Вчера информационном агентстве ЛІГАБізнесІнформ состоялась онлайн-конференция Виталия Кличко. Лидер партии УДАР ответил на вопросы пользователей портала ЛІГА.net и редакции. Приводим ответы на самые острые и актуальные - о том, почему до сих пор не названы имена единых оппозиционных кандидатов на должности мэра Киева и президента Украины, как парламентскую фракцию УДАР пытаются "отушковать", как оппозиция намерена стать властью и что она будет делать после победы. (Полную видеозапись конференции можно посмотреть здесь.)

Об акциях протеста и выборах в Киеве

- Почему оппозиция честно, без увиливания, не может назвать единого кандидата на выборах мэра Киева и президента? Сколько можно договариваться под столом?

- Никто не юлит и не скрывается. Выборы мэра Киева должны были состояться еще два года назад, но несколько раз переносились - и до сих пор не состоялись. Сегодня власть делает все, чтобы выборы вновь были перенесены на неизвестный срок. Причина одна: у представителей Партии регионов нет большой поддержки киевлян. Поэтому и выборы в Киевсовет, и выборы мэра для них выглядят не очень радужно.

Чтобы понимать, кто будет кандидатом в мэры от оппозиции, мы должны четко знать, когда будут выборы. У нас идут консультации, и мы выдвинем единого кандидата, который с колоссальной вероятностью победит представителя президента и Партии регионов.

- Вопрос по выборам в Киеве уже снят с повестки дня. Вы смирились с выборами в 2015 году?

- Мы делаем все возможное: обращаемся в суды, к закону, но поскольку понимаем, что украинские суды - самые честные и справедливые, и знаем, в чьих интересах принимаются решения, нам остается только одно: обращаться к жителям города.

Очередной перенос выборов - это разрушение местного самоуправления, ситуация не выдерживает никакой критики. Город уже два года живет без мэра, его обязанности выполняет глава КГГА, который назначен президентом, а не избран киевлянами. Чьи интересы он отстаивает - тоже понятно. Хозяина в городе нет, это временщики.

- Если легальными способами решить проблему невозможно, то единственный способ давления на власть - это гражданский протест. Мы эту попытку видели 2 апреля. Многие эксперты пришли к выводу о том, что собрать граждан на митинг не удалось. В чем проблема?

- Кризиса доверия нет. Была неправильно выбрана дата - вторник, рабочий день. Большинство людей, которые с удовольствием приняли бы участие в митинге, физически не имели такой возможности. Тем не менее, около 10 тысяч людей пришли. Думаю, следующий митинг, запланированный на 18 мая, будет намного многочисленней.

- Какие требования оппозиции к власти будут выдвинуты 18 мая?

- Одно из условий - назначение даты выборов в Киеве. Предыдущее голосование по этому вопросу показало, какие фракции заинтересованы в выборах, а какие - нет. Еще раз напомню: фракции КПУ и Партии регионов не поддержали выборы. Кроме того, в стране накопилось колоссальное количество проблем, которые не решаются и переходят в хроническую стадию. Нужна полная перезагрузка власти. 18 мая предлагаем выйти всем, кто хочет выразить отношение к состоянию дел в нашей стране.

О ситуации в Раде и всеукраинском референдуме

- Как вы относитесь к блокированию парламента в течение почти полугода?

- К блокированию и бездействию Рады отношусь крайне негативно. Но мы блокируем ее только потому, что это единственный метод давления на власть. Каждый помнит, как раньше работал парламент. Вспомните: полупустой зал, 20 депутатов бегают и по взмаху руки принимают законы, причем не в интересах Украины. УДАР 18 дней и ночей блокировал трибуну, и впервые мы получили контроль над персональным голосованием.

- В качестве одного из способов решения парламентского кризиса власть рассматривает реформу Конституции через референдум и избрание нового парламента. Как вы на это отреагируете?

