Меджлис крымскотатарского народа (выборный исполнительный орган национального съезда (курултая) крымских татар, - ред.) обвиняет власти автономии в попытках сорвать проводимые ежегодно 18 мая траурные мероприятия, посвященные памяти жертв депортации. В ответ премьер-министр Крыма Анатолий Могилев обвиняет Меджлис в дезинформации и заявляет, что с этой организацией нечего сотрудничать - она существует вне правового поля Украины. И татары, и власть говорят о возможных майских столкновениях, причем каждая из сторон авансом возлагает вину за это на оппонента. Свою версию происходящего изложил в интервьюЛІГАБізнесІнформ глава Меджлиса, народный депутат Украины Мустафа Джемилев.

- В чем подноготная конфликта с официальными властями Крыма и лично с Могилевым?

- Могилев действует по указанию президента Виктора Януковича. А цель Януковича в том, чтобы убрать Меджлис, избираемый крымскотатарским народом, с политической арены Украины. Комитет Верховной Рады по правам человека обратился к президенту с просьбой обеспечить крымским татарам право на беспрепятственное проведение траурных мероприятий 18 мая. Обеспечат ли нам такое право? Я сомневаюсь, потому что у Могилева все как раз с Януковичем и согласовано. Но в любом случае, официальное обращение комитета - это позитив, потому что общественность обращает внимание на нашу проблему, на беззаконие, которое творится в отношении крымских татар со стороны крымских властей.

- Янукович не любит крымских татар?

- Правильнее было бы сказать не крымских татар, а конкретно Меджлис как самостоятельного политического игрока. У нас много разногласий с президентом и его окружением. Во-первых, президенту не нравится, что решения по многим политическим вопросам Меджлис принимает самостоятельно. И чаще всего позиция Меджлиса не совпадает с его политикой. Да хотя бы взять то, что мы открыто поддержали на минувших президентских выборах кандидата, который сейчас в тюрьме сидит. На парламентских выборах 2012 года Меджлис также выступил на стороне противников Партии регионов. Видимо, президента это очень расстроило и до сих пор раздражает. А с мнением Меджлиса на выборах считается не менее 70% татар, участвующих в голосовании.

Отношение Януковича к крымским татарам хорошо видно по тому, как он, придя к власти, переформатировал Совет представителей крымских татар при президенте Украины, работающий с 1999 года. Раньше курултай (съезд крымских татар, - ред.) решал, кого делегировать в этот совет, а Янукович решил сам назначать представителей крымскотатарского народа. Меджлис тогда сказал: "Это абсурд, Янукович нам не падишах, чтобы назначать тех, кто должен избираться". Теперь этот орган существует, но Меджлис, а значит и крымские татары, на самом деле отношения к нему не имеют. Туда входят марионетки Банковой, типа лидера запрещенной Партии мусульман и других маргиналов.

Константинова тоже нельзя назвать другом татар, но он честный человек, по крайней мере. И честно нам сказал, что Могилев получил добро от "Хозяина" на преследование
- Могилев отрицает препятствование Меджлису в проведении майских траурных мероприятий. Ваши слова он называет сознательной дезинформацией.

- Как это власть не мешает, если мы еще два месяца назад получили официальное письмо в ответ на запрос Меджлиса о создании группы по организации мемориальной акции? Нам заявили, что, дескать, не вы первые обратились с такой инициативой, и этот вопрос будет решать Совет министров Крыма. Сейчас уже ведутся разговоры даже о том, что проводить мемориальную акцию должен не Меджлис, а марионеточный совет представителей крымских татар, переформатированный президентом. Само собой разумеется, что это важное мероприятие должно проводиться выборным органом народа - Меджлисом. Всегда так было. А совместная организация приведет к провокациям и столкновениям, мы это понимаем.

- Почему?

- Меджлис соберет около 30 тысяч крымских татар, и вдруг перед ними на трибуну выйдут общеизвестные марионетки Банковой, провокаторы. Наши люди будут возмущены. Это явная провокация власти, рассчитанная на создание беспорядков в Крыму. Для чего это надо власти - остается только догадываться.

- Могилев утверждает, что Меджлис - вне правового поля Украины, и считаться с ним не надо...

- Ожидать чего-то умного от этого человека не приходится. Он ядом дышит на крымских татар, открыто в прессе заявляет, что наш народ был совершенно справедливо депортирован с родины при Сталине, и вообще в Крыму крымские татары оказались случайно. То, что Могилев не признает Меджлис - это для нас не новость. Мешков (Юрий Мешков - в 1994-1995 гг. первый и единственный президент Автономной Республики Крым; сейчас - гражданин РФ, - ред.) так же говорил. Так говорят все негативно настроенные к татарам и к государству Украина политики. Они могут говорить что угодно, но Меджлис - легитимный, избираемый народом представительский орган, и легитимность его подтверждает Декларация ООН о правах коренных народов. С этим власти обязаны считаться. Если не будут считаться, будем подключать международные структуры.

У нас много разногласий с президентом и его окружением. Во-первых, президенту не нравится, что решения по многим политическим вопросам Меджлис принимает самостоятельно. И чаще всего позиция Меджлиса не совпадает с его политикой
- Откуда вы знаете, что Янукович дал команду против Меджлиса?

- Об этом сказал Константинов (Владимир Константинов - председатель Верховной Рады Крыма, - ред.). Он сказал, что когда снимали с должности руководителя комиссии крымского парламента по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, то делалось это с прямым указанием поставить на это место лояльного человека, который в межнациональных отношениях Крыма исполнял бы волю Могилева и президента. А их желание - уничтожить Меджлис. Константинова тоже нельзя назвать другом татар, но он честный человек, по крайней мере. И честно нам сказал, что Могилев получил добро от "Хозяина" на преследование Меджлиса. И потом, когда я разговаривал с представителем президента в Крыму Виктором Плакидой по поводу сложившейся ситуации, он также мне сказал, что ничего не может поделать - такое поручение получил сверху, от президента.

- Когда вы общались с Могилевым лично в последний раз?

- 2 октября 2012 года мы в последний раз с ним виделись. Это было в Киеве на четырехсторонней встрече, организованной по инициативе премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, который обеспокоен нашей ситуацией. Были главы МИД Турции и Украины, Могилев и я. Также присутствовал чрезвычайный и полномочный посол Турции в Украине Мехмет Самсар. На встрече обсуждались вопросы статуса крымскотатарского языка на территории полуострова, прекращения этнических чисток в структурах власти, обеспечение прямого диалога представителей Меджлиса с президентом Украины и так далее. Могилев постоянно хитрил. Например, хотел привязать право крымских татар на родной язык к закону Кивалова-Колесниченко. Я сказал, что это разные вещи, и статус крымскотатарского языка не должен зависеть от численности татар в Крыму, так как это наша земля, и наш язык в Крыму должен быть не региональный, а государственный, наравне с украинским. Демографически ведь очень трудно предвидеть - сегодня нас в Крыму 12%, а завтра нас может быть 9%. Я не дал привязать татар к инициативе Колесниченко.

- Как пройдут майские мероприятия, если Меджлис и власть не пойдут на компромисс? 

- Меджлис проводил эти акции и при советской власти, так что напугать нас чем-то тяжело. Наши люди не собираются ни на кого нападать, и не будут реагировать на возможные провокации. Они просто будут собираться на площади в Симферополе. И если нам преградят дорогу, значит, дороги в Симферополе будут перекрыты, а иначе куда денутся несколько десятков тысяч человек, приехавшие со всего Крыма? Виноваты в этом будем не мы.

Досье на Мустафу Джемилева