- Как вы оцениваете готовность удержать Мариуполь?

- Нормальная готовность. Загадывать не хотелось бы, но я думаю, что мы сделаем в Мариуполе достаточно эффективные оборонные сооружения, которых не было пока еще в истории такого конфликта. Вариант, что Мариуполь нам удержать не удастся, я даже не рассматриваю. Теряя Мариуполь, мы теряем полностью всю войну. Тогда нам нужно сразу признать поражение.

- Каковы реальные шансы удержать город?

- Если мы объединим все усилия, то обеспечим оборону. Я лично считаю, что у нас есть на это все шансы. Если, конечно, не будет полномасштабного вторжения российских войск. Для обороны Мариуполя сейчас делаются определенные вещи, которые до этого не применялись. Я не могу вам их раскрыть.

Вариант, что Мариуполь нам удержать не удастся, я даже не рассматриваю

- Есть ли угроза нападения с моря?

- Это возможно в случае полномасштабного вторжения.

- Офис губернатора донецкой области сегодня в Мариуполе?

- Мы разделили команду. Часть на севере области, в Славянске. Часть в Мариуполе. Вот и приходится мотаться между Мариуполем, Славянском, Краматорском и Киевом.

- Нужно ли вводить военное положение?

- Я считаю, что это необходимо. Это консолидирует наше общество и освободит его от ненужной сегодня внутренней борьбы и проведения выборов.

- Как вы относитесь к попыткам провести люстрацию?

- В данном случае это популизм. Ни у кого нет понимания и механизма, как это делать. К этому нужно подходить более эволюционно. Не должно быть чисток. Чистки всегда ухудшают качество. Я бы советовал им лучше заняться судебной реформой.

- Выборы не нужны? Но ведь в обществе есть запрос на новый парламент.

- Как только мы изберем новый парламент, в обществе снова возникнет запрос на перевыборы. Не нужно питать иллюзий. В это время выборы, я бы сказал, даже очень вредны. Так же, как не нужен был парад в то время, когда в окружении находятся наши солдаты. Потому что сейчас финансовые, политические, административные ресурсы должны быть консолидированы только на преодоление главной угрозы - захвата территорий. Более важной проблемы на сегодняшний день не существует.

Что касается парламента, то, по моему мнению, другого такого парламента не было и, скорее всего, в истории Украины не будет, который будет принимать все предлагаемые ему решение. Так как, имея на себе печать вины, эти депутаты будут готовы все решения принимать. Одиозные люди нынешнего созыва готовы себя, наверное, реабилитировать.

Не нужно питать иллюзий. В это время выборы, я бы сказал, даже очень вредны. Так же, как не нужен был парад в то время, когда в окружении находятся наши солдаты

- Президент, распуская парламент, говорил о воле Майдана и необходимости очищения от пятой колонны. Вы с этим не согласны?

- Вот давайте еще поговорим о воле Майдана. Если мы сегодня спросим у активистов Майдана, а я с ними общаюсь, что для них более важно: победа в войне или выборы? Они скажут - победа.

- Пророссийская пятая колонна в Раде работают против нашей победы изнутри.

- И сколько там таких людей? Десяток? Большинство же даже в Партии регионов сегодня абсолютно проукраинские и прекрасно понимают необходимость борьбы с Россией и успешного проведения АТО. Рада успешно голосует и за нового руководителя Нацбанка и за нового генпрокурора, да и вообще голосуют за все проекты, которые вносятся в сессионный зал.

И вы думаете, что парламент станет лучше оттого, что вместо коммунистов будет Ляшко?

- Не знаю, но то, что в нем может не быть коммунистов - уже хорошо.

- А я знаю. Неужели мы хотим тратить все ресурсы на выборы, лить грязь друг на друга, не консолидироваться? Если мы занимаемся выборами, консолидации не будет.

Еще раз: что не проголосовал этот парламент? Ратификацию соглашения об ассоциации не проголосовал, но только потому, что ее не выносят на голосование.

