Защита Мартыненко. Как соратник Яценюка избежал камеры СИЗО
Ирина Шевченко
корреспондент портала Liga.net
Тактика защиты экс-депутата Николая Мартыненко радикально отличалась от той, которую использовал глава ГФС Роман Насиров. Элегантный костюм вместо клетчатого одеяла. Жесткий троллинг судьи и прокуроров вместо жалобных стонов. Результат показал - здоровым и наглым быть выгоднее, чем больным и беспомощным.
Мартыненко, как и Насирова, задержали в четверг. Как и Насирову, ему на рассмотрение ходатайства о мере пресечения выпал судья Александр Бобровник. Этот же судья должен был рассмотреть ходатайство о мере пресечения Сергею Переломе, которого прокуроры САП связывают с Мартыненко.
Заседание по Мартыненко назначили на пятницу, 21 апреля, на 15:00. Началось оно около 18:00. До того Бобровник занимался судьями, которых обвиняют в получении взяток. Под судом собрались больше десятка депутатов Народного фронта и несколько министров.
Депутаты Николай Княжицкий, Андрей Тетерук, Георгий Логвинский, Павел Пинзеник, министр по делам молодежи и спорта Игорь Жданов, министр инфраструктуры Владимир Омелян и член ЦИК Андрей Магера заявили, что готовы взять Мартыненко на поруки.
Магера в интервью журналистам пояснил, что в 2012 году против него было открыто три производства, которые он считает политическим заказом команды Януковича. И Мартыненко тогда публично заявил о том, что поддерживает Магеру.
Перед началом заседания Мартыненко завели в клетку для подозреваемых. В аналогичной ситуации защита Насирова возмущалась, напоминала о решении ЕСПЧ по которому подозреваемый должен находиться за стеклом, а не за решеткой. Мартыненко решил проблему сам.
"Можно вопрос?" - сказал он, как только судья открыл заседание. "Да", - разрешил Бобровник. "Можно мне выйти из клетки?" - просто спросил Мартыненко. "Можно", - ответил Бобровник. Мартыненко вышел и сел рядом с адвокатами. Их у экс-депутата было всего три. Один из них, Игорь Черезов, также защищает интересы Насирова в суде.
Адвокаты сразу заявили отвод судье Бобровнику. Свое ходатайство они пояснили тем, что судья, по их информации, употребляет на работе спиртные напитки, по нему открыто производство в НАБУ, что ставит под сомнение его объективность. Адвокат Черезов отметил, что сам обращался по поводу Бобровника в правоохранительные органы и Высший совет правосудия. И, в связи с этим, опасается, что Бобровник может предвзято отнестись к его клиенту.
Сам Мартыненко заявил, что еще несколько недель назад в своем обращении к президенту и послам стран Большой семерки отметил, что против него начато политическое преследование и меру пресечения избирать ему будет одиозный судья Бобровник. Автоматизированная система распределения дел в Соломенском суде оправдала прогноз.
Пока искали судью, который рассмотрел бы ходатайство об отводе, Бобровник начал заседание по Переломе. Те же адвокаты также заявили ему отвод. В коридоре суда появился экс-заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе. Он пояснил, что пришел посмотреть, как продвигается дело по Переломе, которое он начинал расследовать.
Вместе с ним пришло еще несколько человек. Среди них представитель Национальной антикоррупционной платформы Максим Иванищев. Когда избирали меру пресечения Насирову, Иванищев активно поддерживал позицию НАБУ и отчаянно спорил с депутатами от БПП, которые пытались защищать главу ГФС.
Внятного спора с депутатами Народного фронта ни у Сакварелидзе, ни у Иванищева, ни у других представителей группы поддержки НАБУ не получилось. Несколько раз стороны обменялись взаимными обвинениями в политической и финансовой заангажированности в стиле "вам по десять долларов заплатили" и "вы пришли защищать Мартыненко, потому что это ваш кошелек".
Судья Соломенского суда Ада Педенко не нашла оснований для отвода судьи Бобровника и он продолжил заседание по Мартыненко после 22.00. "Закусил?", - громко спросил у судьи кто-то из сектора поддержки Мартыненко. Бобровник проигнорировал вопрос. Представители САП попросили судью привлечь к делу дополнительные материалы, в том числе показания бывшего однопартийца Мартыненко по партии Наша Украина Давида Жвании.
Адвокаты просили суд немедленно освободить Мартыненко, так как, по их мнению, он был задержан незаконно, и вызвать ряд свидетелей. Бобровник отклонил почти все ходатайства сторон. Согласился только, по просьбе адвокатов, привлечь к делу характеристики Мартыненко, его заявление о добровольном сложении депутатских полномочий. И справки о том, что на содержании у Мартыненко несовершеннолетний ребенок и нетрудоспособные родители.
