Спасет ли Евромайдан ассоциацию Украины с ЕС
Вечером 21 ноября полторы тысячи киевлян вышли на площадь Независимости в Киеве в знак протеста против решения правительства приостановить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Присоединившиеся к акции политики пока участвуют в Евромайдане на правах рядовых граждан - без партийных флагов и попыток возглавить движение. Киевские власти не противятся скоплению народа в центре, но напоминают, что митингующие не имеют права устанавливать там палатки. До саммита в Вильнюсе остается неделя.
Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ обратился к экспертам с вопросом: смогут ли протестующие на Майдане против отказа от евроинтеграции реально повлиять на решения украинской власти и политиков Евросоюза?
Сергей Таран, политолог, директор Международного института демократий:
- Майдан образовался совершенно стихийно, в основном через соцсети. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в искренности, минусы - в том, что у этого майдана нет единого центра координации, нет финансирования и структуры. Без организации трудно рассчитывать на долгосрочную перспективу. Организацию могут обеспечить оппозиционные политики, но они же могут и все испортить. Важно не превратить Майдан за евроинтеграцию в предвыборную акцию кого-либо. Успех будет зависеть от соблюдения этой тонкой грани. Даже после саммита, в случае неподписания ассоциации, Майдан может быть успешным - он превратится в акцию протеста против президента Януковича лично.
Версия о том, что отказ от евроинтеграции - это блеф и торги со стороны Януковича - это проявление "стокгольмского синдрома" украинцев. Необходимость подписания соглашения об ассоциации настолько очевидна, что люди отказываются верить в то, что Янукович сознательно от нее отказался в обмен на какие-то обещания или угрозы Кремля. Я не верю в эту версию. Иначе не было бы саботажа большинства в Раде, не было бы секретных переговоров президентов Украины и России, не было бы вчера синхронных заявлений Путина и Януковича. Очевидно, что они в сговоре. Тем не менее, минимальный шанс на подписание соглашения об ассоциации еще остается. Тут свое слово должен сказать Майдан.
Андрей Окара, российский политолог:
- Успех протеста на Майдане в Киеве определит сегодняшняя ночь. Если в ночь с пятницы на субботу там окажется меньше 10 тысяч человек, говорить о его жизнеспособности будет трудно. Если протестующим удастся добиться эффекта снежного кома, то дальше силу Майдана будут определять цифры. 50 тысяч будут требовать возврата курса на евроинтеграцию, 200 тысяч смогут замахнуться на смену власти. Но тут стоит задаться вопросом: способен ли Янукович пойти на кровопролитие, на разгон Майдана? Ответ на этот вопрос знает только сам Янукович. Думаю, что вероятность такого развития событий сейчас выше, чем в 2004 году при президенте Кучме.
Что касается вчерашнего сообщения о паузе в подготовке к подписанию соглашения с ЕС, то бытуют две версии: торги с Евросоюзом и сдача Кремлю. Я лично склоняюсь к первому варианту. Янукович ведет сложную рефлексивную игру до последнего. Он хочет, чтобы Европа согласилась на подписание соглашения без освобождения Тимошенко. До утра 28 ноября у Януковича есть шанс все исправить и подписать соглашение. В конце концов, он в последний момент может подписать указ о помиловании Тимошенко. Пока рано говорить, что для Украины закрыты двери в Евросоюз. Даже не смотря на то, что европейские политики сегодня считают, что Янукович их "кинул".
Валерий Чалый, заместитель гендиректора Центра Разумкова:
- Даже не хочу комментировать версию о том, что отказ от евроинтеграции - это блеф Януковича и торги с Россией. Маски сброшены, власть сделала свой геополитический выбор в пользу северного соседа. И очевидно, что выход людей на улицы в поддержку европейской интеграции не сможет изменить ситуацию. Все ключевые решения зависят от президента Януковича и принимаются в короткие сроки.
Хуже всего то, что решения одного человека подрывают доверие Запада к Украине в целом. Свежие заголовки европейской прессы показывают, что к Украине, к сожалению, отношение меняется не в лучшую сторону. В долгосрочной перспективе, конечно, не получится остановить движение Украины в направлении Евросоюза, но мы потеряем много времени.