественная для ее автора реакция: "Ну, вы пишите, а мы потом покажем наверху".

- Кто именно так сказал?

- Не скажу. Один из коалициантов. Мы поинтересовались "А где у вас верх?" и отметили, что мы - депутаты, парламентарии и есть "верх". Нам люди доверились, и отчитываться мы должны только перед ними.

Даже в сегодняшнем парламенте старые методы и традиции подчинения непарламентскому центру пытаются представить, как стремление к единению. Парламент не должен быть един, его сила в многообразии, а также в том, чтобы через дискуссии производить качественные законы, которые будут работать на единую страну.

Резюмируя впечатления о работе парламента в целом и новой коалиции в частности, скажу - решения нормальные, но стиль их принятия пока, увы, ужасный. Будем бороться с плохим стилем. Из коалиции не выйдем до тех пор, пока ее деятельность будет полезна Украине. Наша задача - строить новую страну, а не показывать друг другу свои принципы.