Ирина Зайцева: Нужны единые принципы ВНО, в том числе по истории
Во внешнем независимом оценивании знаний (ВНО) в этом году примут участие 320 тысяч украинских абитуриентов. Кампания начнется 3 июня и завершится 11 июля. Директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО)Ирина Зайцева рассказала ЛІГАБізнесІнформ о проблемах, перспективах и особенностях национального ВНО.
- В январе первый заместитель спикера Рады, коммунист Игорь Калетник, говоря о необходимости парламентских слушаний по ВНО, заявил, что система тестирования в Украине себя не оправдала, и, чтобы окончательно не потерять качество образования, стоит вернуться к практике вступительных экзаменов…
- Это, собственно, лишь мнение господина Калетника. Его однопартийцы предлагали провести парламентские слушания относительно ВНО, и сначала планировалось провести эти слушания 22 мая, против чего я как руководитель центра категорически протестовала. Слушания за 10 дней до начала тестирования - это, во-первых, абсолютно неразумно, во-вторых, нам нечего будет обсуждать, ведь то, что касалось прошлого года, уже обсудили. Мы предложили перенести слушания на сентябрь, но в комитете по вопросам образования и науки это предложение было отклонено. Глава комитета Лилия Гриневич тогда четко сказала (и я с ней согласна), что вопрос ВНО уже обсуждался, и сейчас время заняться качеством образования в общеобразовательных школах.
- И все же, бытует мнение, что метод тестирования, по сути, скопированный с западной системы образования, может оказывать лишь негативное влияние на эрудицию подрастающего поколения. Тесты не приучают детей вербализировать знания и решения; а когда коммуникации между ребенком и педагогом нет, когда достаточно просто выбирать правильный вариант ответа, способность легко выражать свои мысли и идеи в устной форме постепенно теряется…
- Я с таким мнением не согласна, потому что устная речь и речь письменная абсолютно связаны. Скажу как филолог - если первичная устная речь у человека правильная, соответственно, он и пишет лучше. И наоборот.
- Но отрицать пользу тестовых заданий, предусматривающих написание собственного варианта ответа, нельзя.
- Конечно, в нашей системе есть что совершенствовать. Действительно, было бы очень хорошо, если бы по всем дисциплинам были задания открытого типа, то есть если бы от абитуриента требовалось письменное высказывание. К сожалению, такие задания сейчас есть лишь в языковых тестах - по украинскому и русскому языкам, а также по иностранному языку на выбор. Мы планируем ввести такие же, например, в тест по математике, сейчас как раз над этим работаем.
- В математических тестах в следующем году идея найдет реализацию?
- По крайней мере, мы обратились с таким предложением в министерство. Пока я говорю об этом очень осторожно: как вы понимаете, это ведь дополнительное финансирование. Деньги нужны, во-первых, для разработки заданий, во-вторых, для обучения экзаменаторов, которые будут проверять тесты. Кстати, одно из предложений УЦОКО - дополнительно ввести аудиозадание к тестам по иностранному языку. Когда мы начнем такое практиковать, это как раз и будет устная речь, о которой вы говорите.
- Не совсем согласна - все упомянутые персонажи есть в тестовых заданиях. Другое дело, что о том, что попадет в тесты этого года, мы узнаем 19-20 июня, когда будет проводиться тестирование по истории. Вообще, УЦОКО не занимается разработкой программ, и это правильно. Задание центра - сделать так, чтобы тесты соответствовали программе ВНО, которая утверждается Институтом инновационных технологий и содержания образования МОН, разрабатывается и утверждается министерством. И с другой стороны, чтоб эти тесты полностью соответствовали программам - то есть, чтобы в тестах не было того, чего нет в учебниках. Программа по истории Украины однозначно будет пересматриваться (программы по другим предметам у нас сейчас переутверждаются - как раз готовится указ), она будет разрабатываться отдельно от других программ. Все эти замечания необходимо будет учесть, когда будет создаваться группа по разработке программы. УЦОКО подаст свое собственное предложение по этому вопросу.
- То есть вы все же усматриваете некую политизацию?
- Я думаю, что политизации нет. Политизация в одном - у нас абсолютно разная Украина, и нам просто необходимо выработать принципы создания программ вообще, не только по истории. Если у нас существуют разные региональные приоритеты, то нужно четко определить, каким образом это отображать в наших учебниках. Проблема только в этом. Извините, но каждый тянет одеяло на себя, и этим разговорам о политической мотивации не будет конца, если мы не разработаем принципы. И это должно быть абсолютно неполитизированно.
