Янукович поменял "настройки"
3f585cd637390523f79f64bf006c3734.jpg
Янукович поменял "настройки"

Почему каждый водитель любит ездить именно на своем автомобиле? Потому что он давно настроил его "под себя" - и кресло находится в оптимальном положении, с учетом комплекции хозяина, и зеркала отрегулированы, и набор станций на радиоприемнике настроен "на вкус и цвет". В ночь на 10 декабря Президент Украины Виктор Янукович официально дал старт административной реформе, поменяв настройки управления страной. Первым под административные ножницы попали Кабинет Министров и центральные органы исполнительной власти.

Официальная позиция Президента и его команды - админреформа повысит эффективность государственного аппарата за счет сокращения кадров с одновременным повышением профессионализма оставшихся, оптимизации госфинансов и усиления борьбы с коррупцией. Все это - с целью скорейшей реализации экономических реформ. Критики Президента и власти в целом тут же вспомнили сюжет и мораль басни "Квартет", и принялись говорить о том, что от перемены слагаемых во власти сумма ее эффективности не меняется.

Суть нынешней административной реформы, не перечисляя все ее компоненты, можно охарактеризовать двумя ключевыми особенностями.

Особенность первая: окончательное разделение персон в высшем эшелоне исполнительной власти на "сорта". "Первый сорт" - это те, кто в результате реформы получает больший объем функций и ресурсов. "Первосортных" становится меньше, а их полномочия становятся шире. "Второй сорт" - чиновники, которые сохранили портфели и кресла, но теперь ограничены во власти из-за потери контроля над узкопрофильными государственными службами или из-за создания новых служб, которым были переданы определенные функции министерств. И, наконец, "сорт третий" - чиновники, идущие на понижение в связи с реорганизацией возглавляемых структур или отправляемые на скамейку запасных.

Особенность вторая: эффектно продемонстрирован извечный политический принцип "разделяй и властвуй". Президент расширил круг центральных органов исполнительной власти, которые получают большие полномочия в маленьких отраслях (взять хотя бы Госуправление Украины по вопросам кино). Таким образом, можно поставить под сомнение призыв Президента к сокращению бюрократического аппарата, борьбы с коррупцией и всеобщей оптимизации и модернизации во благо общества. Чиновников будет много, но чиновников сверхвлиятельных становится меньше, поскольку полномочия ряда ведомств, существовавших до 10 декабря 2010-го, попросту дробятся.

Возвращаясь к первой особенности, следует сказать, что под "первый сорт" (в глазах высшего руководства страны и лично В.Януковича) попали Андрей Клюев, Борис Колесников, Юрий Бойко и Дмитрий Табачник (что уж точно не останется без внимания национал-патриотов - оппонентов сегодняшней власти). А.Клюев не только сохранил пост Первого вице-премьер-министра Украины, но и "приписал" себе в трудовую книжку должность министра экономического развития и торговли, на которую по роду прежней должности мог претендовать Сергей Тигипко. Последний с этого момента не будет курировать экономические вопросы в правительстве, сосредоточившись по решению Президента на социальной проблематике. Тем не менее, сохраненный статус Вице-премьера вкупе с должностью Министра социального развития позволяет все-таки закрепиться в касте "самых-самых".

Вчерашний Вице-премьер-министр по вопросам Евро-2012 Б.Колесников к должности вице-премьера приплюсовал новый для Украины пост Министра инфраструктуры. Теперь основные вопросы, связанные с государственным транспортом, новым строительством и другими характеристиками термина "инфраструктура государства" будет решать лучший друг Рината Ахметова.

Ю.Бойко вследствие реорганизации Минтопэнерго получил рычаги влияния на угольную промышленность страны, сохранив при этом пост министра. Новое ведомство, которым будет руководить Ю.Бойко, теперь называется Министерство энергетики и угольной промышленности Украины.

Главный раздражитель всех националистов Д.Табачник, за отставку которого так ратовали оппоненты Партии регионов, не только остается в правительстве Николая Азарова, но и получает в управление дополнительные отрасли. По результатам реформы принято решение объединить под одним центром принятия решений образование и науку и относившиеся к отдельному министерству вопросы молодежи и спорта Украины.

Во втором и третьем "сортах", то есть в числе тех, кто оказался ненужным Президенту в реорганизованном Кабмине, оказались как ожидаемые персоны, так и несколько "сюрпризов". Мало кто сомневался, что дни пребывания в правительстве сочтены для министров-чужаков - не членов Партии регионов - Василия Цушко и Константина Ефименко. Ни первого, ни второго в составе нового правительства нет. Однако, дальнейшая их судьба будет, равно как и принадлежность к тому или иному "сорту" будет решаться в ближайшее время. Так, тот же К.Ефименко, лишившись статуса министра, назначен первым заместителем вице-премьера и министра инфраструктуры Б.Колесникова. Кроме того, "за ненадобностью" Президент решил избавиться от министров ЖКХ Юрия Хиврича, регионального развития Владимира Яцубы, труда и социальной политики Василия Надраги, угольной промышленности Юрия Ященко, промышленной политики Дмитрия Колесникова.

Среди неожиданностей можно назвать постоянного заседателя властных кабинетов, непотопляемого Министра Кабинета Министров Анатолия Толстоухова, и члена команды Р.Ахметова, теперь уже экс-министра по делам семьи, молодежи и спорта Равиля Сафиуллина. И если безвозвратный уход Р.Сафиуллина может быть воспринят как компромисс в вопросе сохранения баланса влияния разных групп в правительстве (взамен ухода Р.Сафиуллина более широкие полномочия получил Б. Колесников), то господина Толстоухова, очевидно, следует ожидать в качестве руководителя Секретариата Кабмина или во главе какой-нибудь привлекательной и перспективной госслужбы.

Что же касается таких себе "маленьких министерств" - вновь созданных центральных органов исполнительной власти и сохранивших право на жизнь и "автономию" старых, то их в результате админреформы остается столько, что говорить о сокращении бюрократического аппарата преждевременно: 27 госслужб, 13 агентств, семь инспекций, две госадминистрации, одно нацагентство и одна госкомиссия, а также два комитета и два фонда.

Таким образом, цель админреформы, которая указана в тексте подписанного вчера Указа "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти", на практике несколько расходится с настоящим положением вещей. К примеру, с формулировкой "сокращение численности управленческого аппарата и трат на его содержание" можно поспорить по причине, указанной выше. А вот фраза "оптимизация системы центральных органов власти" выглядит вполне реальной. С той лишь оговоркой, что оптимизация происходит не столько во благо общества (ожидаемый большой эффект пока что не очевиден), сколько в аспекте комфортности управления страной для конкретного человека и конкретной политической силы. Смена настроек управления однозначно влияет на комфорт того, кто управляет, но совсем не обязательно идет на пользу тем, кем управляют.