Дыры в законе об амнистии участников Евромайдана: мнения юристов
Столкновение участников протеста с милицией возле Кабмина 25 ноября

Вчера президент Украины Виктор Янукович подписал закон "Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания в связи с событиями, имевшими место во время проведения мирных собраний", названный в народе амнистией для участников Евромайдана. Еще до опубликования этого документа, принятого Верховной Радой 339-ю голосами "за", стали звучать комментарии юристов о том, что закон получился мертворожденным. Показательными являются мнения представителя судебной системы и члена партии власти. Так, глава Апелляционного суда Крыма Валерий Чернобук заявил, что закон об амнистии не имеет механизмов реализации и рискует остаться пустой декларацией. А регионал Владимир Олийнык сказал, что под амнистию могут попасть бившие мирных граждан бойцы милицейского спецназа "Беркут". Редакция ЛІГАБізнесІнформ обратилась к правозащитникам и юристам с вопросом: соответствует ли закон требованиям Евромайдана о недопустимости репрессий против его участников и в чем недостатки казалось бы компромиссного документа?

Евгений Захаров, сопредседатель Харьковской правозащитной группы:

- Закон получился очень низкого качества. К сожалению, в нем не прописано, кто именно должен быть освобожден от уголовного преследования. Указанная в законе норма настолько размыта, что под нее можно подводить людей, которые к самой цели закона никакого отношения не имеют, под категорию "участник акции протеста" в данном случае подпадает даже памятник Ленину. А ведь "Беркут" совершил особо тяжкое преступление - это иначе, как пытками, назвать нельзя. Люди, совершившие такие преступления, амнистии не подлежат.

Сотрудники милиции - участники столкновений, произошедших в рамках акций протеста? Безусловно. И, значит, они автоматически освобождаются от ответственности согласно этому закону.

Среди авторов законопроект есть и оппозиционеры, поэтому нельзя сказать, что власть провела нужный ей законопроект. Закон просто неаккуратно написан. Депутаты не привыкли советоваться с профессиональными юристами, которые им подсказали бы, что писать надо иначе. Повторюсь, есть риск, что этот закон может быть применен к тем же бойцам "Беркута", а это будет злоупотребление правом.

Игорь Колиушко, Глава правления Центра политико-правовых реформ:

- Этот неординарный, или, даже скорее, экстраординарный закон невозможно трактовать исключительно с юридической точки зрения. Его основной недостаток в том, что он не дает четкого ответа на то, на кого должны распространяться его нормы.

С одной стороны, нельзя освобождать от ответственности участников мирной акции протеста или тех, кто переворачивает портреты президента. То есть тех, кого и не должны были привлекать к ответственности, потому что эти люди ничего не нарушали. С другой стороны, нельзя освобождать от ответственности провокаторов, которые бросали в правоохранителей камни и бутылки с зажигательной смесью, потому что они обязаны ответить за явное нарушение закона.

Ну и, наконец, освобождает ли закон от ответственности бойцов "Беркута"? Закон прямо нам об этом ничего не говорит.

Этот закон - результат переговоров власти и оппозиции. Компромисс. Но даже несмотря на его юридическую проблемность, я считаю положительным принятие такого документа. Если наши законодатели оказались неспособными по-другому решить проблему, то этот закон лучше, чем ничего. Обо всех судебных делах вокруг акций протеста стоит забыть раз и навсегда.

Денис Овчаров, партнер Адвокатского объединения "Юскутум":

- Идея этого закона вроде бы гуманная, но эта гуманная идея не соответствует нормам действующего законодательства, и в первую очередь - Конституции. Этот документ скорее политический - он должен продемонстрировать всем, что все депутаты Верховной Рады якобы против преследований участников акции.

В законе не конкретизировано понятие "участник акции", не уточняется, от наказания за какие именно действия он освобождается, и, наконец, закон прямо противоречит Конституции Украины, нарушая порядок освобождения от наказания.

Жизнеспособность или, точнее, нежизнеспособность этого закона обнаружится после Нового года. Как только следователи начнут закрывать уголовные производства, а потерпевшие, соответственно, массово начнут обжаловать закрытие дел.

Стоит отметить, что сам закон автоматически никого не освобождает. Ведь, согласно ст. 4 этого документа, уполномоченным органам надлежит принять решения, вытекающие из настоящего закона, в течение 10 дней со дня его вступления в силу. Уполномоченным органом у нас является суд, если подозреваемым в нарушении закона на акции протеста человек находится в СИЗО, или следователь по согласованию с прокурором, если человек находится на свободе, но проходит по уголовному делу в качестве подозреваемого.

По факту того, чьи уголовные дела будут закрываться следователями быстрее, мы обнаружим, для кого принимался этот закон - для рядовых участников акции, для провокаторов или для сотрудников милиции.

Справка. Закон "Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания в связи с событиями, имевшими место во время проведения мирных собраний" предусматривает освобождение от уголовной ответственности лиц, которые были участниками акций протестов и массовых мероприятий в период с 21 ноября и до дня вступления закона в силу.

Также предусмотрено, что все уголовные дела и производства по поводу административных правонарушений должны быть закрыты. Лица, привлеченные к уголовной ответственности в связи с упомянутыми событиями, подлежат освобождению от ответственности и признаются не имеющими судимости.