Бютовец: Оппозиция не будет выбирать омбудсмана в знак протеста
Процедура выдвижения кандидатов в омбудсманы окончена, голосование должно состояться через десять дней. На должность главного защитника прав человека в стране сейчас претендует только кандидат от власти - Валерия Лутковская, экс-замминистра юстиции, а теперь уполномоченный украинского правительства по делам Европейского суда по правам человека.
О том, почему оппозиция отказалась предлагать свою альтернативу на выборах омбудсмана и как она собирается их контролировать, в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал первый заместитель парламентского комитета по вопросам прав человека, бютовец Виктор Таран.
- Оппозиционные фракции решили не подавать кандидатуру Левченко на должность омбудсмана против кандидатуры Лутковской. То есть они решили вообще не подавать кандидатуру. Объясните логику этого решения.
- Фракция БЮТ приняла решение не принимать участие в этом фарсе, иначе это назвать нельзя. В любом случае мнение оппозиции не было бы учтено. А выдвигать человека на должность для того, чтобы он набрал сто голосов, и на этом все закончилось - это означало бы, что мы своим присутствием (на тайном голосовании, - ред.) в какой-то мере благословляем такие выборы омбудсмана и их результаты. То есть мы своим отказом показываем, что это посмешище. По мнению фракции, самым правильным выходом из ситуации был бы поиск согласованной кандидатуры от оппозиции и большинства из числа представителей общественных организаций. Этого не произошло. Поэтому мы не будем вообще принимать участие в голосовании, даже не будем брать бюллетени. Тем самым мы еще раз покажем нелетигимность госпожи Лутковской.
- В том, что она победит не в борьбе, ее просто власть протолкнет. Если раньше у нее не было опыта правозащитной деятельности, есть даже соответствующее решение комитета (в предыдущей паре кандидатов Лутковская - Захаров комитет по правам человека рекомендовал избрать Захарова, поскольку у Лутковской нет правозащитного опыта, - ред.), то за те 20 дней, которые прошли с момента голосования в Верховной Раде, она этот опыт явно не могла получить.
В этой ситуации есть и явный плюс: теперь у оппозиции будет возможность лучше проконтролировать ход голосования. Вот мы и посмотрим, правда ли она (Лутковская, - ред.) наберет то количество голосов, о котором говорит Чечетов - 260. Откуда они взялись? Выходит, за это время кого-то подкупили, кого-от нагнули, пригрозили, и собрали голоса. Это еще одно свидетельство того, что власть ее просто протолкнет, и благословлять все это своим присутствием нет смысла.
По нашему мнению, Екатерина Левченко - действительно достойная кандидатура, она могла бы баллотироваться, если бы в парламенте шли хоть какие-то поиски компромисса и чтобы мы не были обыкновенными статистами, чтобы она не выдвигалась нами как заранее проигравшая. Мы встречались с Левченко, она произвела на нас абсолютно нормальное впечатление. А потом мы подумали и решили не представлять достойного человека в такой проигрышной ситуации. Ну, дали бы ей возможность пропиариться несколько минут - но это не самый лучший пиар.
- А почему оппозиция даже не предупредила Левченко о том, что отзывает ее кандидатуру?
- Я думаю, здесь просто получилась какая-то накладка. Я попробую разобраться. Нехорошо вышло.
- Оппозиция должна всегда предлагать альтернативу власти, в этом ее ключевая задача. Другой вопрос - примет большинство эту альтернативу или нет. Люди должны видеть, что у оппозиции она есть, в данном случае - Захаров, Левченко или кто-то другой. Вы же фактически самоустранились от защиты прав человека на ближайшие пять лет, не подав кандидатуру на пост омбудсмана.
- В Украине много достойных кандидатур, которые могли бы занять эту должность. Мы, кроме Левченко, рассматривали еще и кандидатуру Мусияки (Виктор Мусияка - известный эксперт по конституционному праву, профессор права, - ред.). Но если бы любой из них набрал сто голосов, это не стало бы победой демократии в Украине.
- Но если ничего не делать, то победы демократии точно не будет...
- А если бы они каждый раз топтались по новой кандидатуре? Смысл? Были разные точки зрения по поводу того, принимать участие в выборах омбудсмана или бойкотировать их. Я думаю, бойкот в демократических обществах иногда является более надежным оружием, чем участие статистов в выборах. Вот мы и решили в этот раз сделать неожиданный ход. Посмотрим, какой будет реакция в обществе. Но мы собираемся четко контролировать процесс тайного голосования. У нас есть абсолютно достоверные данные, что в прошлый раз проголосовали не очень честно. Депутат от нашей фракции, первый замглавы регламентного комитета Сергей Сас попросил Литвина объявить список отсутствующих депутатов. Литвин сказал - хорошо, но обещания не выполнил. Список не был обнародован. А потом мы увидели, что бюллетени "взяли" даже те депутаты, которых вообще на тот момент не было в Украине.
- То есть повторяется старая ситуация с карточками: просто брали бюллетени и голосовали за товарищей?
- Да. Теперь, мы не будем принимать участие в голосовании, наши люди не будут отвлекаться на свое волеизъявление. И даже более того: тем самым мы получаем дополнительную гарантию того, что никого из фракции не подкупят (и никто из депутатов втайне не проголосует за Лутковскую, - ред.). Хотя во фракции вроде остались проверенные люди, бойцы, но мы знаем, как иногда бывает. На этот раз мы четко и категорично поставим перед Литвиным требование огласить список отсутствующих депутатов, иначе будем блокировать трибуну. И проконтролируем каждый бюллетень.
- Как проконтролируете - караул возле урны выставите?
- Мы тупо станем возле столов, где выдают бюллетени, чтобы их выдавали только по предъявлению депутатского удостоверения, и ни одним бюллетенем больше. В прошлый раз мы немного понадеялись на порядочность, но этого не было. То есть мы примем участие в голосовании вот таким образом - контролем. Бюллетени брать не будем. А с Екатериной Левченко, конечно, не очень хорошо получилось...