- Может быть, не выносят, потому что боятся срыва ратификации?

- А давайте мы вынесем, и потом будем говорить. Никогда в истории Украины не будет лучшего времени для проведения реформ. И то, что они не проводятся - не вина Партии регионов. Я никогда не был в Партии регионов и не собираюсь ее защищать, я говорю о реальной ситуации в стране. Мы сместили акценты: говорим, что у нас есть враг Ефремов, есть враг Кивалов, есть враг Шуфрич и забыли обо всем остальном. Не надо ослаблять страну выборами из-за десяти-двадцати людей, которые не влияют на процесс.

Все, что нужно президенту и правительству нынешний парламент всегда примет, а если не принимает, значит это не так уж и нужно правительству и президенту. Можете мне поверить. Парламент голосует за все подряд, иногда не глядя, иногда я не согласен с решениями парламента.

В Украине всегда одна и та же проблема - каждый президент хочет иметь свой парламент. А вот не надо ему иметь свой парламент, также как не надо заниматься партийным строительством.

- С какими последними решениями Рады вы не согласны?

- Я против секвестра бюджета. Я считаю, что повышение тарифов на коммунальные услуги неуместно и можно было бы без этого обойтись. Тем более, что эти деньги не пойдут на реформирование ЖКХ, а призваны покрыть дефицит бюджета в стране в целом и на дальнейшее проедание.

Даже не знаю, о чем говорит Тимошенко. Не слежу и мы давно не виделись

- Ваша риторика идентична риторике штаба Юлии Тимошенко, в частности, о выборах и военном положении, критика президента. Значит ли это, что на будущих выборах вы поддерживаете ее команду?

- Даже не знаю, о чем говорит Тимошенко. Не слежу и мы давно не виделись. Моя точка зрения не зависит ни от кого. Раньше я был категорическим противником введения военного положения - когда мы контролировали ситуацию и понимали, что в ближайшее время освободим территорию. Но раз не получается, нужно предпринимать другие действия - это военное положение и консолидация общества. Все работают на победу и не занимаются ничем другим.

- Ситуация в Донбассе имеет чисто военное разрешение?

- Нет, переговорный процесс должен быть. Но если переговоры не дают результатов, с нашей стороны должны предприниматься более решительные действия.

- Как вы относитесь к тому, что одной из сторон в переговорном процессе выступает ДНР?

- С ними можно вести переговоры, если речь идет об обмене пленными или о каких-то коридорах. Но на стратегических встречах, на которых решаются глобальные вопросы выхода из войны и кризиса им делать нечего.

- Чисто практический вопрос о выборах - их реально провести в освобожденной части Донбасса?

- Мы же провели выборы президента, и эти проведем. Если не будет полномасштабного вторжения со стороны России, выборы состоятся.

- Как вы оцениваете действия руководства АТО в Донбассе?

- Я не имею права это комментировать.

- Существует ли консолидация сил руководства АТО и офиса губернатора в Донбассе?

- Все на уровне персональных отношений. Системной консолидации нет.

- Как с криминогенной обстановкой в освобожденных городах? Остались ли там сепаратисты?

- Ситуация спокойная. По крайне мере, спокойнее, чем была до войны. Что касается сепаратистов, то они есть, а куда же они денутся? Пример: когда террористы снова захватили Старобешево, часть народа приехала из Донецка, часть местных бандитов снова подняли свои головы и вышли из подполья. Но это малая часть. В целом у террористов нет поддержки населения, которая им необходима.

После победы вылечим головы и души зараженных российской пропагандой и искусственной ненавистью ко всему украинскому. Мы же видим, как быстро Мариуполь становится проукраинским

- А в остальном Донбассе? Ведь на известном "параде зла" в Донецке на День Независимости многие донетчане плевались и бросали помидоры в украинских солдат. Это были не организаторы преступного мероприятия, а рядовые граждане. Это значит, что после победы украинская армия будет для них оккупационной? Как нам жить вместе с такими людьми?

