Видишь выборы? А они есть. Как все прошло в Донецкой области
Чуда не произошло, и выборы в Донецкой области можно считать сорванными. Большинству жителей региона так и не удалось отдать свои голоса, участки открылись только в нескольких западных районах, контролируемых украинской армией, а также в Мариуполе, где их, видимо, удалось провести усилиями миллиардера, собственника местных меткомбинатов Рината Ахметова. Согласно подсчетам Комитета избирателей Украины, боевики и сепаратисты ДНР помешали принять участие в выборах почти 82% избирателей области.
Но и из оставшихся 18% проголосовало довольно незначительное количество. По предварительным данным ЦИК, чуть больше 100 тыс. человек на всю область. Все в том же Мариуполе на выборы явились лишь 15% избирателей (как и в целом по районам Донетчины, где можно было проголосовать). Большинство жителей, имевших возможность отдать голоса, предпочли проигнорировать избирательный процесс и такой возможностью не воспользовались. И дело тут не столько в страхе перед возможными провокациями, сколько в банальном нежелании голосовать в отсутствие реального кандидата от Донбасса, способного победить. Не удивительно, что большинство голосов в проголосовавших районах Донетчины получил Петр Порошенко. Электорат Партии регионов и КПУ попросту отказался идти на участки.
Всю неделю накануне голосования члены окружных избирательных комиссий по всей области получали угрозы. В случае с особенно несговорчивыми гражданами, от слов переходили к делу - главу ОИК № 43 в Донецке Романа Кудрявцева накануне выборов выкрали неизвестные в масках. Местами террористы попросту громили комиссии - разбивали урны, сжигали бюллетени, крали оборудование. Террор принес желаемые плоды.
"Мы не можем рисковать жизнью и здоровьем наших граждан в условиях, когда выборы срываются вооруженными до зубов боевиками", - заявил донецкий губернатор Сергей Тарута. Но дело не только в желании, но и в возможностях официальной власти. Государственная администрация не контролирует ситуацию на большей части территории области. Все из-за тех же вооруженных до зубов боевиков.
В день выборов города Донбасса выглядели безлюдными, как никогда. На центральных улицах Донецка можно было кататься на роликах и играть в классики. Машин на них было не больше, чем традиционно утром 1 января. Прогрессивная общественность уже начинает шутить про КНДР, в которой, если убрать одну букву, получится ДНР. Страна без выборов и автомобилей.
Большинство жителей в ожидании провокаций или очередной волны АТО, очевидно, решили отсидеться дома или, наоборот, выехать куда-нибудь подальше из города. Единственным всплеском активности в Донецке стал митинг двух тысяч сторонников так называемой Донецкой народной республики на площади Ленина.
Ни один из участков в шахтерской столице не открылся. На большинстве привычных пунктов для голосования отсутствовали какие-либо опознавательные знаки, имеющие отношение к избирательному процессу. В выходной день помещения были заперты и пусты. На участке в 14-й школе Донецка, где приходилось прежде голосовать автору этой статьи, находилась одна лишь старушка-сторож. Она вышла на стук и сообщила, что выборы никто не готовил и проводить не будет.
На других участках зачастую не было вообще никого - только глухие замки. Лишь местами распечатанные на принтере или написанные от руки записки - "Выборов нет". Как будто речь идет о каком-то товаре в магазине. Такая табличка висела, в том числе, и на дверях ДК им. Шевченко, где традиционно по месту прописки голосует олигарх Ринат Ахметов. На этот раз ему не удалось попозировать перед объективами журналистов. Репортеры колесили по городу все утро, пытаясь найти хоть один работающий участок, но всюду стучали лишь в закрытые двери.В отсутствие хоть какой-нибудь активности в Донецке на выборы пришлось отправиться в Красноармейск. Это была ближайшая к областному центру точка голосования. Два города разделяют всего 60 километров, но именно на этих километрах пролегает сегодня граница цивилизационного разлома. По дороге приходится преодолеть два блокпоста ДНР - те самые, где накануне произошла кровавая стычка с батальоном "Донбасс". В поселке Карловка у дороги до сих пор стоит расстрелянный автомобиль. Тут блокпост располагается у начала узкого моста, за которым начинается территория, контролируемая официальными украинскими властями.
