Тягучее дело Тимошенко
Процесс над Юлией Тимошенко все меньше напоминает судебную процедуру и все больше шоу на грани фарса. Юридические способы защиты экс-премьеру явно не помогают. Приходится использовать политические.
Очередной день судебных слушаний начался традиционно с массовых мероприятий. В понедельник на улице Крещатик под зданием Печерского суда в 9:00 начался митинг в поддержку Тимошенко, а также митинг, организованный Общевоинским союзом Украины, участники которого вновь потребовали привлечения Тимошенко к ответственности. Сторонников Тимошенко было несколько сотен, ее противников - до сотни. Они расположились по обе стороны двора, ведущего в Печерский суд, и транслировали свои митинги через мощные динамики, которые перекрикивали друг друга.
Слушания проходили без телекамер и фоторепортеров. Ранее суд запретил трансляцию, а также фото- и видеосъемку процесса. Впрочем, доступ пишущей прессы в зал также был ограничен. Внутри находилось не более восьми журналистов. Охрана мотивировала ограничение доступа прессы отсутствием места в зале.
В своем служебном рвении стражи пошли так далеко, что по началу не пускали на заседание даже защитников Тимошенко Николая Сирого и Александра Плахотнюка. Свои действия сотрудники "Грифона" обосновали тем, что решение о допуске адвокатов не было принято. Впрочем, после нескольких минут препирательств конфликт был улажен, адвокаты заняли свое место в зале.
Экс-премьер первым делом заявила, что подала судье ходатайство о привлечении четырех новых адвокатов. Двое из них представляют американскую юридическую компанию Covington & Burling LLP и аудиторскую компанию BDO, еще двое - Сирый и Плахотнюк - украинские адвокаты.
Как оказалось, это она сделала не зря - судья Родион Киреев отстранил ее защитника Сергея Власенко от участия в судебном процессе, пояснив свою инициативу ненадлежащим процессуальным поведением адвоката и его неуважительным отношением к суду. Защитник с самого утра пытался сделать несколько заявлений в ответ на действия судьи и отказывался сидеть на своем месте в присутствии суда, ссылаясь на то, что Уголовно-процессуальный кодекс к этому не обязывает.
Впрочем, к защите лидера "Батькивщины" приступили не все фигуранты ходатайства. Суд утвердил в этой роли лишь украинских специалистов. Американцам же было отказано в связи с тем, что суду не предоставлены их свидетельства о праве заниматься адвокатской деятельностью. Кроме того, суд отметил, что в ходатайстве не указана норма законодательства, на основании которой они могут быть привлечены к делу.
Оба новых защитника заявили отвод судье, подозревая его в заангажированности, необъективности и некомпетентности. Так, по их мнению, Киреев грубо нарушает право Тимошенко на защиту, а также препятствует осуществлению правомерной деятельности защитников по представлению правовой помощи. "Судья Киреев ненадлежащим образом применяет нормы Уголовно-процессуального кодекса, не ссылаясь при этом на материально-правовые основания", - сказал Сирый.
Судья традиционно отказал защите Тимошенко в своем отводе. По словам Киреева, в ходатайстве не было подтверждений нарушения председательствующим судьей процессуального законодательства и прав подзащитной.
Затем, сторона Тимошенко попыталась добиться отмены запрета прямой трансляции, фото- и видеосъемки судебного процесса, для чего подала соответствующее ходатайство. Тимошенко на вопрос судьи, поддерживает ли она это требование, ответила: "Нужно процесс вести публично, а не кулуарно". Однако Киреев в удовлетворении ходатайства отказал, отметив, что процесс и так проходит открыто, и представители СМИ могут на нем присутствовать.
Завершилось заседание тем, что суд дал новым адвокатам обвиняемой три дня на ознакомление с материалами уголовного дела и назначил очередное заседание на 9 часов утра 22 июля.
Необходимо отметить, что сами адвокаты просили Киреева дать им два месяца на ознакомление с материалами дела. В частности, Плахотнюк в своем ходатайстве по этому поводу попросил учесть его физические возможности и занятость в других процессах. В свою очередь, Сирый подсчитал, что готов читать по 100 страниц дела в день, больше не успеет. "Я человек со средними умственными возможностями. Я приблизительно читаю где-то сто страниц в день, и я буду просить суд, чтобы из расчета сто страниц в день он и дал мне возможность для ознакомления", - сказал он, добавив, что в целом материалы дела насчитывают порядка пять тыс. страниц.
Комментируя ситуацию, Тимошенко заявила, что своими действиями власть суд лишает ее права на качественную и эффективную защиту. В частности, политик обратила внимание на то, что судебное заседание проходило в закрытом режиме. "Именно так работают преступники у власти. Именно так они хотят совершать свои неправосудные, незаконные действия. То есть в темноте, без прозрачности процесса", - отметила экс-премьер.
В свою очередь, в Партии регионов постоянные рокировки защитников Тимошенко расценили как попытку зятнуть слушание ее дела до очередных парламентских выборов 2012 года. Так, по мнению нардепа Елены Бондаренко, Тимошенко "выбрала политический способ защиты и делает всё, чтобы к этому суду не было никакого серьёзного отношения, чтобы это выглядело как фарс, чтобы это выглядело как шоу, как спектакль". "Защита, мне кажется вообще по ночам читает Шекспира "Весь мир театр", и никто не читает тома уголовного дела, говоря о том, что нету времени", - отметила депутат.
Единственное, в чем согласились на этот раз регионалы с Тимошенко, так это освещение процесса в СМИ. По мнению Бондаренко, решение о запрете или разрешении трансляции, фото- и видеофиксации судебного процесса над экс-премьер-министром судья Киреев должен был принять в начале процесса и не менять по его ходу.
Фактически регионалы признали, что судебный процесс над Тимошенко дискредитирован и превращен в шоу. Шоу, в котором они тоже, вероятно, выступили в актерской роли.