- Я не считаю, что таких людей в Донецке очень много. Да, они есть. Да, получилась неприглядная картинка. Но это больше медийный трюк российской стороны, чем отображение настроений всего города. После победы вылечим головы и души зараженных российской пропагандой и искусственной ненавистью ко всему украинскому. Мы же видим, как быстро Мариуполь становится проукраинским. С Донбассом будет то же.

- Не проще ли объявить захваченные районы Донбасса оккупированной территорией, исключив его из политической и экономической жизни, создать временную границу, как с Крымом, и заняться новой страной - реформами, по строением армии? Также звучат предложения вовсе отказаться от Донбасса, так как без него Украине проще будет идти в Европу. Прокомментируйте их.

- Это предположение одновременно провокационное и не имеющее право на существование. Потому что украинская экономика очень сильно опирается на Донбасс. Мы не сможем развивать страну без него. Без Донбасса не будет и Украины. У меня по этому вопросу однозначная позиция.

- Как решить проблему местной власти в Донбассе? По свидетельствам жителей, многие из тех, кто поддерживал террористов, и сегодня занимают должности в освобожденных городах.

- Сегодня большая группа следователей работают на освобожденных территориях и сталкиваются с этой проблемой. Но она не так распространена, как передает "сарафанное радио". Зачастую как только дело доходит до фактов, доказать сотрудничество того или иного чиновника с террористами оказывается нелегко даже СБУ. Но по виновным следствие будет вестись, а пока я бы воздержался от голословных обвинений. Часто такое сотрудничество было исключительно из-за большого давления и прямой угрозой жизни чиновникам и их семьям.

Многие недовольны даже не тем, что чиновники на местах сотрудничали с террористами, а тем, что они из Партии регионов. Но в Донбассе, может быть, к сожалению, других чиновников и депутатов просто нет. Есть еще немного коммунистов. Нравятся они или не нравятся, но они депутаты и они определяют, кто должен быть властью. В рамках Конституции, конечно.

В Краматорске и Славянске сегодня обязанности мэров исполняют тоже "регионалы" - секретари горсоветов. Это не значит, что они сепаратисты и реакционеры. Просто раньше, если человек хотел занять какую-либо должность в Донбассе, у него не было другого выхода, кроме как вступить в Партию регионов.

- Работают ли промышленные объекты Донбасса сегодня?

- На территориях, подконтрольных российским террористам ничего не работает. Стоят все шахты, стоят все металлургические заводы.

- Как жители Донбасса относятся к власти на всех уровнях?

- Настроения такие, что они не доверяют ни власти в Киеве, ни местной власти. Хотят перевыборов местных представительских органов. Президент Порошенко обещал перед выборами провести местные выборы, но это так и осталось обещанием.

- Какую роль в Донбассе сегодня играет Ринат Ахметов?

- Вы лучше у него спросите, думаю, что он станет доступнее для СМИ. А вообще Ахметов оказывает гуманитарную помощь в Донбассе, его фонд помогал с вывозом детей из опасных точек.

- Но он один из бывших хозяинов региона. Все, что происходит, происходит, в том числе и как следствие его деятельности и деятельности Партии регионов. Как призвать к ответу верхушку Партии регионов, какова должна быть их ответственность за то, что случилось с Донбассом? 

- Судить нужно за конкретные дела и по конкретным делам. Нужно выяснить, кто реально сотрудничал с сепаратистами. И по каким мотивам - из симпатии к ДНР и ЛНР или для того, чтобы попытаться склонить их к мирному урегулированию вопроса. Если есть реально доказанная вина - должны ответить, а если нет - нужно убрать огульные обвинения.

Я абсолютно согласен, что КПУ себя полностью дискредитировала. Она, прикрываясь голосованием бабушек за старую советскую жизнь, обещала им эту жизнь и цинично обманывала

- Коммунистов нужно запрещать?

