Часть Украины сегодня отмечает восьмую годовщину оранжевой революции - длительной массовой акции протеста в Киеве против фальсификаций, в результате которой президентские выборы выиграл Виктор Ющенко. Но триумф Майдана продолжался недолго: из месяца в месяц рейтинг нового президента падал, разочарование украинцев, как и склоки победивших политиков,  нарастало, и все это закончилось непрекращающимся уже два года реваншем Виктора Януковича. О психологических последствиях оранжевой революции для украинцев, растущей радикализации общества и возможности нового Майдана в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал известный социолог, заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха.

- Что Майдан дал украинскому обществу? Это повод для гордости - или для стыда и разочарования?

- Эмоции у людей до сих пор, даже через восемь лет, самые разносторонние. Первая - это гордость по поводу того, что они смогли мирно противостоять власти и добиться того результата, к которому стремились. С другой стороны, есть целая гамма отрицательных чувств, связанная с массовыми разочарованиями и нивелированными последствиями революции. Так что это очень сложный психокомплекс.

К сожалению, пребывая в таком амбивалентном психологическом состоянии, люди утратили тот драйв, который позволяет активно участвовать в преобразовании общества. Это приводит к спаду их социально-политической активности: в смятенных чувствах очень сложно занять рациональную позицию.  И в этом смысле Майдан несет очень печальные последствия: спад активности и радикализация.

- Этот драйв восстанавливается? Сколько времени это может занять?

- Конечно, восстанавливается. В этом мире нет ничего необратимого. Как показывает опыт, это очень длительный процесс. Мы в течение пяти лет, с 2005 по 2010 год, проводили одно интересное социологическое исследование: спрашивали у людей, как они относятся к лидерам оранжевой революции. Предлагалось четыре варианта ответа: поддерживал в 2004 году и поддерживаю сейчас; поддерживал тогда и не поддерживаю сейчас; не поддерживал и не поддерживаю; и самый смешной: не поддерживал тогда и поддерживаю сейчас. Так вот, в 2005 году, через год после революции, была масса людей, которые выбрали первый вариант ответа. В 2007 году кардинально увеличилось количество респондентов, которые поддерживали лидеров во время майдана, но теперь не поддерживают. Но самое интересное не в этом. К 2010-му году очень возросла доля тех, кто выбирал ответ "не поддерживал и не поддерживаю". На самом деле такого чисто статистически быть не могло. Просто люди либо скрывали свое прежнее отношение к Майдану, либо сами поверили, что никогда его не поддерживали. Очень интересный феномен, потрясающая динамика. 

- Лидер майдана Ющенко - в политическом небытии, Тимошенко и Луценко - в тюрьме. Почему у них ничего не вышло?

- Это последствия разочарования. Причем они сами своими действиями и способствовали тому, что людей охватили такие настроения. Это свидетельство того, с какой некомпетентностью была имплементирована массовая энергия.

- Но в чем их основная ошибка?

- В том, что к власти пришли именно они, а не более компетентные, образованные и бескорыстные люди. Вот и все. Основная ошибка - это они сами.

Массовые настроения - это далеко не главное условие для того, чтобы начались какие-то революционные события. Главное условие - фанатичные лидеры, которым люди поверят

- Когда и при каких условиях возможен новый Майдан?

- Это очень сложный вопрос. Есть масса теоретиков революции, которые высказывают совершенно противоположные точки зрения. Одни утверждают, что массовые революции возможны на экономическом подъеме, другие - на спаде. По-разному они трактуют и необходимые предпосылки. На самом деле, это очень загадочная область. Кто бы мог подумать, что в Тунисе после самоубийства одного мелкого разорившегося торговца (Мохаммед Буазизи в знак протеста против нищеты и произвола полиции совершил акт публичного самосожжения, - ред.) начнутся события, которые сметут режим?

Чтобы понять, возможна ли революция в Украине, нужно отслеживать массовые настроения, а они сейчас сложные. Люди разочарованы, но их радикализация происходит просто на глазах, и это, кстати, одна из предпосылок...  Вообще-то, массовые настроения - это далеко не главное условие для того, чтобы начались какие-то революционные события. Главное условие - фанатичные лидеры, которым люди поверят. Пока таких лидеров нет, но никто не исключает, что они появятся. На фоне нынешних настроений новый Майдан  может произойти достаточно быстро.

Досье на Евгения Головаху