Ян Томбинский: Просьба об острочке ассоциации из Киева не звучала
27 июня Украина может стать полноценным ассоциированным членом Европейского Союза. Однако новая власть хочет большего и рассчитывает в ближайшие годы добиться полноправного членства в объединении. Тем временем на востоке растет угроза. Владимир Путин продолжает воевать против Украины и угрожает западной цивилизации полномасштабной войной и переделом границ в Европе. В интервью ЛІГАБізнесІнформ посол ЕС в Украине Ян Томбинский говорит, что Россия должна помнить уроки истории и не повторять ошибок, некоторые из которых уже нанесли непоправимый вред. "Боюсь, что теперь не удастся избежать возникновения серьезных антироссийских настроений в Украине", - отмечает посол, комментируя возврат российских властей к инструментам времен холодной войны. Евросоюз, по словам Томбинского, отдает себе отчет в том, какую угрозу представляет путинский режим для демократии и объединенной Европы. "Теперь нужно думать над новой стратегией защиты и найти ответ на эту угрозу", - говорит дипломат.
- Европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле заявил, что ЕС должен расширяться, в том числе за счет Украины. Когда Киев и Брюссель смогут говорить о реальной задокументированной перспективе членства Украины в ЕС? Если Украина Януковича заслуживала ассоциации, то почему Украина без Януковича не заслуживает большего?
- Соглашение об ассоциации нацелено не на Украину Януковича или Украину Порошенко. Оно нацелено на украинцев и на отношения между Украиной и Европейским Союзом, независимо от того, как будут меняться правительства и парламенты. Это стратегическое решение, отвечающее пожеланиям большинства украинцев.
Сказанное Штефаном Фюле - это реакция на то, о чем говорят в Европе. Но не стоит заглядывать слишком далеко. Необходимо каждый день имплементировать соглашение об ассоциации. Сделав это, мы сможем открыть следующую перспективу Украины. Это не будет быстрый процесс. Однако я не знаю, каким будет Евросоюз через 5-10 лет. ЕС все время меняется.
Направление избрано украинским народом. Давайте шаг за шагом будем идти и внедрять в жизнь необходимые действия. На сегодня я не встречал ни одного партнера в Украине, который бы сказал, что Украина готова к членству в ЕС.
- Понимает ли Европейский Союз, как много сделал украинский народ для идеи объединенной Европы? Иногда складывается впечатление, что украинцы больше заинтересованы в перспективах Евросоюза, чем даже отдельные члены объединения.
- Мы знаем, как много украинцы сделали. Это огромный вызов, а также большой вопрос для членов Европейского Союза - как ответить на желания украинцев. Но Евросоюз - это не только декларации, но прежде всего - имплементация серьезных реформ. Мы идем этим путем, и вопрос в том, готова ли Украина проделать необходимую домашнюю работу для того, чтобы пройти процесс преобразования. Европейский Союз будет помогать на этом пути всем, чем сможет, чтобы жертвы, которые принесли сотни людей в Украине, не были напрасны Мне трудно встретить человека, который скажет, что украинское государство сейчас чувствует себя хорошо - в отличие от украинского гражданского общества, это не так.
- Когда украинцы смогут ездить в Евросоюз без виз?
- Вся законодательная работа уже проведена. Еврокомиссия рекомендовала перейти ко второй части плана по либерализации визового режима с Украиной. Это, вероятно, потребует некоторого времени. Но все зависит от того, как быстро в Украине будут приняты необходимые решения.
- Wall Street Journal сообщила о том, что Петр Порошенко якобы просил европейских коллег перенести подписание заключительной части соглашения об ассоциации. После этого Порошенко заявил, что выступает за подписание соглашения на следующий день после. Вам что-нибудь известно - была просьба или нет?
- Ничего подобного не звучало. Европейский Союз о такой отсрочке не просили. До сих пор все говорили о 27 июня как дне подписания в Брюсселе второй части соглашения об ассоциации. Ничего не изменилось. Мы готовы подписать соглашение немедленно после вступления президента в должность. 7 июня будет инаугурация. После этого у нас есть 20 дней, чтобы подписать. Нужно будет собрать всех представителей стран ЕС. 27 июня мы все будем в Брюсселе, где попытаемся подписать соглашение с Молдовой и Грузией. Но это не мешает уже сегодня реализовывать все то, что записано в соглашении.
- Агрессия России против Украины: как вы считаете, почему страны ЕС медлят с внедрением не символических, а реальных секторальных санкций против Москвы? Разве прорывы боевиков из России через границу в Украину, поставки оружия и махинации с отводом войск вписываются в Женевские соглашения?
