Сегодня Печерский райсуд Киева решит судьбу Юлии Тимошенко - и не только чисто человеческую, но еще и политическую. Обвинительный приговор по "газовому делу" может поставить жирный крест на ее будущем в Верховной Раде и потенциальных притязаниях на кресло президента. Защита экс-премьера в растерянности: даже теперь, в "судный день", она не берется предсказать, каким будет вердикт судьи Родиона Киреева. В любом случае, политических решений адвокаты не приемлют: их подзащитной нужен только оправдательный приговор. Иначе - апелляция и, возможно, Европейский суд по правам человека.

О том, в каком настроении Тимошенко придет заслушивать собственный приговор, каковы политические и юридические варианты разрешения ситуации и что может Европейский суд, в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал адвокат Тимошенко Юрий Сухов.

- Вчера вы ездили в Лукьяновское СИЗО. Удалось ли вам встретиться с Тимошенко? Как она держится перед оглашением приговора?

- Удалось. Физически она себя плохо чувствует - там везде сквозняки, холодно, у нее воспалился нерв в позвоночной части. А морально, как всегда, в боевом настроении.

- Какие-то последние наставления вам дала - или, может, вы ей?

- Да какие она может давать последние наставления? Просто поговорили, она спросила наше мнение как адвокатов, что будет, вот и все.

- И что будет?

- Единственное, что я подтвердил - что остаюсь с ней до конца и буду добиваться справедливого решения. Каким оно будет в исполнении Печерского суда - непонятно.

- По мнению бывшего генпрокурора Святослава Пискуна, вариантов развития событий всего три: возвращение уголовного дела Тимошенко на дорасследование, оправдательный приговор или обвинительный. Какой вариант наиболее вероятен?

- Как по мне, с точки зрения закона, должен быть оправдательный приговор. Но анализируя все, что происходило на этом процессе, - а происходило сплошное нарушение закона, - более вероятны два варианта: обвинительный приговор или дорасследование, чтобы не накалять ситуацию, поскольку мировое сообщество крайне негативно смотрит на все эти вещи. То есть могут, к сожалению, вернуться на стадию судебного следствия, чтобы оставить все в подвешенном состоянии и не принимать никакого конкретного решения.

- Почему к сожалению? Все же лучше, чем тюрьма...

- Потому что это выход для тех, кто принимает решение по делу Тимошенко - оставить вопрос нерешенным.

- Сейчас обсуждается еще один вариант, четвертый. Суд выносит обвинительный приговор, а что делать с Тимошенко, решат позже, - возможно, все-таки внесут изменения в Уголовный кодекс и декриминализируют статью, по которой ее судят.

- Мы вообще не связываем декриминализацию с приговором. Юридически единственно приемлемым является только оправдательный приговор. Все остальное - политические выходы. Их тоже может быть несколько. Например, возможное возвращение дела на дорасследование, о котором я только что говорил - тоже политическое решение, а не юридическое. Или, как вариант, приговор, не связанный с реальным лишением свободы. Ну и, наконец, декриминализация после вынесения приговора.

- Кто автор идеи декриминализации "статьи Тимошенко"? Говорят, к этому мог приложить руку глава Администрации президента Левочкин

- Я знаю, что первый законопроект по декриминализации статьи 365 Уголовного кодекса был внесен народным депутатом Швецом (фракция БЮТ, - ред.). Всего таких законопроектов три, они внесены, насколько я знаю, от оппозиционных или так называемых оппозиционных сил. Так что формально это инициатива оппозиции. А как на самом деле это происходило, что двигало депутатами при внесении законопроектов - я не могу сказать, я не занимаюсь политической деятельностью, поэтому особо этим даже не интересуюсь.

- Заместитель Тимошенко по партийной линии Александр Турчинов вчера заявил, что пока даже судья Киреев не может прогнозировать решение по делу Тимошенко, он его якобы получит в последний момент. Прокомментируйте это мнение.

- Это чисто политическое заявление, мне сложно его комментировать. Я не присутствую в совещательной комнате и не знаю, каким образом, с какой мотивацией и какое конкретно решение по делу Тимошенко принимает господин Киреев.

- Если Киреев огласит обвинительный приговор - что дальше?

- Тоже непонятно. Обвинительный приговор может как предусматривать реальное лишение свободы, так и не предусматривать: с исправительным сроком или условно. Тимошенко при таком приговоре могут, в том числе, и освободить прямо в зале суда из-под стражи. Но любой обвинительный приговор, даже если это будет обычный штраф, - что, в принципе, вряд ли возможно, хотя у нас все возможно, - мы обжалуем.