- Я абсолютно согласен, что КПУ себя полностью дискредитировала. Она, прикрываясь голосованием бабушек за старую советскую жизнь, обещала им эту жизнь и цинично обманывала. Поэтому они не выполнили свою миссию и очень многие их них реально были замечены в сепаратистских движениях. Коммунисты слишком заигрались в тех призывах, которые звучали у нас в Донбассе. За это нужно нести ответственность. Должен быть объективный суд, и, если будет доказана вина, делать жесткие выводы. Либеральничать в вопросе КПУ не стоит.

- Кто должен восстанавливать Донбасс? Государственная казна? Тогда почему Донбасс имеет право требовать больше денег, чем другие регионы, жители которых гибнут в зоне АТО в то время, как жители Донбасса еще недавно выходили на митинги в российскими флагами? А если не казна, то кто?

- Нужно привлечь не только бюджетные деньги. Что касается восстановления Донбасса, то никто не мешает никому участвовать в этом процессе. Сегодня очень много волонтеров приезжают работают, даже не ставя в известность губернатора, координируясь с местной властью. К тому же у нас создан фонд и агентство по восстановлению региона.

- Расскажите о плане по восстановлению региона - с чего начали?

- Первое что нужно было решать, и мы это решили - это восстановление школ и детских садов к 1 сентября. Сегодня (1 сентября - ред.) у нас они все, Слава Богу, открыты. Дальше ведутся работы по ремонту и восстановлению жилых помещений. Потому что главная проблема для многих жителей региона сегодня - это дождь. Те, кто живут в поврежденных домах с дырявой крышей и стенами каждое утро просыпаются в надеже, что сегодня дождя не будет. Например, только в Славянске 260 частных домов не подлежат восстановлению.

- Сколько денег нужно, чтобы восстановить Донбасс после войны?

- Трудно назвать сумму, но мы ведем электронный реестр всех поврежденных зданий инфраструктуры, проводим экспертизы, сотрудничаем с министерством регионального развития. После всех работ увидим полную картину. Планируем ее получить в течение 10 дней (до 10 сентября,- ред.).

Для того, чтобы не просто восстановить, а модернизировать Донбасс, нужны деньги. А чтобы были деньги, нужен нормальный инвестиционный климат. Для инвестиционного климата нужны реформы. Возвращаемся к тому, с чего начали - выборы не только вредны в условиях войны, но еще и тормозят реформы. Новый парламент начнет торги - какие реформы нам нужны, какие не нужны, а что нам-фракции/группе/депутату с этого будет.

При желании попасть в парламент - я сам могу выбрать любой мажоритарный округ

- Вы вскользь упомянули президентскую партию. С вами, как с губернатором, Порошенко вел переговоры по вхождению в его блок или нет? Ведь работа в команде губернаторов и президента - это украинская традиция.

- Было такое предложение. Месяц назад, в очень мягкой форме. О том, что можно поговорить о месте в списке. Но я ответил, что при желании попасть в парламент - я сам могу выбрать любой мажоритарный округ.

- Вы - губернатор-миллионер, наряду с Игорем Коломойским взявший управление регионом в сложное для страны время. В то же время и в обществе и в среде политиков часто звучат слова о том, что после победы нужно быстрее убирать олигархов с высоких должностей. Например, Олег Тягнибок говорит: "Надо бороться с влиянием, которое олигархи могут иметь в стране после той индульгенции, которую им авансом раздает общество. То, что олигархи вкладывают средства и силы в общую борьбу против российского агрессора - это не подвиг, а их обязанность. Последствия возможной узурпации власти олигархами после войны будут страшными". Вы наверняка подобное слышите часто. Какую реакцию это у вас вызывает?

- Я на них не обращаю внимания. Особенно на Тягнибока - человека, который сделал столько же беды для страны, как и коммунисты. Я ведь знаю его изначальную историю - откуда он кормился, кто платил деньги Свободе, чей это проект и почему они образовались.

- Расскажете?

- Когда нужно будет, я расскажу. А пока вся страна видит, как работают его министры, как они грабят. Самые большие коррупционеры на сегодняшний день - это министры Свободы. 

Досье на Сергея Таруту