- Президент уже контролирует и судебную, и исполнительную власть. Относительно независимой осталась только Верховная Рада - несмотря на то, что она была избрана по смешанной системе, которая позволила на мажоритарке покупать кандидатов, использовать админресурс. Сегодня оппозиционные силы имеют фактически столько же голосов, сколько и власть. Парламент неподконтролен президенту, любые нарушения вызывают большой резонанс. Власть, понимая это, делает все, чтобы провести референдум. По слухам из партии власти, они хотят ввести полную мажоритарку, чтобы усилить влияние на парламент. Предлагаю в таком случае провести референдум о недоверии Януковичу. Президент обещал услышать каждого - пусть он услышит отношение каждого к себе.

- Что лучше: под угрозой референдума пойти на уступки и разблокировать парламент или попытаться сорвать референдум какими-то радикальными способами?

- Я считаю, что парламент должен работать, не нарушая Конституцию и регламент. Нам нужно проголосовать за закон о евроинтеграции, чтобы, несмотря на колоссальные проблемы и политических заключенных, Украина подписала соглашение об ассоциации в Вильнюсе. Мы должны вернуться к пенсионной реформе. Есть колоссальное количество законопроектов, которые необходимо принять в интересах общества.

Но с властью нет смысла договариваться. Мы должны предлагать те вопросы, которые действительно нужно вынести на референдум, либо обращаться к нашим западным партнерам. Если Украина хочет стать европейской страной, то она должна придерживаться ключевых европейских норм. В наших условиях многие пункты референдума, и это понятно даже не специалистам, могут стать только составляющими для удержания власти.

- Скорее всего, после тушкования Батькивщины (за последние две недели четыре человека заявили о выходе из фракции) примутся за УДАР. Пытаются тушковать?

- Пытаются. Милиция, налоговая, суды давят на членов нашей фракции. Но хочу подчеркнуть: каждый из наших депутатов давал публичную присягу, что ни в коем случае не изменит принципам и тушкой не станет.


- Депутаты от Батькивщины такую присягу тоже давали. Какими будут ваши лично действия, если кто-то из фракции УДАРа поддастся соблазну?

- Можно говорить о любом воздействии, физическом или еще каком-то. Самое главное воздействие - это совесть. Надеюсь, что, несмотря на давление силовых органов, соблазн и колоссальные суммы, никто из депутатов не променяет жизненные ценности на льготы. У меня есть уверенность, что тушек в УДАРе нет и не будет.

О выборах президента и последующих реформах

- Насколько реально требование об отставке Януковича, есть ли у вас механизмы такой отставки? Пока предложение перезагрузить власть выглядит невыполнимым.

- Любое требование выполнимо, если не отсиживаться, ожидая, что кто-то придет и сделает. Все зависит от гражданской позиции... Мы можем инициировать референдум, чтобы узнать отношение каждого гражданина к власти. В следующем году пройдут местные выборы, в 2015 году - президентские выборы и возможность перезагрузить власть. Мы готовимся.

- Когда будет назван единый кандидат от оппозиции на выборах президента?

- До 2015 года еще много времени. В активную фазу президентские выборы вступят за год до голосования. Но оппозиция должна выдвинуть единую кандидатуру. И в ближайшее время мы сможем дать четкий вразумительный ответ по поводу кандидата.

- К осени 2014 года?

- До следующего Нового года, осенью или вначале зимы, оппозиционные силы определятся.

- Вы говорите о перезагрузке. А что вы будете делать, если придете к власти? Какие политические реформы, понятые для общества, планируете провести?

- У нас есть программа реформ, которые затронут все направления жизнедеятельности государства. Но ни одна из реформ не будет работать, если мы не сможем разрушить коррупцию. Поэтому первая задача- антикоррупционная реформа. Нужно взять лучшее из опыта соседей - Польши, Чехии, Венгрии, Словакии. Больше всего нам подойдет грузинская схема. За пять лет Грузия стала страной, где коррупция сведена к минимуму, проведены экономические реформы, - восемь лет назад ее бюджет 700 млн., а сегодня - 7 млрд., в десять раз больше. Разрушив коррупцию, мы дадим бизнесу работать в конкурентной среде, а это экономика равных возможностей, наполнение бюджета, рабочие места.