После этого адвокат Петр Бойко сообщил суду, что 15 депутатов и четыре министра готовы взять Мартыненко на поруки. Дело близилось к полуночи. "Давайте мы их послушаем, пусть они выскажут свою позицию", - предложил Бобровник. Лимита для выступающих не было. Они рассказывали о том, как Мартыненко поддерживал Майдан и украинскую армию. Как мантру повторяли, что Мартыненко единственный кто добровольно сдал депутатский мандат, чтобы не мешать объективному расследованию.
Депутат Логвинский в своем выступлении сравнил дело Мартыненко с делом Юлии Тимошенко и напомнил Бобровнику о судьбе судьи Родиона Киреева. "Я обращаюсь к вам, господин Киреев, ой, извините, господин Бобровник", - сказал он. Самодовольно улыбнулся, повернулся к залу и сорвал аплодисменты.
В отличие от Киреева, Бобровник не реагировал на выпады депутатов, на перепалку адвокатов с прокурорами, на выкрики из зала. Прокурор Андрей Перов попросил Бобровника сделать замечание Мартыненко, который периодически выдавал реплики не попросив слова. Судья не услышал. Он листал Уголовный кодекс, печально смотрел в зал, давал слово представителям сторон и принимал решения по ходатайствам на месте, не выходя в комнату для совещаний.
Когда сторонники Мартыненко наговорились, прокуроры попросили перерыв. Заседание, назначенное на субботу, 22 апреля, на 10:00 началось в 10:30. Прокурор Андрей Перов, обосновывая ходатайство САП арестовать Мартыненко с возможностью внесения залога 300 млн грн заявил, что речь идет об экономическом преступлении. "Обвинение не имеет никакого отношения к тем событиям, о которых тут говорили - ни к Майдану, ни к АТО", - сказал он.
Перов подчеркнул, что подозрение основано в том числе на материалах, которые были получены в рамках международной правовой помощи. "Звучали обвинения в том, что это сфальсифицированное дело... По утверждению стороны защиты выходит, что доказательства фальсифицируются компетентными органами Австрии, Швейцарии, Латвии, Лихтенштейна", - сказал он.
Прокурор Роман Сымкив отметил, что вопреки программе увеличения добычи урана в Украине, при участии Мартыненко, госпредприятие Восточный ГОК закупило уран у предприятия с российским капиталом по завышенной цене. При этом была использована фирма прокладка с помощью которой разница выводилась на личные счета. "Чтобы платить за обучение своей дочери в Лондоне, за страховку и так далее", - пояснил он.
Сымкив также сообщил, что министр топлива и энергетики Насалик после допроса по этому делу намерен разорвать контракт на закупку урана. Но для госпредприятия это чревато штрафом в $20 млн. К тому же, оспорить контракт можно только в Австрии, где зарегистрирована фирма-прокладка Steuermann.
Мартыненко заявил, что к компании Steuermann не имеет никакого отношения. Информация о том, что он связан с компанией основана на показаниях Жвании и Рыбалкова. "У меня очень плохие отношения с Жванией и Рыбалковым. Один из них преследуется за кражу, другой стал неадекватным человеком и хочет любой ценой меня посадить", - сказал он.
Мартыненко также заявил, что дело против него организовал замглавы НАБУ Гизо Углава, а его соратник Сакварелидзе безуспешно пытался накануне устроить в суде шоу. Руководитель антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий, который приехал к зданию суда переговорить с прокурорами, заявил, что Углава, по должности, действительно, в рамках своих полномочий контролирует работу НАБУ. А заявления депутатов Народного фронта о контроле над антикоррупционными органами со стороны Сакварелидзе, по его словам, абсолютно безосновательны. В здание суда Холодницкий не заходил. "Чтобы не было поводов говорить о давлении", - пояснил он.
Еще в пятницу самым популярным прогнозом судебного решения по Мартыненко был арест с залогом, примерно как у Насирова. Судья Бобровник отпустил Мартыненко на поруки депутатов и министров. Такое же решение было принято по Сергею Переломе.
Во время перерывов между заседаниями активно обсуждались мотивы преследования Мартыненко. Его сторонники настаивали на том, что дело выгодно группе Саакашвили и Оппозиционному блоку, которые не теряют надежды на досрочные выборы. Также, по их мнению, ситуация выгодна Петру Порошенко, который хочет ослабить и взять под контроль Народный фронт.
