В интервью ЛІГАБізнесІнформ оппозиционный политик, глава комитета Рады по вопросам свободы слова Николай Томенко рассказал, почему Юлии Тимошенко не обязательно сейчас соглашаться на лечение за рубежом, что нужно делать и чего нельзя допускать в решении проблемы киевской власти, а также признал, что парламентской фракции Батькивщины еще далеко до сплоченной команды единомышленников.

- Власть настаивает на работе Киевсовета последнего созыва до выборов, дата выборов неизвестна, оппозиция силой срывает заседания. Но есть ли у вас единый план выхода из патовой ситуации?

- Следует создать специальную парламентскую комиссию, сформированную 50/50 из представителей власти и оппозиции. Она и должна предложить выход из сложившейся ситуации. И не только в Киеве, во всех проблемных регионах, а также в спорных округах по выборам в Раду. Считаю, что выборы должны пройти до ноябрьского саммита Украина-ЕС в Вильнюсе - приблизительно в конце октября или в первой половине ноября. Остальные варианты недопустимы, так как не решают причин проблемы.

Например, власть периодически забрасывает информацию о том, что выборы мэра Киева можно провести в декабре, но без выборов Киевсовета. У меня вопрос: что новый мэр будет делать с нынешним горсоветом, состоящим из дискредитированных людей Черновецкого, регионалов и тушек от оппозиции? Я против такого половинчатого решения, и если власть предложит этот вопрос на голосование в Раду, оппозиция не должна за него голосовать. Проблема не в том, чтобы дать киевлянам мэра, а в том, чтобы возродить полноценное местное самоуправление. Ко всему прочему, нам стоит вернуть столице упраздненные в 2010-м году районные советы - они логично вписываются в управленческую модель мегаполиса.

Эта же комиссия должна начать наработку необходимых изменений в закон о выборах президента Украины.

- Это ваше видение развития ситуации, а что делать с Киевсоветом в данный момент?

- Нельзя допустить принятие решений нынешним просроченным созывом Киевсовета. Особенно решений, которые касаются выделения земли, недвижимости и прочих муниципальных объектов.

- То есть блокирование?

- Да, этот тренд пока что актуален.

Или у Порошенко и Катеринчука очень много лишних денег, или они готовят какой-то, только им понятный, плацдарм для президентских выборов-2015
- Когда-нибудь выборы в Киеве все же состоятся. Кто должен стать единым кандидатом на пост мэра, и согласны ли вы поддержать Петра Порошенко, если решит фракция и коллеги по оппозиции?

- Пока эта тема неактуальна. Но лично я не готов поддержать ни одного кандидата, если выборы мэра Киева будут проходить без выборов в Киевсовет. Без оппозиции провести в Раде вопрос формата киевских выборов нельзя, и если кто-то из моих коллег проголосует за проведение выборов мэра без горсовета - он распишется в своей лояльности к Банковой. Нелегитимную власть нельзя легитимизировать частично - ее нужно менять.

- В таком случае, ваш коллега Катеринчук уже сегодня подыгрывает Банковой? Без консультаций и согласования с партнерами по оппозиции он уже развернул активную мэрскую кампанию.

- Я не понимаю холостых кампаний Порошенко и Катеринчука. Тут могут быть две причины: или у кандидатов очень много лишних денег, или они готовят какой-то, только им понятный, плацдарм для президентских выборов 2015 года.

Нельзя вести кампанию без понятных правил игры на выборах. Как только правила игры будут определены, я готов, чтобы и моя кандидатура рассматривалась среди прочих кандидатов в мэры Киева от оппозиции. Среди столичных избирателей, которые готовы голосовать за оппозицию, у меня действительно хороший рейтинг. Но я готов рассматривать и обсуждать любые кандидатуры, только давайте честно: если вы хотите баллотироваться от оппозиции, вы должны быть членом оппозиционной фракции - Батькивщина, УДАР или Свобода.

- Привет Петру Порошенко?

- Тут даже не о чем говорить.

- Правда ли, что в результате интриг накануне объединительного съезда Батькивщины и Фронта змін вас чуть было не исключили из партии?

- Неправда. Имела место внутрипартийная дискуссия вокруг концепции объединения двух политических сил. Я и другие представители старой гвардии Батькивщины отстаивали формат объединения "снизу" - начиная с низовых ячеек партий. Но поскольку наш лидер Юлия Тимошенко поддержала концепцию быстрого объединения "сверху", то так и произошло. Мы подчинились воле лидера партии. Хотя некоторые наши предложения все же были учтены - например, съезд выдвинул Тимошенко кандидатом в президенты от партии, тем самым продемонстрировав, что именно она до сих пор №1 в оппозиции.

