"До 2010 года в Киеве практически не было воров в законе. А тех, кто оставались - Лера Сумской, Вася Ушатый, мы гоняли по стране, чтоб им тут раздолья не было", - вспоминает о былых заслугах милиции генерал в отставке, экс-глава столичного главка МВД, а теперь народный депутат от оппозиции Виталий Ярема.

В интервью ЛІГАБізнесІнформ Ярема рассказал, как нынешняя власть ухудшила работу и без того "советской" украинской милиции, поделился соображениями о качествах нынешнего главы МВД и заявил, что правоохранители должны подчиняться Верховной Раде.

- О необходимости реформы МВД говорят много, но конкретных предложений почти нет. Что именно следует сделать: сменить личный состав, ввести пожизненные сроки за коррупцию, повысить зарплаты в 10 раз, переименовать милицию в полицию?

- Конкретно я вносил предложения о создании Национального бюро расследований с широкими полномочиями, которое было бы подотчетно исключительно Верховной Раде. Это же записано в программе Батькивщины. Впрочем, это требует внесения изменений в Конституцию, но мы будет работать в этом направлении.

Сегодня у нас ветви власти не могут, по Конституции, влиять друг на друга, поэтому милиция, подчиненная исполнительной власти, избавлена от контроля законодательной. Единоличный глава исполнительной власти - президент и, как следствие, его Партия регионов руководят всеми правоохранителями. Министр связан по рукам и ногам. Потому там сегодня даже не донецкое руководство, а начальники из Енакиево, Горловки и Дебальцево.

Руководство же Национального бюро расследований, назначаемого и снимаемого с должностей Верховной Радой, причем конституционным ее большинством, было бы независимым органом и от президента, и от министров.

Должен отметить, что реформа правоохранительной системы в Украине вообще никогда не проводилась. У нас милиция как была советской, так и остается. Раньше она подчинялась первому секретарю Компартии, а сегодня слушается президента.

В идеале полиция должна работать независимо от политической погоды в стране. У полиции должны быть функции, которые дадут ей право привлекать к ответственности высшие должностные лица. Но в Украине об этом не может быть и речи.

- То есть все-таки полиция вам нравится больше, чем милиция?

- Когда речь идет о профессиональной структуре, то слово "полиция" более уместно. Милиция ведь - это военизированный отряд, ополчение. Просто после второй мировой войны у нас слово "полицай", "полицейский" приобрело негативный оттенок. Я не считаю необходимым условием реформы правоохранительной системы переименование милиции в полицию, суть не изменится.

- Вы говорите, что глава МВД связан по рукам и ногам, а ранее утверждали, что министр Захарченко - не компетентен. Какая из этих характеристик ближе к истине?

- Он решает какие-то мелкие вопросы - борьбы с хулиганами, например. Но легко закрывает глаза на нарушение закона, если на то будет воля кого-то из окружения президента. Вспомним события 18 мая и БТР в центре Киева. Это ведь организовала власть, и Захарченко, я уверен, последний, кто за этим стоит. Но милиция позволила произойти провокации. Значит, руководство МВД легко переступает закон. Значит, МВД сегодня руководят из администрации президента, а там люди немного неадекватные. И если министр это понимает и его это устраивает, то он некомпетентен как правоохранитель.

- 19 августа на скандальной сессии Киевсовета вы столкнулись с бойцами "Беркута". Почему пошли на эту провокацию, если как генерал не можете не понимать, что они просто выполняли приказ?

- Есть закон, и если выполняя приказ, милиция нарушает его, значит, это преступный приказ. 19 августа у Киевсовета я подошел к "Беркуту", сказал: "Ребята, я иду выполнять свои обязанности как народный депутат Украины, вот мое удостоверение". После этого я перелез через их заграждение, и тут же меня за горло схватили, выбросили, при этом избивая других депутатов. Это преступление, а не выполнение приказа.

Кстати, мне известно из своих источников, что лично Захарченко в министерстве рассказывал, что "генерал Ярема полез в драку с молодыми правоохранителями". Захарченко своим поведением подстегивает "Беркут" к противоправным действиям. Это нормально? Если бы он был цивилизованным, образованным человеком, он бы так себя не вел. Захарченко толкает милиционеров на преступления, и когда-нибудь он за это ответит. Никуда не денется.

А вспомните раздачу на Майдане футболок "Спасибо жителям Донбасса". "Беркут" тогда их отнял у хозяев и увез. Это ограбление. Статья 186, часть 3 Уголовного кодекса. Преступления милиции при нынешнем режиме я могу перечислять долго.

- Один из самых громких скандалов последних лет с участием милиции - врадиевское изнасилование. Начался суд по этому делу. Ранее вы заявляли, что решение будет незаконным. Ваш прогноз: обвиняемых милиционеров оправдают?

