Россия нарушила ряд международных норм: правовой анализ
Решение Совета федерации Федерального собрания РФ поддержать обращение президента Владимира Путина о введении "ограниченного воинского контингента" вооруженных сил России на территорию Украины нарушает целый ряд международных документов. Об этом говорится в обращении Украинской ассоциации международного права.
В частности, это решение принято в нарушение Устава ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года, Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, а также ряд других международных договоров. Демонстративный отказ России от предварительных консультаций с Украиной и государствами-гарантами ее территориальной целостности (Великобританией, США, Францией и Китаем) является показательным пренебрежением ее международно-правовыми обязательствами, закрепленными в Будапештском меморандуме 1994 года, считают в ассоциации.
По мнению экспертов, Совет федерации РФ исказил содержание нормы международного права по ситуациям, когда защита прав и законных интересов граждан, находящихся за рубежом, требует военного вмешательства страны их гражданства. Согласно Конституции Украины и нормам международного права, Крым является неотъемлемой составной частью Украины и одной из административно-территориальных единиц государства Украина. Ни одна из уполномоченных национальных, иностранных или международных организаций не заявляла о нарушениях на территории Украины прав человека, - следовательно, обращение самопровозглашенных руководителей Крыма к российским властям о предоставлении военной помощи является противоправным.
Кроме того, ассоциация констатирует существенное нарушение положений Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 8 августа 1997 года (действие которого было продлено в апреле 2010 г.), - в частности, пункта 1 статьи 6 соглашения, где отмечается, что военные формирования ЧФ РФ "осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, уважают суверенитет Украины, соблюдают ее законодательство и не допускают вмешательства во внутренние дела Украины". Нарушен также пункт 2 статьи 8 , согласно которому военные формирования ЧФ РФ "проводят учения и другие мероприятия боевой и оперативной подготовки в пределах учебных центров, полигонов, позиционных районов и районов рассредоточения, стрельбищ и, кроме запрещенных зон, в отведенных зонах воздушного пространства по согласованию с компетентными органами Украины".
"Насколько нам известно, такого согласования с компетентными органами Украины со стороны соответствующих органов РФ не было. Однако российские военные… покинули места своей дислокации вопреки нормам соглашения", - говорится в обращении.
Члены Украинской ассоциации международного права расценивают действия России как акт агрессии, что является международным преступлением: "Международное право предусматривает особый режим международной ответственности государства, которое нарушило императивные нормы общего международного права, а лица, виновные в совершении преступления агрессии, несут индивидуальную уголовную ответственность по международному праву".
"Использование Россией в качестве повода для военной агрессии виртуального нарушения коллективных прав населения определенного региона или регионов Украины в будущем с большой вероятностью станет прецедентом для аналогичного военного вмешательства во внутренние дела других государств со стороны многонациональной РФ и может быть использовано другими государствами для вмешательства в дела России и поддержки сепаратистских движений в ее составных частях", - предупреждают также в ассоциации.
По мнению экспертов, действия России создают правовые основания для реализации Украиной права на индивидуальную и коллективную самооборону, закрепленного в статье 51 Устава ООН. Украина также имеет право приостановить исполнение любых своих обязательств по двусторонним договорам с Россией, в частности, относительно временного базирования Черноморского флота Российской Федерации в Крыму.