Однако раз в процессе объединения победила не моя концепция, то я по моральным соображениям не могу представлять собой руководство партии и говорить от его имени. Желаю новому руководству, молодой команде Батькивщины сделать европейскую партию, хоть и считаю, что европейскую партию из Батькивщины стоило бы делать немного иначе. Потому сегодня я парламентарий, общественный деятель, но не партийный руководитель.

Желаю молодой команде Батькивщины сделать европейскую партию, хоть и считаю, что европейскую партию из нее стоит делать иначе
- Защитник Тимошенко Сергей Власенко заявил, что 30 июля она должна выйти на свободу - вступает в силу решение Европейского суда по правам человека по первой жалобе экс-премьера. Власть может проигнорировать требования международного права. Что тогда будут делать соратники Тимошенко?

- Мы будем требовать исполнения решения ЕСПЧ, в том числе привлекая общественность и международные инстанции. Должен отметить, что сегодня проходит дискуссия относительно того, что важнее: согласиться на лечение Тимошенко за рубежом при том, что срок ее заключения остается в силе, и, соответственно, перспектива ее участия в президентских выборах минимизируется, или все же настаивать на ее освобождении, даже если из-за этого она не сможет отправиться на лечение в ближайшее время. Я склонен поддержать Власенко и отстаивать второй вариант. Стратегически необходимо, чтобы Тимошенко участвовала в президентских выборах.

- Оппозиция сегодня не выглядит сплоченной - Свобода создает свой альтернативный Кабмин, Кличко ведет себя обособленно, в Батькивщине немало внутренних проблем. В связи с этим возникают сомнения, выработана ли у вас единая линия поведения на осень. У оппозиции есть план?

- Пока мы держимся программы координации действий, принятой тремя партиями сразу после выборов 2012 года. В нее входит разработка и предложение законопроектов, а также синхронное голосование за общие инициативы. Этого плана действий мы и будем придерживаться. Особое внимание нужно будет уделить разработке правил проведения президентских выборов. Например, я убежден, что единого кандидата нам необходимо определить уже перед первым туром. Иначе, принимая во внимание реалии сегодняшнего дня, до второго тура ни один из оппозиционеров может просто не дойти.

- То есть вас все устраивает? А как быть с проблемами дисциплины? В этом созыве оппозиция не раз проваливала ключевые законопроекты, банально не сумев обеспечить стопроцентную явку своих депутатов. По тем же киевским выборам, например.

- Такая проблема есть, и корни ее ведут в формирование предвыборного списка в 2012 году. За другие фракции я говорить не могу, но Батькивщина пока действительно не провела серьезной внутрифракционной дискуссии на эту тему - почему есть тушки, почему не все депутаты посещают пленарные заседания. Эту работу тоже предстоит провести. Ответственность должны нести не только эти депутаты, но и те, кто провел их по списку.

- А это уже привет Арсению Яценюку?

- Не только. Проблему стоит рассматривать еще глубже - кто посоветовал этих людей Яценюку. Я, например, не рекомендовал людей, которые стали тушками.

- А кого рекомендовали в список вы лично? Кто, несмотря на вашу рекомендацию, все же не стал депутатом?

- Совместно с Андреем Кожемякиным и Иваном Кириленко от фракции прошлого созыва мы подавали рекомендацию на Филенко и Стецькива. К сожалению, вышло так, что они не прошли.

- Это потому, что список формировали в основном Яценюк и Мартыненко?

- Скажу так: я сожалею о том, что мои рекомендации не были в полной мере учтены людьми, формировавшими список Батькивщины.

- Вопрос как к главе парламентского комитета по вопросам свободы слова. Как вы оцениваете покупку медиахолдинга UMH Сергеем Курченко? Разделяете опасение, что власть готовится зачистить медиапространство к выборам-2015?

- Любая монополизация - это плохо. Еще хуже то, что у компетентных структур, например, у Нацсовета по телерадиовещанию, нет воли и желания противостоять монополизации. Например, в законе прописано, что один собственник телеканала не может получить больше одной общенациональной и одной региональной лицензии. В то время, как телеканал Интер получал по восемь лицензий.

Так что в происходящем сегодня я не вижу какой-то новой угрозы - это продолжение старой практики монополий на рынке. Просто добавился еще один олигарх. Сегодня в медиапространстве Украины корпоративные договоренности значат больше, чем законы. А что будет к 2015 году, пока прогнозировать сложно.

Досье на Николая Томенко