Впрочем, Порошенко, по их мнению, будет вести себя осторожно, потому что доводить до перевыборов не в его интересах. Несмотря на скепсис представителей Народного фронта, самой популярной версией оставался "список посольства США". По этой версии НАБУ берет в разработку тех, кто подозревается в коррупции в высших эшелонах власти. И после "кассира БПП" для баланса взялись за "кассира НФ".
Мартыненко, как и Насирова, задержали в четверг. Как и Насирову, ему на рассмотрение ходатайства о мере пресечения выпал судья Александр Бобровник. Этот же судья должен был рассмотреть ходатайство о мере пресечения Сергею Переломе, которого прокуроры САП связывают с Мартыненко.
Заседание по Мартыненко назначили на пятницу, 21 апреля, на 15:00. Началось оно около 18:00. До того Бобровник занимался судьями, которых обвиняют в получении взяток. Под судом собрались больше десятка депутатов Народного фронта и несколько министров.
Депутаты Николай Княжицкий, Андрей Тетерук, Георгий Логвинский, Павел Пинзеник, министр по делам молодежи и спорта Игорь Жданов, министр инфраструктуры Владимир Омелян и член ЦИК Андрей Магера заявили, что готовы взять Мартыненко на поруки.
Магера в интервью журналистам пояснил, что в 2012 году против него было открыто три производства, которые он считает политическим заказом команды Януковича. И Мартыненко тогда публично заявил о том, что поддерживает Магеру.
Перед началом заседания Мартыненко завели в клетку для подозреваемых. В аналогичной ситуации защита Насирова возмущалась, напоминала о решении ЕСПЧ по которому подозреваемый должен находиться за стеклом, а не за решеткой. Мартыненко решил проблему сам.
"Можно вопрос?" - сказал он, как только судья открыл заседание. "Да", - разрешил Бобровник. "Можно мне выйти из клетки?" - просто спросил Мартыненко. "Можно", - ответил Бобровник. Мартыненко вышел и сел рядом с адвокатами. Их у экс-депутата было всего три. Один из них, Игорь Черезов, также защищает интересы Насирова в суде.
Адвокаты сразу заявили отвод судье Бобровнику. Свое ходатайство они пояснили тем, что судья, по их информации, употребляет на работе спиртные напитки, по нему открыто производство в НАБУ, что ставит под сомнение его объективность. Адвокат Черезов отметил, что сам обращался по поводу Бобровника в правоохранительные органы и Высший совет правосудия. И, в связи с этим, опасается, что Бобровник может предвзято отнестись к его клиенту.
Сам Мартыненко заявил, что еще несколько недель назад в своем обращении к президенту и послам стран Большой семерки отметил, что против него начато политическое преследование и меру пресечения избирать ему будет одиозный судья Бобровник. Автоматизированная система распределения дел в Соломенском суде оправдала прогноз.
Пока искали судью, который рассмотрел бы ходатайство об отводе, Бобровник начал заседание по Переломе. Те же адвокаты также заявили ему отвод. В коридоре суда появился экс-заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе. Он пояснил, что пришел посмотреть, как продвигается дело по Переломе, которое он начинал расследовать.
Вместе с ним пришло еще несколько человек. Среди них представитель Национальной антикоррупционной платформы Максим Иванищев. Когда избирали меру пресечения Насирову, Иванищев активно поддерживал позицию НАБУ и отчаянно спорил с депутатами от БПП, которые пытались защищать главу ГФС.
Внятного спора с депутатами Народного фронта ни у Сакварелидзе, ни у Иванищева, ни у других представителей группы поддержки НАБУ не получилось. Несколько раз стороны обменялись взаимными обвинениями в политической и финансовой заангажированности в стиле "вам по десять долларов заплатили" и "вы пришли защищать Мартыненко, потому что это ваш кошелек".
Судья Соломенского суда Ада Педенко не нашла оснований для отвода судьи Бобровника и он продолжил заседание по Мартыненко после 22.00. "Закусил?", - громко спросил у судьи кто-то из сектора поддержки Мартыненко. Бобровник проигнорировал вопрос. Представители САП попросили судью привлечь к делу дополнительные материалы, в том числе показания бывшего однопартийца Мартыненко по партии Наша Украина Давида Жвании.
Адвокаты просили суд немедленно освободить Мартыненко, так как, по их мнению, он был задержан незаконно, и вызвать ряд свидетелей. Бобровник отклонил почти все ходатайства сторон. Согласился только, по просьбе адвокатов, привлечь к делу характеристики Мартыненко, его заявление о добровольном сложении депутатских полномочий. И справки о том, что на содержании у Мартыненко несовершеннолетний ребенок и нетрудоспособные родители.
