Вместо АТО
4753e07bf72b47c00114b993bd1e841d.jpg

Президент Украины Петр Порошенко внесет на рассмотрение Верховной Рады законопроект о реинтеграции Донбасса - так называемый "закон вместо АТО" - уже в ближайшее время, заявила первый заместитель главы парламента Ирина Геращенко 15 июня. 23 июня в Харькове секретарь СНБО Александр Турчинов сообщил, что законопроект может быть утвержден до конца текущей сессии парламента. Но так ли это? Корреспондент LIGA.net поинтересовался у участников процесса и экспертов, почему и для чего закон о реинтеграции оккупированных территорий задумывается, какие именно дефиниции будут и должны фигурировать в законопроекте и каковы его перспективы быть принятым.

Смотрите нас на YouTube: объясняем сложные вещи простыми словами

Юрий Бобров полковник юстиции, помощник начальника Главного управления подготовки ВСУ по правовой работе:

- На данном этапе для мирового сообщества нам необходимы убедительные правовые доказательства того, что это российская агрессия, а не внутренний гражданский конфликт. Без признания территории оккупированной, без признания, хотя и завуалированного, но факта российской агрессии, мы не можем двигаться в международном плане, в плане перспективы решения этого вопроса в Международном уголовном суде. В частности именно для этого мы признали юрисдикцию Римского статута.

Сейчас в ГПУ функционирует управление оккупированных территорий, которое занимается расследованием преступлений совершенных агрессором, военнослужащими Российской Федерации и военнослужащими НВФ на оккупированных территориях Украины. Кроме того, одна из главных задач этого управления - принятие законных решений по применению военными оружия, в том числе запрещенного минскими соглашениями, потому что мы должны давать адекватный отпор агрессору.

Также в управлении правового обеспечения (ГШ) создана рабочая группа, которая сейчас эффективно работает по сбору доказательств российской агрессии на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

Но этого не достаточно. Есть ряд проблем, которые новый закон должен решить.

Первое - существует необходимость оперативного руководства ВСУ и другими силовыми ведомствами в зоне боевых действий. Второе - необходимо официально документировать факты российской агрессии. Третье - требование общества. Люди недовольны неопределенной ситуацией. Им непонятно - АТО в стране или все-таки военная агрессия. Четвертое - в Донбассе назревает гуманитарная катастрофа. Возникает вопрос, кто будет нести ответственность за последствия. В случае признания территорий оккупированными, ответственность, согласно женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны, понесет Россия. На данный момент Украина несет всю ответственность за поддержание жизнедеятельности и работу инфраструктуры донецкого региона. Пятое - Россия открыла более 30 надуманных уголовных дел против руководства АТО за якобы нарушение правил ведения войны. РФ собирает "доказательства", чтобы так же, как в ситуации с Грузией, представить Украину агрессором.

Алексей Гарань, профессор кафедры политологии НаУКМА:

Две принципиальных вещи. Первое: статус АТО нас, безусловно, не удовлетворяет, потому что это не АТО при участии в конфликте регулярных российских частей. В нынешней ситуации действия украинских военных скованны правовыми рамками. Второй момент - это то, что территории будут признаны временно оккупированными. Об этом давно говорили эксперты и общественность и различные политики. Если эти вещи будут присутствовать в законопроекте, это правильный шаг.

Член группы разработчиков закона Сергей Высоцкий, фракция Народный фронт:

Законопроект должен быть внесен президентом. Минский процесс - его ответственность. Если мы внесем законопроект от депутатов на основе проекта концепции СНБО, он никуда не пойдет, потому что президент посчитает это саботажем его усилий. Нас (рабочую группу, - ред.) еще никто от АП не собирал. Была презентована концепция законопроекта, я точно знаю, что это обсуждали с президентом, что он принимает эту концепцию, как рабочий документ. Писать документ будут на базе СНБО при участии АП и фракций парламента.

Нужен баланс, поиск которого невозможен без участия парламентариев, консолидации разных групп депутатов. Есть группа, отвечающая за минский процесс, за санкции против России, в которую вхожу я. Консолидировать зал можно только сбалансированным документом.

Первый раунд проговорили. Готовность у всех над ним работать и готовность голосовать за сбалансированный документ у всех есть. Правительство, в том числе министерство по вопросам временно оккупированных территорий, будет участвовать в процессе, если в документе будет затрагиваться гуманитарный аспект. Но если они будут его прописывать в том же ключе, в котором они прописывают последние документы, то я уверен, что принятие закона сорвется. Потому что пока там все министерство заточено под отстаивание интересов условных донецких бабушек и в ущерб интересам Украины.

Успеем ли мы до конца сессии? Нужно спрашивать президента. Если завтра на СНБО утверждают концепцию документа, дальше Администрация его выписывает, мы собираемся рабочей группой, согласовываем с фракциями, далее документ попадает на согласительный совет и выносится на голосование. Если будет политическая воля - он может быть принят. Иногда мы можем работать и по ночам и круглосуточно. Сейчас мы ждем, когда концепция будет утверждена СНБО под председательством президента. И тогда мы будем понимать утвержденные рамки будущего законопроекта, а все остальное уже будет в деталях.

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.