Стахановское движение. Суд активизировал дело Луценко
Дело экс-министра внутренних дел Юрия Луценко Печерский райсуд Киева рассматривает с мая прошлого года. В конце 2011-го "политический процесс №2" был почти незаметен - он терялся в тени более громкого дела Юлии Тимошенко. Но первые же заседания в наступившем году показали: этому судебному процессу придан дополнительный импульс. Частота заседаний уплотнилась до максимума, плавный ритм слушания все чаще перебивается эпизодами в стиле "судебного экшена", решения судьи Сергея Вовка стали жестче. Подсудимый уверен: расправившись с Тимошенко, власть хочет как можно быстрее покончить и с его делом. Если считать свидетельства "за" и "против" экс-министра, пока Луценко уверенно обыгрывает прокуроров. Тем не менее, положительный исход процесса для него вовсе не очевиден.
В среду, 11 января, слушание началось с допроса двух чиновников Печерской райгосадминистрации. Именно там было утверждено решение центральной жилищной комиссии МВД Украины о выделении квартиры теперь уже бывшему водителю экс-министра Леониду Приступлюку.
Показания свидетелей свелись к тому, что согласно документам вся процедура была проведена в рамках закона. По их словам, Приступлюк даже не получил права собственности на жилье, его предоставили во временное пользование.
При этом оба свидетеля сообщили, что Луценко знали лишь как публичное лицо.
- Из телевизора он же не мог ко мне обратиться! На меня никто не давил, - сказала Татьяна Суботенко.
"Я подписал - не было очков"
Но, пожалуй, главным событием того дня стал допрос Алексея Костенко, бывшего заместителя начальника департамента разведывательно-розыскной деятельности МВД, начальника управления кадрового обеспечения.
Впервые за все время процесса возник вопрос о неприязненном отношении между участниками. Луценко пояснил, что в свое время он уволил Костенко. "Вдумайтесь в абсурдность ситуации: в подразделении этого человека работали трое убийц журналиста Гонгадзе. За это он был уволен и сегодня дает показания против министра, который обнаружил этих убийц и отдал их в руки прокуратуры. Сегодня он будет рассказывать о том, в чем виноват Луценко?", - экс-министр был откровенно возмущен и требовал, чтобы показания Костенко не принимались во внимание.
Сам же свидетель с невозмутимым видом заверил суд, что негативных ощущений к экс-министру не испытывает. Впрочем, особой симпатии тоже не чувствовалось. Так, Костенко заявил, что Приступлюк получил жилье незаконно. Но, как выяснилось позже, это лишь его личное убеждение, поскольку подробности выделения квартиры водителю ему не известны.
Адвокаты же увидели несоответствия в показаниях Костенко в зале суда и на досудебном следствии. Свидетель рассказал, что в ходе досудебного следствия ему подсказывал следователь. "А я подписал, у меня тогда не было очков", - пояснил он.
Пожилая женщина, которая правдами и неправдами пробилась на заседание, чтобы увидеть Луценко, осуждающе заворчала. Вовк прервал свидетеля и сделал ей замечание.
Далее свидетель опроверг свои же показания, которые были даны во время досудебного следствия: "Я не давал таких показаний, что Луценко отдал мне приказ подготовить приказ о выделении жилья Приступлюку". По его словам, соответствующее указание от экс-министра получил начальник департамента Сергей Левченко. "Он мне так сказал", - признался Костенко.
Адвокат Луценко спросил свидетеля, когда он был принят на работу и когда уволен? Как оказалось, точных дат Костенко не помнит. После этого Луценко спросил, знал ли свидетель других водителей экс-министра, охранников, перечислил несколько фамилий. Костенко не смог вспомнить никого.
- Почему вы обстоятельства работы Приступлюка помните лучше, чем всех остальных, и даже лучше, чем свои собственные? - спросил Луценко.
Костенко попытался объяснить, что ведет блокнот, в котором фиксирует много фактов, связанных со служебной деятельностью, и зная, по какому вопросу вызван в суд, перечитал записи.
- Вы знаете, что личный состав сотрудников департамента оперативной службы - это секретная информация? - продолжил экс-министр.
