Выборы в Раду: решению КСУ рады не все
Политика, подобно телевизионному сериалу, интересна тем, что, дав ответ на один вопрос, тут же подбрасывает своему зрителю второй, как правило, не менее интересный. 19 ноября председатель Конституционного Суда Украины Анатолий Головин зачитал заключение КСУ, согласно которому следующие выборы народных депутатов должны состояться в октябре 2012 года. Этим сообщением судьи, наконец, ответили на вопрос: "2012-й или 2011-й?". Но тут же возник другой: "Почему 2012-й, и кому это выгодно?". К тому же слишком много разговоров ведется о политизированности КСУ для того, чтобы верить в сугубо юридические основания этого решения. Тем более что нормы старой-новой Конституции 1996 года требовали избирать новый состав Верховной Рады в 2011 году.
Так кому же выгодно проведение выборов в 2012-м? Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно пойти от противного, и посмотреть, кто выступал за смену состава Рады уже весной 2011 года. Кто остается не у дел в связи с пятничным решением КСУ.
За то, чтобы избиратели пришли на участки весной следующего года, выступал Арсений Яценюк. Лидер "Фронта змін" даже зарегистрировал проект постановления в парламенте, предполагающий проведение выборов именно в этот период, однако его инициатива "успешно" провалилась. Желание молодого политика можно понять: большинство социологических исследований демонстрируют сегодня более чем 3% народной поддержки для "фронтовиков", а смысл поговорки "Куй железо, пока горячо" никто не отменял. Скорее всего, в парламент, при условии проведения выборов в 2011 году, попала бы и "Свобода" Олега Тягнибока, последние годы демонстрирующая позитивную динамику электорального роста, что и подтвердили последние выборы в местные советы. Словом, недовольными решением КСУ от 19 ноября можно считать "перспективных молодых политиков", уверенные позиции коих сегодня вовсе не гарантируют им аналогичного положения в 2012 году при украинской нестабильности.
Но проблемы партий Яценюка, Тягнибока и отчасти Сергея Тигипко - мелочи по сравнению с тем, что значит решение о проведении парламентских выборов в 2012 году для главы Администрации Президента Сергея Левочкина. Еще до решения КСУ вице-спикер парламента Николай Томенко в интервью ЛІГАБізнесІнформ заявил, что Левочкин всячески убеждает Президента Виктора Януковича в выгодности выборов в 2011 году. "У нас есть информация о сценарии, которым сегодня занимается Левочкин, возможно, Хорошковский, группа других людей. Они пытаются убедить Президента, что со всех точек зрения выборы 27 марта 2011-го более выигрышные", - сказал политик.
Несмотря на то, что Томенко принадлежит к лагерю противников ПР и лично Президента, и его оценка происходящих во власти процессов может считаться не вполне объективной, рациональное зерно в его высказывании есть. Вряд ли кто-то сомневается в том, что Партия регионов состоит, да и всегда состояла, из разных групп влияния, интересы которых, особенно в вопросе кадровой политики, могут быть диаметрально противоположными.
Условная группа Левочкина, которую еще называют "группа Левочкина-Фирташа", в случае проведения выборов в 2011 году имела бы куда больше рычагов влияния на, скажем, формирование предвыборного списка ПР. Усиление Левочкина через депутатский корпус вряд ли могло порадовать его внутрипартийных конкурентов - тех же Рината Ахметова и Андрея Клюева, влияние которых в "бело-синей" политической силе оказалось бы под угрозой.
Итак, можно сделать вывод, что решение КСУ о выборах-2012 играет на руку так называемым стародонецким и бьет карту главы Администрации Президента. Локальная победа первых? Очевидно, да. Есть ли их личный вклад в эту победу, или им просто повезло с решением независимого КСУ? Вопрос задан как риторический, таковым и остается.
Но говоря о тех политиках, которые не без удовольствия восприняли новость о том, что выборы в Украине состоятся в один год с Чемпионатом Европы по футболу, нельзя забывать о спикере Владимире Литвине. Для лидера Народной партии весть, принесенная А.Головиным, поистине стала благой. Перенос выборов в противоречие букве Конституции 1996 года спас политическую карьеру Литвина, который вряд ли бы смог пройти со своим блоком в парламент следующего созыва. По крайней мере, об этом есть основания говорить хотя бы из учета результата Блока Литвина на выборах в местные советы. Время "третьих сил" в Украине было весьма быстротечным, и уж точно закончилось с приходом к власти Партии регионов. Потому что само понятие "третья сила" предполагает наличие еще двух приблизительно равных, чем "Украина Януковича" похвастаться не может.
БЮТ-2006 и БЮТ-2007 в разрезе парламентских избирательных кампаний выглядят великанами в электоральном смысле по сравнению с "Батькивщиной"-2010 - командой, которую экс-премьер-министр Украины в обозримом будущем поведет в Верховную Раду. Без сомнения, фракция Тимошенко в следующем парламенте тоже будет, однако влияние ее, по всей видимости, будет даже меньше нынешнего. В связи с этим можно предположить, что принципиальной разницы в дате проведения выборов для Тимошенко и ее команды нет. И тем не менее, политолог Владимир Фесенко уверен в том, что большинство членов БЮТ - депутатов сегодняшней Рады были также против выборов в 2011 году
"Большинство членов ее фракции, насколько я понимаю из общения со многими народными депутатами, далеко не в восторге от проведения выборов в 2011 году. Это банальный интерес большинства депутатов как от БЮТ, так и от НУНС, ведь они понимают, что не существует гарантий того, что они в будущем тоже будут народными депутатами", - сказал Фесенко.
Таким образом, выявив основную тенденцию - "за" выборы-2012 те, кто не уверен в своих сегодняшних позициях", можно констатировать, что основная интрига, связанная с решением КСУ о дате очередных выборов несколько в ином. Что же все-таки происходит внутри главной политической силы, в среде Партии регионов? Чего стоит локальное, но все же поражение Левочкина, о котором говорилось выше? "Политический телесериал" продолжается.