Сенченко: Воду и свет Крыму не отключим, но ограничения будут
Заместитель главы Администрации и.о. президента Украины, крымчанин Андрей Сенченко рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ о ближайших планах украинской власти относительно оккупированного Крыма и его населения.
- Ведется ли диалог на уровне администраций президентов Украины и России?
- Нет, не ведется, это я абсолютно точно могу вам сказать. Россия сегодня - оккупанты. Я знаю, что есть какие-то попытки Нарышкина (председатель Госдумы РФ, - ред.) звонить сюда, был звонок Медведева Яценюку. Сначала тон был неприязненный, а потом начали звучать месседжи в духе “давайте перевернем страницу и начнем отношения с чистого листа - дешевый газ, кредиты, любовь и взаимоуважение”. Но наш ответ простой: верните Крым, извинитесь за акт унижения Украины, извинитесь перед всем миром за тот стресс, который пережил мир из-за действий РФ, и дальше будем строить прагматичные отношения.
Но поскольку нет взаимопонимания на базовом уровне, потому и диалога никакого нет. И с нашей стороны никаких попыток не предпринимается строить этот диалог.
- Какова сейчас ситуация по выводу наших войск из оккупированного Крыма?
- В разных родах и видах войск по-разному, потому что разный принцип комплектования. Если внутренние войска комплектовались в основном за счет контрактников на месте пребывания, то из 2500 человек 1100 мы выводим, а 1400 остаются. Это не значит, что эти люди будут служить России, они остаются у себя дома. Ведь если у человека есть благоустроенная квартира, престарелые родители - это все бросить достаточно сложно. Если говорить об авиаторах, то там люди более мобильные, комплектовались не территориально, и они почти все уходят на материк.
Есть три категории: первая - это военнослужащие, которые уходят на континент и продолжают тут служить Украине. Вторая - кто беспрепятственно уходит в запас и остается жить в Крыму. Третья - кто подписал контракты с российской армией. К ним тоже претензий нет в том случае, если они уволились в запас из украинской армии, сменили гражданство и пошли служить в армии России.
Почти все, кто решил служить на континенте, уже здесь. Из 1100 служащих внутренних войск 900 мы уже вывели, 200 остались. Для того, чтобы подготовить технику, вооружение, боеприпасы и документацию на материк.
- Россия отдает наше оружие?
- Да, у нас были успешные консультации с Минобороны России. В понедельник я летал на переговоры в Крым вместе с первым замначальника Генштаба генерал-полковником Воробьевым, с нами также были пять офицеров из Генштаба. С военными оккупационными властями мы вынуждены контактировать, но это контакты по четко очерченным вопросам - вывод наших войск. Со стороны России в консультациях участвует замминистра обороны РФ Булгаков, командующий южным военным округом генерал-полковник Галкин, замкомандующего ЧФ РФ Носатов и широкий круг высших офицеров.
- Какие еще вопросы обсуждаются на консультациях?
- Один из вопросов, который мы очень жестко поставили - освобождение наших офицеров, которые сегодня удерживаются россиянами. Речь идет о капитане II ранга Демьяненко и подполковнике Калачеве. Был даже сделан перерыв в совещании, чтобы выяснить все обстоятельства. Доложили Булгакову, а он проинформировал нас о том, что наших офицеров удерживает не армия. По всей видимости - ФСБ. Мы настаиваем на том, чтобы эти люди были освобождены. Нет никаких законных оснований для их удержания, они выполняли задачи на территории своей страны. Нам пообещали, что этот вопрос будет решен в ближайшие 2-3 дня.
Далее, обсуждали вопрос передислокации военных и всего военного имущества. Нам должны отдать все. Понятное дело, что мы не повезем сюда боеприпасы, которые подлежат утилизации. Мы повезем то, что необходимо армии - это примерно 25 тысяч тонн боеприпасов, все корабли и самолеты, а также танки, БТРы, БМП и системы ПВО. После совещания в Крыму остались четверо офицеров из нашей переговорной группы - трое будут на постоянной основе, один на несколько дней остался. Их задача - отработать график погрузки и вывоза в разрезе каждого гарнизона и каждой воинской части.