- Это сложный вопрос, который решается на уровне глав государств. Мы в посольстве ЕС не принимаем таких решений. Лучше об этом говорить с теми, у кого есть на это политические полномочия. Но у всех нас есть глаза и уши. Мы видим сегодня попытки подорвать стабильность в Украине. Нет вопроса в том, что нет этого понимания в ЕС.
- Но понимают ли страны ЕС всю степень угрозы, которая исходит от путинской России? Сегодня это Украина. Завтра могут быть страны Балтии и Восточной Европы.
- В Евросоюзе понимают эти угрозы. Достаточно послушать, о чем сегодня говорят в ЕС. В объединении обсуждают пути усиления европейской безопасности. Никто ранее не считал, что в Европе может быть такой конфликт. Теперь нужно думать над новой стратегией защиты и найти ответ на эту угрозу.
- Существует ли вероятность того, что Европейский Союз может под давлением России смягчить риторику и закрыть глаза на аннексию Крыма? Может ли Киев рассчитывать на твердую позицию Брюсселя в вопросе территориальной целостности Украины?- Все европейские политики, которых я слышал, говорят о том, что закрывать глаза на это никто не будет. Ранее в заявлении глав государств ЕС было сказано, что Евросоюз не признает аннексию Крыма. Действия России противоречат всем принципам международной безопасности. И в твердости позиции ЕС у меня нет сомнений.
- Может ли Европейский Союз помочь Украине в военно-техническом плане?
- Европейский Союз - не военное объединение. Это мягкая сила. Если говорить о военной помощи, то есть военные блоки в Европе и не только в Европе. Сегодня вопрос безопасности актуален как для Украины, так и для всей Европы. Конфликт России с Украиной дает импульс к тому, чтобы задуматься о безопасности и Европейского Союза тоже. В условиях Лиссабонских положений не записана европейская оборонная политика. До сегодняшнего дня нет договоренности об этом. Но то, что происходит сейчас, дает импульс к тому, чтобы обсудить этот вопрос.
- Как Евросоюз будет контролировать процесс внедрения реформ в Украине и имплементацию соглашения об ассоциации?
- Самый главный контролер - гражданское общество Украины. Поэтому мы предоставили инструменты помощи не только правительству, но и гражданскому обществу. Мы будем мониторить все процессы в Украине и помогать избегать ошибок. Но главным источником контроля может быть только украинское гражданское общество.
- Прокомментируйте результаты выборов в Европарламент. В Украине принято считать, что успех ультраправых и евроскептиков выгоден Путину и усложняет перспективы членства в ЕС потенциальным новым участникам.
- Еще рано говорить однозначно, потому что новый парламент не приступил к работе. Но это настоящий вызов для всех, кто заинтересован в построении Европейского Союза. Все законы, правила, договоры и институции ЕС базируются на понимании того, что у всех участников благие намерения и все желают укрепить Союз. Теперь мы имеем ситуацию, когда некоторые партнеры, особенно в Европарламенте, могут иметь другое видение. Например, как ослабить Европейский Союз изнутри. Поможет ли это России? Поможет ли это Путину? Посмотрим. Но преувеличивать влияние этих сил внутри ЕС я бы не стал. Возникновение антиевропейских сил - это реакция на ошибки управления в некоторых странах ЕС.
Кроме того, это реакция на экономический кризис. В таких условиях неизбежен рост числа сторонников популистов. Но не стоит все упрощать и искать причины только в этом. Нам стоит внимательно изучить этот вопрос.
- Как вы считаете, мы все сегодня - Украина, страны Евросоюза, Россия - в состоянии новой холодной войны? И какой вы видите выход из этого кризиса?
- Европейская концепция развития базируется на принципе открытости и разделения ответственности. Соответственно, холодная война может быть навязана лишь другой стороной. Я надеюсь, что возобладает понимание, что такой тип отношений не в интересах кого бы то ни было. Единственный путь - вернуться к кооперации и разделению ответственности. Если конфликт начнется, его будет очень сложно остановить.
Мы должны помнить историю и избегать ошибок. Но я боюсь, что теперь не удастся избежать возникновения серьезных антироссийских настроений в Украине. Ранее на большей части Украины это не встречалось. Теперь ситуация изменилась. Это реакция на то, что происходит. Вопрос в том, какие будут последствие таких стереотипов в длительной перспективе. Ведь избавляться от стереотипов очень сложно. Никто в Европе не желает холодной войны.