- Так же, как и вы, - по видимому, Костенко сразу понял, к чему ведет его бывший шеф.
- Ответьте на вопрос, вы знаете, что это секретная информация?
Свидетель ответил, что ему это известно.
- Почему вы данные о работнике департамента оперативной службы Приступлюке, составляющие служебную тайну, храните у себя дома, в каком-то блокноте, который каждый может прочитать?
- У меня там такой почерк, там так все зашифровано, что никто не поймет, - попытался оправдаться свидетель.
Все рассмеялись. Пожилая сторонница Луценко снова не сдержалась и крикнула: "Ганьба!". Судья Вовк незамедлительно решил удалить из зала всех присутствующих.
Журналисты тщетно пытались объяснить охраняющим суд сотрудникам "Грифона", что порядок они не нарушали и что решения суда о запрете на присутствие в зале прессы нет. Тщетно. Допрос Костенко закончили в узком кругу.
Следующее заседание было назначено на следующий день - 12 января. Оно не состоялось из-за отсутствия адвоката одного из подсудимых, Павленова. Защитник был занят в другом процессе. Переносить ли заседание, судьи в совещательной комнате решали более получаса, хотя это поддержали и защита, и обвинение, и сам Луценко.
В итоге суд таки перенес заседание, но о неявке защитника решили сообщить в Квалификационную комиссию адвокатов.
- Подсудимый, я правильно понимаю, что ваш адвокат сознательно отдает предпочтение другому процессу? - вопрос о приоритетности заседаний судья Вовк ставит в каждом случае накладок у адвокатов.
Четыре "за" в пользу Луценко
В пятницу, 13 января, судьи вольно или невольно поддержали дурную славу этой даты. И если показаниями свидетелей управлять они не могли, то режимом работы - вполне. Судебное заседание продлилось более восьми часов, небольшие технические перерывы делались лишь между допросами свидетелей. Что хотел показать Вовк подобным рвением к работе - непонятно, заседания и так проходят практически ежедневно.
С самого утра увидеться и пообщаться с Луценко в суд пришел первый заместитель лидера партии Батькивщина Александр Турчинов. Прокуроры, пошептавшись, заявили ходатайство об удалении его из зала, поскольку заместитель Тимошенко уже был допрошен в качестве свидетеля в ходе предварительного следствия.
Луценко возмутился. "Наша доблестная прокуратура не внесла Турчинова в список свидетелей, которые будут допытываться в суде. Поэтому я не вижу оснований, по которым он не может присутствовать в зале", - заявил он.
Тем не менее, суд стал на сторону прокуратуры и постановил, что Турчинов должен покинуть зал.
После этого суд допросил двух милицейских генералов, бывших заместителей главы МВД. Их допрос выделялся на фоне десятков остальных свидетелей хотя бы тем, что Луценко они видели не только по телевизору.
Петр Коляда был начальником Главного следственного управления МВД. Допрашивался он по эпизоду, связанному с расследованием отравления кандидата в президенты Виктора Ющенко (по факту якобы незаконной прослушки и слежки за водителем экс-замглавы СБУ Владимира Сацюка). "В так называемое отравление Ющенко я не верил и не верю. Надо правильно водку закусывать - селедкой и огурцами. Меня этому еще в армии учили", - поделился своим мнением по резонансному делу и житейским опытом Коляда.
Генерал рассказал, что в свое время закрыл постановление о проведении по этому делу оперативно-розыскных мероприятий и не видит в этом эпизоде никакого нарушения закона.
Не согласился Коляда и с другими обвинениями в адрес Луценко. Так, вспоминая празднование Дня милиции в 2008-2009 годах, Коляда с сожалением отметил: "Вот в другие годы действительно было празднование, с салютами. А в эти годы - нет".
Что касается квартиры Приступлюка, свидетель заявил: "Этот вопрос решает жилищная комиссия, а министр даже не является ее членом".
Далее суд взялся за следующего, 57-го по счету свидетеля, генерала Владимира Евдокимова, бывшего начальника криминальной милиции.