Далее мы условились и определили пункты, куда мы должны подать пассажирские и грузовые вагоны для перевозки контейнеров - чтобы обеспечить переезд семей военнослужащих на континент. Эти вопросы тоже отработаны, они будут учитываться в общем графике.
Также у нас есть два корабля, которые готовы к выходу - это “Тернополь” и “Кировоград”. Мы поставили вопрос о разблокировании выхода из Донузлава. Россияне пообещали это сделать. В ближайшие дни первыми выйдут указанные два корабля. Наша задача на ближайший месяц - вывезти основную массу воинского имущества из Крыма.
- С властью Крыма тоже ведете консультации?
- С сепаратистами мы в принципе не можем никаких контактов поддерживать и не будем этого делать. Вопрос даже не в качестве этих людей - какие они там “гоблины” и прочие аферисты, типа Константинова. Вопрос в принципе - это самозванцы и марионетки.
- Как Киев будет обеспечивать право голосования украинцев Крыма в президентских выборах?
- Это, безусловно, будет сделано, но есть нюансы. Если бы речь шла об украинцах Тюмени или Лондона, то там были бы созданы зарубежные участки. Как вы понимаете, в Крыму мы не будем делать зарубежные участки и открывать консульства, так как считаем Крым временно оккупированной территорией Украины. Именно поэтому мы вынуждены, и это будет прописано в законе об оккупированной территории, который скорее всего, будет обсуждаться 8 апреля в парламенте, организовать выборы так, чтобы граждане Украины, живущие в Крыму, смогли проголосовать в сопредельной с Крымом Херсонской области. Возможно, и в Запорожской. Там будут открыты дополнительные участки, на которые будут переданы списки крымских избирателей. Мы также попытаемся оказать помощь нашим избирателям транспортом.
- Какой должна быть стратегия украинской власти по возврату Крыма?
- Насколько это ближайшая или отдаленная перспектива - зависит, в первую очередь, от крымчан. В 1993 году Мешков при поддержке России продержался на посту президента Крыма пять месяцев. Потом крымчане вышли и сказали “Хватит!”.
Тогда не было оккупации и незаконного акта о включении Крыма в состав РФ - в этом плане было легче. Но тяжелее было в том, что не было Конституции Украины. Также, если бы был проведен референдум, схожий с тем шоу, которое состоялось в Крыму недавно, то результаты были бы схожи, и эти цифры отвечали бы действительности. Потому что СССР только развалился, люди были растеряны и многие хотели вернуть все, как было.
Так что главная задача украинской власти сегодня - поддерживать украинцев Крыма, защищать их интересы, а также эффективными реформами внутри страны доказать, что Крыму выгоднее быть в составе Украины. Остальное все сделают люди. Если миллион крымчан выйдет на улицы, никакой Путин с этим не совладает.
- Предполагаются ли какие-то ограничения Крыму с нашей стороны: вода, свет, финансы, передвижение?
- Если бы шла речь о том, чтобы отключить воду Путину, Медведеву, Аксенову и Константинову - мы бы это сделали мгновенно. Но речь идет о 2,5 млн. наших граждан, и потому это недопустимо. Люди должны пережить период оккупации с пониманием того, что есть поддержка со стороны Украины.
При этом меры ограничительного характера в отношении Крыма будут. Это передвижение из Крыма на материк, так как наблюдаются массовые попытки каких-то казаков, вперемешку с бандитами из России и “гоблинами” Аксенова выехать в Одессу, Николаев, Херсон и Запорожье - для того, чтобы в выходные устраивать смуту на пророссийских уличных шоу. Также для Крыма закроется небо. Ни один самолет из Украины и других цивилизованных стран не сядет в крымских аэропортах, так как этот борт мгновенно будет внесен в черный список по всему миру. РФ продолжает летать в Крым, но все их самолеты, летающие в Крым, не смогут более никуда летать. Так и будет какое-то старье курсировать между Домодедово и Симферополем.
Далее - таможня. Ни одна таможня с крымского полуострова не сможет оформить товар на экспорт. Он нигде не будет растаможен.