Впрочем, четкой границы не существует. Блокпост украинской армии установлен только при въезде в Красноармейск. До него около 30 километров никем не контролируемой дороги. Что-то вроде нейтральной полосы. Населенные пункты, расположенные в этой полосе, контролируются поочередно то военными, то бандитами, но ни те, ни другие там постоянно не находятся. В итоге такое подвешенное состояние привело к тому, что в городах Украинск и Селидово, расположенных как раз между Карловкой и Красноармейском, избирательные комиссии работали, но выборы там так и не прошли. В пустые города не пришли ни солдаты, ни сепаратисты, а бюллетени туда не привезли.
Голосовали города в непосредственной близости от Днепропетровской области - Доброполье и Красноармейск. Там избирательный процесс прошел в спокойной обстановке. Подвела только явка. Народ в большинстве своем на выборы не пришел.
Красноармейск теперь заметно контрастирует с другими городами Донецкой области. Всюду можно встретить украинские флаги - как развевающиеся на административных зданиях, так и нарисованные краской на деревьях и столбах. Вдоль самой оживленной городской трассы стоят билборды "Донбасс - это Украина". Здесь тоже на улицах в центре города ходят вооруженные люди, но с украинской символикой - бойцы батальона "Днепр". В глаза бросается их разительное отличие от солдат украинской армии - это мускулистые, хорошо экипированные бойцы возрастом за 30, похожие на спецназовцев из фильмов.
В день выборов "днепряне" охраняли ОИК и избирательные участки. Их вид вселял уверенность, что выборы пройдут без эксцессов. Правда, жителей города вид вооруженных людей все же отпугивал. Значительное число жителей Красноармейска настроено враждебно по отношению к украинскому правительству, и они выражали явное недовольство пребыванием в городе солдат с украинской символикой.
На избирательном участке, расположенном напротив городского совета в самом центре города, избирателей было меньше, чем журналистов. Украинские и зарубежные корреспонденты тормозили практически каждого избирателя, бросавшего в урну бюллетень. Избиратели в основном не скрывали своих предпочтений. Оказалось, что на участок в основном приходили сторонники Порошенко, Тимошенко, Гриценко и Тигипко. То есть преимущественно проукраински настроенный электорат. К сожалению, таких людей в Красноармейске оказалось немного - чуть более 15%.
Низкую явку местный активист и предприниматель Виктор Прилепский, помогавший в организации выборов, объяснил тем, что люди опасались терактов и преследований. А также отсутствием традиционного для этих мест админресурса.
- Явка тут всегда была невысокой, просто никто не знал настоящих цифр. Протоколы всегда переписывались, результаты фальсифицировались, многие руководители местных предприятий заставляли сотрудников идти голосовать за Януковича. Когда всего этого не стало, мы, наконец, увидели реальную картину - сказал он.
По словам Прилепского, некоторые избирательные участки в Красноармейском районе все же не открылись. Частично из-за опасений членов комиссий выходить на работу в отдаленных селах, частично из-за саботажа местных коммунистов.
"КПУ старается, конечно, саботировать процесс, почти во всех комиссиях их представители не вышли на работу", - пожаловался предприниматель.
Опрос населения на улицах города показал, что большинство жителей Красноармейска скептически относятся к выборам. Люди пожилого возраста сознательно решили их бойкотировать. Многие заявляли о том, что уже голосовали на устроенном сепаратистами "референдуме" 11 мая и больше никакого отношения к тому, что происходит в Украине, иметь не хотят.
Более молодые люди говорили о готовности идти на выборы, либо демонстрировали апатию к происходящему. В целом же, результаты явки по Красноармейску показывают, что даже в том случае, если бы вся Донецкая область имела возможность проголосовать, этой возможностью воспользовались бы немногие. Так отреагировали жители востока Украины на развал Партии регионов и самоустранение из политической гонки Петра Симоненко. В отсутствие сильных кандидатов с пророссийской риторикой жители Донбасса теряют интерес к украинскому политическому процессу.
Результаты народного волеизъявления скоро станут доступны всем. И будет очень интересно проанализировать, как голосовали прилегающие к Донбассу территории соседних областей, и насколько этот результат отличается от Мариупольского и Красноармейского.
Что же касается не проголосовавших, проблемных территорий, то их неучастие в выборах, конечно, даст сепаратистам определенный козырь. Донецкая и Луганская области практически выключили себя из украинского политического процесса, что даст им повод и в дальнейшем не признавать киевскую власть. Возможно, речь идет о маргинализации целого региона. Донбассу это не сулит ничего хорошего.
Денис Казанский,
специально для ЛІГАБізнесІнформ, Донецк