- Это дело стало политическим, и его исход будет зависеть от политической воли высшего руководства государства. Захотят - накажут, захотят - оправдают. Как "папа" скажет, так и будет. Именно потому, что дело решается не в суде, я и говорил, что оно будет вне рамок закона. Прогнозировать не берусь.

- В прошлом году вы стали народным депутатом, выиграв выборы в киевском мажоритарном округе. После выборов в Дарницком районе появились листовки от вашего имени с отчетом о невыполненных предвыборных обещаниях. Кто заказчик?

- Я знаю, кто заказчик,  но не скажу, чтобы не рекламировать этого человека. Листовки были сделаны и распространялись с прицелом на выборы в Киевсовет, чтобы понизить мой авторитет на округе. Я сам бы не баллотировался, но мог агитировать за кого-то из кандидатов от Батькивщины. И этот кандидат выиграл бы, потому что 80-90% киевлян эту власть просто ненавидят. Результаты выборов в Раду это подтвердили. Кстати, листовки сделаны качественно, дорого. Я прошел выборы и понимаю, сколько это все стоит. Жаль только, что мои оппоненты зря деньги потратили - на Дарнице умные люди живут, во всем разберутся.

- Кстати, о деньгах. Сколько стоят ваши часы?

- Это OMEGA (производства Швейцарии, - ред.). Друзья подарили на день рождения лет десять назад. Их стоимость приблизительно 15-20 тысяч гривень. Металлический корпус. Не самые крутые часы, но очень удобные, и марка хорошая.

Со "смотрящими" никто не борется. А порой даже проходят общие совещания регионального руководства МВД и представителей криминальных структур
- Вам известна одна из насущных проблем жителей Дарницкого района - проблема незаконных хостелов (или общежитий), в которых живут по несколько десятков заробитчан? Порой доходит до открытых конфликтов между жильцами и такими неблагополучными соседями. Вы работаете над решением этого вопроса?

- Законопроект о запрете деятельности хостелов в жилых домах мною предложен и находится на рассмотрении профильного комитета парламента.

- В своих выступлениях вы много говорите о так называемых "смотрящих" в Украине. Все чаще появляется информация о том, что именно "смотрящие" руководят целыми регионами, а вовсе не официальные власти - мэры, губернаторы. Но неужели их не было, когда вы работали в милиции?

- Как бы там ни было, но с 2005 по 2010 год (Ярема тогда возглавлял ГУ МВД Украины в Киеве, - ред.) в столице практически не было воров в законе. Милиция следила за этим. Говорю "практически", потому что, например, Антимоса Кухилаву мы выслали из Украины уже в последний год моей работы (вор в законе Антимос был депортирован в Грузию 28 мая 2009 года с запрещением въезда на территорию Украины сроком на пять лет, - ред.). Спокойной жизни ворам не было. Оставались, конечно, некоторые - Лера Сумской, Вася Ушатый, но мы их гоняли прилично, делали максимально все для того, чтобы им в Украине было дискомфортно.

Сейчас же ситуация просто катастрофическая, со "смотрящими" никто не борется. А порой, у меня есть такая информация, даже проходят общие совещания регионального руководства МВД и представителей криминальных структур.

- Вы же не хотите сказать, что 2005-2010 годы в Киеве и в Украине прошли без криминала?

- Конечно, нет. И в нашей работе были ошибки, но такого, как сейчас, не было. Сегодня раскрытие преступлений у нас 7%, это только по Киеву. В метро невозможно зайти, чтобы не порезали карман. В Дарницком районе сегодня случается в среднем 10 ограблений в день. При нас по городу суточная статистика была меньше.

Сегодня работает система взаимодействия государственной власти, в том числе и милицейской, с криминалом. При мне такого не было. Чемоданы со взятками мне не заносили, в этом я могу поклясться перед Богом.

- Так может, разрешить гражданам ношение оружия в целях самозащиты, как это предлагают ваши партнеры по оппозиции из Свободы?

- Этого нельзя делать, пока у нас можно за деньги купить медицинскую справку или, подкупив участкового инспектора милиции, нарушать правила хранения и перевозки оружия. В таких условиях продажа оружия может привести к ухудшению криминогенной ситуации.

- Не думаете о том, чтобы вернуться на службу в МВД в случае смены власти?

- О постах я бы сейчас не говорил, но могу заверить, что хотел бы снова вернуться и поработать в милиции. Политика сегодня - это сфера, в которой нужно обманывать, врать, обливать грязью - мне, как человеку в погонах, это не по душе. Но при нынешней власти я в милиции работать не буду.