100 дней генпрокурора Яремы. Есть ли чем похвалиться
Генпрокурор Виталий Ярема

27 сентября исполнилось 100 дней с момента, когда Верховная Рада проголосовала за назначение Виталия Яремы на пост генпрокурора страны. Есть ли чем похвалиться выдвиженцу Петра Порошенко?

Предшественник Яремы Олег Махницкий под конец своего 4-месячного руководства отчитался о 42 уголовных производствах, открытых против представителей прежней власти. Он заявил, что прокуратура арестовала имущество людей из близкого окружения четвертого президента Виктор Янукович на полтора миллиардов гривен, только в Россию украинские чиновники вывезли около $32 млрд. наличными.

На этом все. Больше выдвиженцу Свободы сказать было нечего. Критики Махницкого, в частности, заместитель днепропетровского губернатора Святослав Олийнык (бывший прокурор города) предполагают, что руководители прокуратуры и их политические покровители за четыре месяца после бегства Януковича стали очень богатыми людьми.

Кадры

С приходом Яремы информация о расследовании громких дел перестала быть достоянием общественности, никто из представителей так называемой Семьи не наказан (как и нет переданных в суды дел), а предприятия бывших чиновников продолжают им приносить деньги. По-прежнему работает Всеукраинский банк развития, связанный с сыном Януковича. Функционируют Одесский нефтеперерабатывающий завод и Херсонский нефтеперевалочный комплекс, подконтрольные беглому кошельку Семьи Сергей Курченко. Более того, в интервью российским СМИ он утверждает, что у ГПУ против него нет уголовных дел, о чем якобы свидетельствует ответ на запрос его адвоката.

Многие уголовные производства, в которых фигурируют известные фамилии времен правления Януковича, были изъяты из следственного управления ГПУ (бывшее управления по расследованию особо важных дел). Резонансные дела переданы другим подразделениям Генпрокуратуры, городским прокуратурам и областным управлениям.

И хоть Ярема обещал "не рубить с плеча" в вопросе смены кадров, кадровая встряска всколыхнуло одно из самых важных подразделений. Руководитель следственного управления Игорь Щербина лишился должности, заместитель генпрокурора Алексей Баганец, который курировал расследование преступлений высокопоставленных чиновников, был переброшен на другое направление. Его функции перепоручили новоиспеченному заместителю Яремы Олегу Залиско, который до июня 2014 года работал в Львовской прокуратуре. Много вопросов с назначением еще одного заместителя, бывшего главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна. Четыре года назад он был уволен за формулировкой "за нарушение присяги" после обнародования фактов о заоблачных тратах судьи, несопоставимых с его доходами.

Расстрел Майдана

Так и не было выполнено одно из первых обещаний генпрокурора, которое он назвал "главным приоритетом своей работы" - найти виновных в массовом убийстве Небесной сотни. Не привлечены к ответственности высокопоставленные правоохранители, отдававшие приказ расстреливать людей на Грушевского. Общество по-прежнему не знает, кто именно стрелял в людей. До того, как Ярема был назначен на прокурорскую должность, он заявлял, что следствие установило виновных. Когда возглавил ГПУ, мы лишь узнали, что те, кто виноват в расстреле активистов, прячутся от следствия.

Адвокат Павел Дикань, представляющий интересы родственников убитых активистов Майдана, считает работу ГПУ пассивной именно на уровне руководства - на уровне следствия процес идет.  "Генпрокуратура не спешит с установлением единой связи всей трагической цепи событий. Причем как нынешнее руководство ГПУ, так и его предшественники", - говорит он. Создается впечатление, что расследование расстрела Небесной сотни "спускают на тормозах". Оснований к таким предположениям стало больше после того, как 19 сентября, судья Печерского райсуда Светлана Волкова изменила меру пресечения одному из обвиняемых в убийстве 39 человек, майору "Беркута" Дмитрию Садовнику - с содержания под стражей на домашний арест, из-за чего он может сбежать. Прокуратура выразила "возмущение" и подала аппеляцию.

Газ, реестры и семейные дела

В сентябре пытались закрыть дело против бывших руководителей НАК "Нафтогаз Украины" Евгения Бакулина, которые подозреваются в нанесении ущерба государству на $4 млрд. Производство вновь было возобновлено благодаря давлению общественности - этого даже не скрывал советник министра внутренних дел Антон Геращенко.

Все чаще Генпрокуратуру стали одолевать скандалы. То столичная прокуратура якобы выдала предписание о снятии ареста с яхты, принадлежащей экс-премьеру Сергею Арбузову, то закрыли дело по коррупционной схеме в госпредприятии "Информационный центр" - частная компания получила сотни миллионов гривень роялти за ПО и техподдержку государственных реестров. Примечательно, что дело открыли при Пшонке, а при Яреме прикрыли.

Один из последних скандалов связан с именем заместителя генпрокурора Анатолия Даниленко. Журналисты программы "Наши гроши" выяснили, что семья прокурорского чиновника вывела из госсобственности 140 га земли в Киевской области. Для понимания масштаба: это столько же, сколько забрал у государства Виктор Янукович вместе с резиденцией "Межигорье". Во время съемок сюжета журналистке Алине Стрижак угрожали физической расправой. После обнародования этой информации всплыл еще один факт - 26-летний сын генпрокурора Валерий Ярема возглавил одно из ключевых подразделений Государственной регистрационной службы - Департамента государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Сын бывшего прокурора Артем Пшонка строил карьеру государственного деятеля, только в Верховной Раде. Это закончилось уголовными делами и бегством из страны. С того времени, по словам бывшего прокурора Днепропетровска Святослава Олейника, ничего не изменилось. Реформа органов прокуратуры так и не началась: новый закон о прокуратуре, а значит, численность прокуроров кардинально не сократилась, прокурорский  шантаж бизнеса продолжился. В стране так и не появилось ведомство, контролирующее деятельность прокуроров. Коррупционные схемы не изменились, просто поменялись люди, котрорые, по словам Олийныка, зарабатывают на этих схемах. .