Ландсбергис: РФ - мелочь, США вряд ли понравится быть в ее власти
Первый посткоммунистический лидер Литвы Витаутас Ландсбергис попал в политику на волне перестройки в СССР. Ученый-музыковед, автор работ о творчестве всемирно известного литовского композитора Микалоюса Чюрлёниса, в 1988 году он стал одним из лидеров Литовского движения (Саюдис). В марте 1990 года Ландсбергиса избрали главой восстановленного Сейма Литовской республики - де-факто главой Литовского государства. В тот же день Сейм принял Акт восстановления независимости Литвы. Таким образом, фактически был запущен процесс распада СССР. В Литве он сопровождался противостоянием местных властей и советской администрации и кровавым штурмом Вильнюсской телебашни в январе 1991 года. Спустя девять месяцев Россия и Госсовет СССР признали независимость стран Балтии.
Ландсбергис в первые годы независимости Литвы сыграл важную роль в становлении институтов республики, организации процесса вывода советско-российских войск и формировании политики евроатлантической интеграции. В интервью ЛІГА.net после киевского Балто-Черноморского форума он рассказал о важности членства его страны в ЕС и НАТО и своих ожиданиях от политики администрации избранного президента США Дональда Трампа, чьи заявления о НАТО вызвали тревогу в странах Балтии в связи с угрозой российской агрессии.
- В США состоялись выборы. Президентом стал Дональд Трамп, который во время предвыборной кампании публично поставил под сомнения гарантии безопасности странам Балтии. Одним из кандидатов на должность госсекретаря в администрации Трампа - Ньют Гингрич, который назвал Эстонию предместьем Санкт-Петербурга. Какую политику в отношении стран Балтии вы ожидаете от новой администрации США?
- Мы ожидаем каких-то конкретных действий. Великие мира сего иногда говорят странные вещи. Им это позволено. Но это не значит, что так и будет. Все зависит от интеллектуального уровня новой администрации. Я надеюсь, что они не станут сателлитами России, потому что Россия как экономическая и военная данность - это мелочь и оказаться во власти такого большого маргинала вряд ли им понравится. Тем более таким гордым людям, которые сейчас пришли к власти. А они очень гордые.
- Создает ли НАТО достаточные гарантии для безопасности стран Балтии, в частности Литвы?
- Кто может сказать… Это можно проверить только на практике. Сейчас говорить о гарантиях или на бумаге, или в воображении не имеет большого смысла. На бумаге эти гарантии есть, они могут быть усилены. Кто-то большой может сказать: пусть ваши самолеты не летают за десять метров от наших, или над нашими кораблями, потому что могут упасть и пострадают ваши летчики. Посмотрим будут ли они (армия России, - ред.) продолжать такую нервотрепку, а продолжать ее с Трампом - это серьезно.
- Вы стояли у истоков восстановления независимости Литвы 26 лет назад. У вас были определенные планы, какой должна быть Литва. Что было реализовано, а что до сих пор нет?
- У меня было желание, определенного рода мечта - увидеть Литву членом НАТО, чтобы она была в безопасности, как тогда казалось. Это было достижение, после которого я готов был уйти на отдых. Сейчас мы видим, что этого не достаточно - просто быть членом НАТО. Надо быть членом такого НАТО, которое обладает волей, силой и решительностью не уступать ни при каких спекуляциях. Это еще не испытано на практике, потому что еще не нападали на альянс.
По сути, напали один раз, на маленькую страну, но на эту кибератаку никто не оказался в состоянии ответить (Ландсбергис имеет ввиду Эстонию, в мае 2007 года российские хакеры атаковали эстонские сайты из-за переноса памятника советским воинам, - ред.). Тогда, правда, еще может не было нужных средств киберзащиты. Мы должны работать изобретательно. Преступники более изобретательны, чем полицейские. Нужно иметь такую киберполицию, которая сильнее преступников.
- Литва уже 12 лет состоит в Евросоюзе. Какую пользу страна получила от членства в этом объединении?
- Литва получила большую безопасность, возможность противостоять экономическим нападениям со стороны противника. Есть много способов, как завладеть странами через экономику. Будучи в Евросоюзе, Литва чувствует себя крепче, мы работаем по европейским законам и правилам, поэтому любые деловые предложения нужно согласовывать с этими правилами, а не так: пришли и положили ноги на стол.
- В то же время страна столкнулась с отъездом большого количества молодежи за рубеж, в западноевропейские страны. Не боитесь ли вы, что потеряете самых талантливых?
- Это повод для заботы, а не страха. Это говорит о необходимости принятия определенных экономических и политических мер, расстановки приоритетов. Нужно действовать, чтобы талантливая, работоспособная молодежь не так часто выбирала переезд в другие страны. Но даже с системным подходом я не думаю, что можно добиться быстрого результата. Многие уезжают на заработки, учебу и присматриваются к перспективам, которые их ждут в Литве. Есть очень успешные молодые бизнесмены. Достаточно ли их примера, чтобы зажечь других? Наверно нет, потому что имеют значение энергия и талант. Если одной составляющей не хватает, человек может усомниться в себе и в своем будущем и поддаться соблазну где-нибудь на элементарной работе получать больше, чем в Литве. И этот процесс характерен не только для Литвы, но и для многих среднеевропейских и восточноевропейских стран.
- В Украине после начала войны усилились настроения в поддержку ЕС и НАТО. Есть ли реальная возможность туда попасть?
- Украина должна справиться с внутренними проблемами. Должна быть власть закона, уважение к закону и собственности, согласие принять правила Евросоюза. Нужен какой-то публичный план действий на каждый год. И не надо ждать пока придет ревизор, нужно самим быть ревизорами. Если что-то обещали сделать еще пять лет назад и ничего не сделано до сих пор, на какое светлое будущее можно рассчитывать? Тут нельзя заниматься очковтирательством.
- Одной из внутренних проблем является обеспечение прав крымских татар в Крыму. Создается впечатление, что Запад решил отложить этот вопрос на много лет вперед, точно также как 50 лет не признавал аннексии стран Балтии Советским Союзом.
- Почему вы считаете, что Запад должен решать эту проблему? Запад тоже не пойдет на прямой военный конфликт из-за Крыма. На это и рассчитывать не надо.
Нужно рассчитывать на собственный труд и создание благосостояния в свободной Украине, чтобы оккупированная Украина позавидовала и усомнилась: а правильно ли мы поступили, когда пошли под российскую оккупацию, даже если она была навязана силой. Может крымчане сейчас и счастливы в России, но вряд ли они будут так счастливы десять лет. Помочь крымским татарам очень сложно. Можно только держать на повестке дня международных организаций их обиды, их ущемленные права. Собирать и передавать данные о ситуации с правами украинских граждан в оккупированном Крыму - в этом обязанность Украины.
Крымские татары не являются национальным меньшинством у себя на Родине, но в России они меньшинство и если к ним плохо относятся по религиозным и политическим признакам, можно просить о направлении комиссий, обсуждении собранных фактов, чтобы Европа хоть отчасти чувствовала ответственность за этот небольшой народ, над которым издеваются оккупанты.
Читайте также: Карстен Фогт: Москва пытается склонить ЕС отказаться от ценностей
Александр Щерба: Австрия проголосовала против своего Трампа
Выборы президента Франции. Кто может остановить друзей Путина
Екатерина Зарембо: Референдум в Италии - не трагедия для Украины
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.