Он начал с подробной лекции об оперативно-розыскной деятельности. "Я как юрист со стажем, кандидат наук по линии ОРД участвовал в подготовке проекта закона об ОРД, я не вижу абсолютно никаких законных оснований для привлечения подсудимых к ответственности. Здесь нет никаких злоупотреблений служебным положением", - этими словами Евдокимов закончил свободные пояснения.
В ответах на вопросы он сказал, что знаком с практикой оформления водителей министра в департаменте оперативной службы. И поведал о разочаровании празднованием Дня милиции в 2008-2009 годах. "Все тогда проходило без помпы, без фуршета. Я даже за свои средства "накрывал поляну" для ветеранов", - припомнил генерал.
Кроме прочего, Евдокимов сообщил суду, что ветераны МВД и его коллеги генералы готовы собрать необходимую сумму денег, чтобы покрыть расходы на аренду зала Дворца "Украина", которые прокуратура инкриминирует экс-министру как растрату бюджетных средств.
Хотя время было далеко послеобеденное, судьи и не думали объявить перерыв. При этом у каждого из них были назначены слушания других дел. Любопытно, чем сотрудники суда там объясняли переносы заседаний? Неужели тем, что судьи "сознательно отдали предпочтение другому процессу"?
После генералов суд перешел к допросу 58-го свидетеля, Николая Исаченко, который работал заместителем начальника департамента оперативно-технических мероприятий МВД. Он рассказал, что подписывал заключение комиссии относительно законности проведения оперативно-розыскного дела. На вопрос защиты, владеет ли свидетель какими-то данными о совершении Луценко преступления, тот коротко сказал: "Нет".
Четвертый за день свидетель, старший оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска Евгений Троян рассказал, что в составе комиссии в 2010 году он проверял прослушивание телефонов в рамках ОРД по отравлению Ющенко. Троян заявил, что нарушений законодательства выявлено не было.
Маховик запущен
За окном темнело, защита попыталась остановить заседание. Адвокат Алексей Баганец заявил ходатайство о переносе допроса на следующий день.
- Я не могу смотреть на то, как от боли страдает мой подзащитный. Он держится на обезболивающих без завтрака, без обеда, в конце концов - просто без перерыва, - сказал он.
- Мой муж уже одиннадцать часов на ногах, его подняли в 5:30. Последние три часа держится только за счет но-шпы. И это при том, что комиссия предписала ему шестиразовое питание, а он сегодня вообще не ел, потому что утром сдавал кровь, - поддержала адвоката супруга экс-министра Ирина Луценко.
Посовещавшись на месте, суд отклонил просьбу. После этого защита заявила еще одно ходатайство о переносе судебного заседания, поскольку рабочий день в суде давно закончился. Судьи отклонили и его.
По Луценко было видно, что заседание дается ему нелегко. "Ребята, может, поехали уже, пусть сами допрашивают", - подсудимый пробовал шутить с дежурившим у клетки конвоем.
Допрос тем временем продолжался. Адвокат спросил у свидетеля, когда последний раз его вызывали в Генпрокуратуру по делу Луценко. "Вчера был вызван", - сказал Троян, чем ошарашил присутствующих.
Он рассказал, что его вызвал начальник следственного отдела Генпрокуратуры Александр Ищук, который в конце прошлого года стал героем журналистского расследования - сюжет был посвящен встрече со свидетелем накануне допроса.
"Он пригласил меня на сегодняшнее судебное заседание, спросил, приду ли я. У нас был короткий разговор, говорили о том, что я говорил на предварительном следствии", - добавил Троян.
После этого допроса суд объявил перерыв до понедельника, 16 января. Но в понедельник заседание не состоялось - снова не пришли адвокаты одного из подсудимых. Поведение защитников судья Вовк назвал безответственным и упрекнул их в препятствовании слушанию дела, хотя раньше перенос заседания на один день вовсе не составлял проблемы.
Луценко тут же заявил, что все происходящее в последние дни - явный признак давления на суд. "Похоже, что суд получил указание как можно быстрее закончить с делом Луценко. Мне стало очевидно, что дело получило мощный внешний импульс для скорейшего его завершения", - сказал экс-министр.
Следующее заседание суда назначено на 9:05 17 января.