- Заготовка апелляционной жалобы на этот случай уже готова? Для экономии времени.

- Наши выступления в судебных дебатах - это уже часть апелляционной жалобы. Мы внимательно анализировали все нарушения, в том числе и те, которые имели место во время самого процесса. Но окончательный вариант апелляции будет готов только после того, как мы получим на руки решение Печерского районного суда Киева, поскольку основной частью апелляции должен быть именно анализ решения.

- Что точно попадет в апелляционную жалобу?

- Мне очень сложно анализировать наперед ситуацию, поскольку мы не видим никаких оснований для обвинительного решения. Чем его будет мотивировать суд, нам тоже очень интересно. В материалах дела есть все для того, чтобы суд принял единственно законное решение - оправдательный приговор. Там есть мнение об отсутствии состава преступления не только защиты, но и известных ученых и экономистов Украины, которые делали экспертизы, плюс вывод Датской Хельсинской правозащитной группы.

В любом случае, в апелляции будет указано, что в действиях Тимошенко отсутствует состав преступления. Я готовил научно-правовой анализ по этому вопросу. Кроме того, мой коллега Александр Плахотнюк проанализировал все процессуальные нарушения, которые были допущены и являются поводом для невозможности признания каких-либо сведений, выдвинутых прокуратурой, как доказательств. Скажем, основные документы в деле, на которые ссылается обвинение, приобщены протоколом, датированным несуществующим днем - 31 апреля. Прокуратура поправилась, что они были составлены не 31 апреля, а якобы 30-го. Но никаких доказательств, кроме голословных заявлений, она не дала. Я в суде спрашивал: а почему прокуратура говорит, что 30 апреля? Почему не скажет, что это было 1 мая или, допустим, 31 марта - может, там месяц неправильно вписали, а не дату? Как может суд установить, когда был составлен протокол? Суд просто не может ссылаться на эти документы как на доказательство - он не установил дату их изготовления.

Поэтому если будет выноситься обвинительный приговор, то мне с профессиональной точки зрения очень интересно посмотреть, какой абсурд записан в этом решении.

- Во время Интернет-конференции на портале ЛІГА.net вы заявили, что в случае поражения в украинских судах пойдете в Европейский…

- У нас для этого есть все основания, и это говорим не только мы. Представители европейских государств тоже сходятся на том, что, безусловно, было нарушено конвенционное право Тимошенко на доступ к справедливому суду. Как следствие, не может быть и справедливого приговора. Европейский суд по правам человека, безусловно, все это учтет.

- Но ведь Евросуд не может отменить обвинительный приговор.

- Евросуд установит факт отсутствия доступа к правосудию и реализации права на справедливый суд, а в мотивировочной части опишет, почему, в связи с какими нарушениями это произошло. Конечно, это решение должен легализовать на территории Украины Верховный суд, это его полномочия. В Верховном суде все позиции Европейского суда будут исследованы и, я думаю, приговор будет отменен.

- А что с предыдущей жалобой по делу Тимошенко в Европейский суд, которое готовили представители Харьковской правозащитной группы?

- Да, было такое обращение. К сожалению, я этот вопрос не отслеживаю, поскольку не занимаюсь им.

- Вы недавно заявили, что разочарованы украинской правовой системой и по окончании дела Тимошенко собираетесь вообще уйти из адвокатуры. Куда уходите - в предвыборный список Батькивщины?

- Нет. Я не занимался и не занимаюсь политической деятельностью.

- Карьера народного депутата вас не интересует?

- По крайней мере, у меня мыслей на эту тему еще не было. Не знаю. Может, я разочаруюсь, в том числе, и в отсутствии порядка, и они у меня возникнут.

- А предложения поступали?

- Не поступали. Хотя когда-то меня (кстати, в беспартийном статусе) включали в список Батькивщины, это было на предыдущих выборах. Я не прошел. В следующий список, в Верховную Раду нынешнего созыва, я отказался входить. Пока я не думал над этим вопросом, хотя, конечно, сидеть в стороне от всего происходящего я не буду.

- Если бы вы были народным депутатом - на чем бы сосредоточились?

- На совершенствовании законодательной базы и правоохранительной системы Украины. У меня для этого достаточно большой опыт. Тем более, я был правительственным уполномоченным по антикоррупционной политике, занимался разработкой нормативно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией. Я бы уделил основное внимание этому, поскольку считаю себя человеком, который в этих вопросах имеет определенные знания.

Валерия КОНДРАТОВА

Юрий Сухов: биография, новости>>>
Дело Тимошенко: все новости>>>