- Насколько я понимаю, тесты разрабатывают и педагоги, и научные работники. Кто наделен полномочиями назначать разработчиков тестов?- Разработка тестов - непростая процедура. Кто угодно, любой гражданин Украины (не обязательно педагог, но как правило это педработники) может составить тестовое задание и прислать его в УЦОКО. Мы принимаем его, а дальше этот тест трижды проходит экспертизу.
- Она не проводится ни в УЦОКО, ни в Министерстве образования и науки - для этого мы привлекаем независимых экспертов. Они не знакомы друг с другом. Это люди, которые зарекомендовали себя как специалисты.
- Кто эти люди?
- Это могут быть представители любых вузов, любых общеобразовательных средних школ. У нас есть целый банк экспертов. Конечно, это информация для служебного пользования. Мы уже знаем, к кому обращаться, но хочу еще раз подчеркнуть - они никак не пересекаются друг с другом. А что касается предлагаемых тестов, они должны позитивно пройти все три экспертизы. Если задание получило негативные оценки по результатам двух экспертиз, оно не включается в тесты, как не прошедшее апробацию.
- Почему тестирование называется внешним и независимым? От кого оно независимо? Ведь кампания проводится в системе среднего и высшего образования, с привлечением МОН и УЦОКО. В конце концов, тесты составляют учителя и преподаватели, они же проводят и само тестирование.
- Человек, получивший аттестат, находится уже вне системы среднего образования. Кстати, в этом году 25% людей, зарегистрировавшихся на участие в ВНО, - это выпускники прошлых лет. Некоторые из них окончили школу 10 лет назад, некоторые - 5 лет назад. Поэтому можно говорить, что ВНО проводится не в системе высшего образования и не в системе среднего - оно как некая перемычка. Учитель и преподаватель смотрят на абитуриента по-разному. Именно потому тестовое задание, подготовленное учителем, отправляется обязательно преподавателям высшей школы - идет пересечение.
Кстати, тесты, которые абитуриенты сдали, к примеру, в Донецком региональном центре оценивания, никогда там же не проверяются. Они могут попасть на проверку в винницкий или в симферопольский, или в любой другой. И так по каждому предмету. Есть карта-шахматка, определяющая схемы проверки так, чтобы выбор центра был случайным. Поэтому тестирование и называется внешним и независимым.
- Ежегодно в розничную торговую сеть запускаются шпаргалки с ответами по тестовым заданиям. Иногда это откровенная профанация...
- Мы не можем нести ответственность за качество шпаргалок, здесь я вижу один путь: если и пользоваться какими-то пособиями, то проверять, видели ли их в УЦОКО. Если издательство к нам обратилось и мы одобрили его пособие, там будет гриф, который предоставляется МОН по нашему представлению. У нас такой продукции немного - в этом году пролицензировали 13 пособий. Их перечень есть на нашем сайте, все остальное не имеет к нам никакого отношения.
- Для проведения кампании в этом году государство до сих пор не выделило несколько десятков миллионов гривень. Если денег не будет, как это скажется на кампании-2013?
- На качество кампании, на абитуриентов это не повлияет, но зато затронет имидж ВНО. Мы не сможем рассчитаться с работниками на пунктах тестирования (с инструкторами и руководителями), а их очень много - примерно 60 тысяч. Конечно, эти люди проведут тестирование, они неслучайны, но можете себе представить, как педработники, у которых обычно очень низкие зарплаты, воспримут эту невыплату. Впрочем, надеемся, что депутат Гриневич сможет убедить коллег в важности финансирования кампании, и до начала ВНО парламент решит этот вопрос.
- Судя по последним событиям в Верховной Раде, головы у депутатов заняты другими вопросами. Разговоры о самороспуске, референдуме, выездные заседания, блокады… Как планируете достучаться до парламента?
- Да, последние события вызывают опасения, но надеюсь, что необходимость решения вопроса ВНО станет одним из факторов объединения народных депутатов. Кстати, единственный человек, с которым я еще не говорила о наших проблемах, это президент. Если с Верховной Радой ничего не получится, буду пытаться говорить с ним. Знаете, в разговорах с депутатами, со спикером противостояния я не ощущаю. Председатель Рады постоянно обещает поддержку, но чтобы это была действительно поддержка, нужно выделить деньги. Я надеюсь на июнь, потому что пока еще не перераспределялись бюджетные средства после первого квартала. В прошлом году перераспределение было в июне, нашу проблему тогда решили. Хочется, чтобы в этом году деньги выделили раньше.