После этого адвокат Петр Бойко сообщил суду, что 15 депутатов и четыре министра готовы взять Мартыненко на поруки. Дело близилось к полуночи. "Давайте мы их послушаем, пусть они выскажут свою позицию", - предложил Бобровник. Лимита для выступающих не было. Они рассказывали о том, как Мартыненко поддерживал Майдан и украинскую армию. Как мантру повторяли, что Мартыненко единственный кто добровольно сдал депутатский мандат, чтобы не мешать объективному расследованию.
Депутат Логвинский в своем выступлении сравнил дело Мартыненко с делом Юлии Тимошенко и напомнил Бобровнику о судьбе судьи Родиона Киреева. "Я обращаюсь к вам, господин Киреев, ой, извините, господин Бобровник", - сказал он. Самодовольно улыбнулся, повернулся к залу и сорвал аплодисменты.
В отличие от Киреева, Бобровник не реагировал на выпады депутатов, на перепалку адвокатов с прокурорами, на выкрики из зала. Прокурор Андрей Перов попросил Бобровника сделать замечание Мартыненко, который периодически выдавал реплики не попросив слова. Судья не услышал. Он листал Уголовный кодекс, печально смотрел в зал, давал слово представителям сторон и принимал решения по ходатайствам на месте, не выходя в комнату для совещаний.
Когда сторонники Мартыненко наговорились, прокуроры попросили перерыв. Заседание, назначенное на субботу, 22 апреля, на 10:00 началось в 10:30. Прокурор Андрей Перов, обосновывая ходатайство САП арестовать Мартыненко с возможностью внесения залога 300 млн грн заявил, что речь идет об экономическом преступлении. "Обвинение не имеет никакого отношения к тем событиям, о которых тут говорили - ни к Майдану, ни к АТО", - сказал он.
Перов подчеркнул, что подозрение основано в том числе на материалах, которые были получены в рамках международной правовой помощи. "Звучали обвинения в том, что это сфальсифицированное дело... По утверждению стороны защиты выходит, что доказательства фальсифицируются компетентными органами Австрии, Швейцарии, Латвии, Лихтенштейна", - сказал он.
Прокурор Роман Сымкив отметил, что вопреки программе увеличения добычи урана в Украине, при участии Мартыненко, госпредприятие Восточный ГОК закупило уран у предприятия с российским капиталом по завышенной цене. При этом была использована фирма прокладка с помощью которой разница выводилась на личные счета. "Чтобы платить за обучение своей дочери в Лондоне, за страховку и так далее", - пояснил он.
Сымкив также сообщил, что министр топлива и энергетики Насалик после допроса по этому делу намерен разорвать контракт на закупку урана. Но для госпредприятия это чревато штрафом в $20 млн. К тому же, оспорить контракт можно только в Австрии, где зарегистрирована фирма-прокладка Steuermann.
Мартыненко заявил, что к компании Steuermann не имеет никакого отношения. Информация о том, что он связан с компанией основана на показаниях Жвании и Рыбалкова. "У меня очень плохие отношения с Жванией и Рыбалковым. Один из них преследуется за кражу, другой стал неадекватным человеком и хочет любой ценой меня посадить", - сказал он.
Мартыненко также заявил, что дело против него организовал замглавы НАБУ Гизо Углава, а его соратник Сакварелидзе безуспешно пытался накануне устроить в суде шоу. Руководитель антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий, который приехал к зданию суда переговорить с прокурорами, заявил, что Углава, по должности, действительно, в рамках своих полномочий контролирует работу НАБУ. А заявления депутатов Народного фронта о контроле над антикоррупционными органами со стороны Сакварелидзе, по его словам, абсолютно безосновательны. В здание суда Холодницкий не заходил. "Чтобы не было поводов говорить о давлении", - пояснил он.
Еще в пятницу самым популярным прогнозом судебного решения по Мартыненко был арест с залогом, примерно как у Насирова. Судья Бобровник отпустил Мартыненко на поруки депутатов и министров. Такое же решение было принято по Сергею Переломе.
Во время перерывов между заседаниями активно обсуждались мотивы преследования Мартыненко. Его сторонники настаивали на том, что дело выгодно группе Саакашвили и Оппозиционному блоку, которые не теряют надежды на досрочные выборы. Также, по их мнению, ситуация выгодна Петру Порошенко, который хочет ослабить и взять под контроль Народный фронт.
Впрочем, Порошенко, по их мнению, будет вести себя осторожно, потому что доводить до перевыборов не в его интересах. Несмотря на скепсис представителей Народного фронта, самой популярной версией оставался "список посольства США". По этой версии НАБУ берет в разработку тех, кто подозревается в коррупции в высших эшелонах власти. И после "кассира БПП" для баланса взялись за "кассира НФ".
Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.