- Какие конкретно методы борьбы с коррупцией вы можете включить в свою программу?

- Антикоррупционный комитет, закон, неизбежность наказания. На сегодня это все не работает. Каждый нарушающий закон должен понимать, что, независимо от статуса и финансового положения, он будет нести ответственность. Здесь необходима будет перезагрузка судебной системы, правоохранительных органов - как в Грузии.

Но в первую очередь надо приводить в пример себя. Расскажу маленькую историю. Те вопросы, о которых мы сейчас говорим, я задавал президенту Грузии (Михаилу Саакашвили, - ред.). Мне было интересно, каким образом одна из самых коррумпированных стран смогла победить коррупцию. Казалось бы, Грузии легко: 4,5 млн. граждан, у нас в десять раз больше, и будет труднее. Нет, ответил президент, тяжело было: кавказские связи, кого ни тронь - родственник, сосед, знакомый, поэтому в первую очередь надо показывать пример на себе, и только потом требовать выполнения закона от других.

- Какие налоговые реформы вы прорабатываете в УДАРе и можете предложить?

- Налоговая реформа должна предусматривать упрощенную налоговую систему, которая дает возможность малому и среднему бизнесу развиваться и получать льготное налогообложение. Такие принципы работают в цивилизованных странах. Мы можем очень много говорить об упрощенной системе, для этого лучше провести отдельную встречу с экспертами и нашей командой и обсудить все ключевые вопросы налогообложения.

- Каково ваше отношение к приватизационным процессам, которые происходили в Украине при предыдущей и нынешней власти? Вы за реприватизацию, за национализацию - или предпочитаете договариваться с собственниками?

- Если приватизация проводилась незаконно, по заниженным коэффициентам, то должна пересматриваться. И собственник предприятия может вновь участвовать в конкурсе и иметь все возможности доплатить сумму до реальной экономической стоимости.

- У вас есть конкретный план по конкретным предприятиям?

- Не готов сегодня перечислить те объекты, по которым нужно рассматривать вопрос реприватизации. Список таких объектов у нас существует. Кроме того, есть еще категория предприятий, которые были приватизированы и взяли на себя определенные социальные гарантии в отношении работников, но не выполнили условия инвестиционного договора. По таким предприятиям тоже есть все основания пересматривать вопрос о возвращении в государственную собственность либо о новой приватизации.

- Ваше отношение к законопроекту о запрете абортов, который предлагают принять ваши союзники по оппозиции - Свобода. Поддержите или не поддержите?

- Хороший провокационный вопрос. Данный вопрос мы обязательно обсудим на фракции, изучим его и вынесем решение. Это решение будет обоснованным и учтет, в том числе, современные тенденции, религиозные мнения людей и право на личную жизнь.

 - Какими будут ваши первые действия на посту президента, если вы выиграете выборы?

- Чтобы принимать решения на посту президента, нужно сначала объявить о том, что Виталий Кличко баллотируется на пост президента. Я смогу ответить на ваш вопрос только тогда, когда Кличко об этом объявит.

- Зачем персонально вам нужна власть?

- Мне власть не нужна. Но я уверен, что мы можем изменить много ключевых вещей. Я связываю свое будущее с Украиной, не хочу жить в другой стране. Но я хочу жить в Украине по нормальным ключевым принципам. И вижу, что ожидание ни к чему не приводит. Только в борьбе можно добиться изменений.

- Вы уже закончили спортивную карьеру?

- У меня каждый день бой, и жизнь - борьба. Что касается соревнований, я хочу пригласить всех желающих 4 мая в Мангейм, боксировать будет Владимир, он отстаивает свой титул. Что касается меня, то когда я завершу свою боксерскую карьеру, то редакцию ЛІГАБізнесІнформ обязательно поставлю в известность одной из первых.

Полная видеозапись конференции

Досье на Виталия Кличко