О судебной системе. По предложению Минюста, на континентальной части Украины будут определены суды, которые будут рассматривать все споры, которые возникают на территории Крыма, как суды первой и второй инстанции. Так как Россия оккупировала и суды Крыма тоже.
О правах собственности. Минюст был вынужден закрыть доступ ко всем реестрам с территории Крыма, потому что бандиты Аксенова уже начали заниматься попытками рейдерских захватов. Но так как нашим крымчанам нужно оформлять наследство и так далее, министр юстиции подписал приказ, согласно которому в той же Херсонской области нотариусы оформляют эти все правоотношения. Чтобы тем же нотариусам Херсонщины не было соблазнительно участвовать в сомнительных сделках с крымской собственностью, их деятельность интенсивно мониторится правоохранительными органами.
Отдельно хочу остановиться на сложностях ведения хозяйственной деятельности, которые заложены в проект закона об оккупированной территории. Там записано так, что любые виды деятельности, которые подлежат лицензированию, сертификации, стандартизации и так далее, не могут осуществляться на территории АРК.
- Выглядит, как попытка задушить бизнес.
- На самом деле все иначе. Приведу конкретный пример - есть порядок сертификации вакцин для новорожденных. Если не дай Бог что-то случилось - какое-то осложнение, а то и смерть ребенка, и это хотя бы косвенно связано с применением вакцины, то автоматически вся партия вакцины попадает в карантин, останавливается вакцинация этим препаратом и проводится расследование. На оккупированной территории мы не сможем этого сделать. Также с фитосанитарным контролем продуктов питания - как мы это проконтролируем на оккупационной территории? Именно поэтому вносим ограничение на хоздеятельность в Крыму на время оккупации. Это вынужденная мера.
Существует конвенция ООН по поводу обязанностей оккупационных властей. Мы будем об этом напоминать ООН и России. Пока проходит оккупация, Россия обязана поддерживать общественный порядок и следить за здоровьем и безопасностью населения Крыма. Это не значит, что Украина уступает часть суверенитета. В Ираке у армии США был официальный статус оккупационных властей.
- Остается ли опасность вторжения на юго-восток? Поступают противоречивые данные - то российские войска отходят от наших границ, то, наоборот, наращивают контингент.
- Я бы с одной стороны не нагнетал обстановку, но с другой - не обольщался тем, что российские танки отошли на 30-40 км. Ситуация с насыщением российских войск в приграничной зоне скорее имеет психологическое значение, нежели является прямым индикатором того, насколько велика вероятность агрессии на континентальной части нашей страны. То, что у Путина в планах это было - абсолютно точно. То, что сегодня они ставят для себя задачу как минимум сорвать президентские выборы - нет сомнений. То, что для них Украина после Майдана - кость в горле - тоже очевидно.
- Грядут президентские выборы. В Раде создана комиссия по разработке новой Конституции, которую возглавил близкий к бывшему главному юристу Януковича, Портнову, человек - народный депутат Писаренко. Есть ли риски, что, проигрывая, тот или иной рейтинговый кандидат сможет надавить на комиссию и свести на нет полномочия президента? Говорят о прямой связи "Тимошенко - Портнов - Писаренко". Прокомментируйте.
- Это какой-то нелепый каламбур. Портнов организовывал заточение Юлии Тимошенко, и теперь их связывать… Не смешно. Мы должны понимать, что качество парламента не изменилось после Майдана - выборов не было. Мы вынуждены работать с теми, кто есть. В том числе и с Писаренко. Баланс голосов в Раде таков, что мы не можем сказать, мол, "ноги Писаренко не должно быть в комиссии" - вот оно в таком составе голосуется, а в другом - нет.
Вообще, я бы не стал преувеличивать влияние и возможности указанной комиссии - Конституцию пишет не она. И, если уж говорить начистоту, то меня больше беспокоит не Писаренко, а непредсказуемость членов фракции УДАР. Потому что есть у нас опыт сложного общения: еще прошлой весной обсуждали проект изменений в Конституцию, и с УДАРом было тяжело найти общий язык. Конституционный процесс покажет, кто на самом деле за какую Украину борется.